Руководство Азербайджана начинает 2025 год в привычной для себя манере ведения дел с Арменией с позиции силы. Все прошедшие после 44-дневной войны в Карабахе осенью 2020 года почти пять лет власти крупнейшей закавказской республики на фоне переговоров о заключении мирного договора с соседней страной пытались диктовать ей собственные условия. Подобный курс нашёл своё подтверждение в минувший вторник, когда президент Ильхам Алиев дал большое интервью местным телеканалам.
Азербайджанский лидер, с одной стороны, в очередной раз засвидетельствовал готовность Баку достичь устойчивого мира с Ереваном. Однако его общий жёсткий тон с довольно недвусмысленными предупреждениями в адрес армянских властей не располагает к оптимизму относительно достижения такого мира в ближайшем будущем.
Как известно, проект соглашения «Об установлении мира и межгосударственных отношений между Республикой Армения и Азербайджанской Республикой» по обоюдному признанию сторон к сегодняшнему дню «готов на 90%». Остающиеся несогласованными положения договора включают условия/требования Баку о свёртывании наблюдательной миссии Евросоюза на армяно-азербайджанской границе (с февраля 2023 года в рамках двухгодичного мандата действует исключительно на территории Армении), отзыва сторонами поданных ими ранее исков друг против друга в международные судебные инстанции, а также расформирование Минской группы (МГ) ОБСЕ, которая с середины 1990-х годов и вплоть до 44-дневной войны занималась урегулированием карабахского конфликта и де-факто бездействует после начала специальной военной операции России на Украине (сопредседателями МГ ОБСЕ были и до сих пор номинально остаются Россия, Франция и США).
К этому списку азербайджанских условий/требований в последние месяцы добавились «настоятельные пожелания» об исключении из Конституции Армении положений, где, в понимании Азербайджана, содержатся территориальные притязания в его адрес (преамбула Основного закона Армении отсылает к принятой в 1990 году Декларации независимости, где в свою очередь упоминается воссоединение Армении и Нагорного Карабаха. — Ред.), а также о необходимости «демилитаризации» Армении.
Во вчерашней беседе с представителями азербайджанских СМИ Алиев фактически подтвердил актуальность всех указанных условий/требований, причём сделал это в весьма безапелляционной форме.
«Надеюсь, что все наши условия относительно мирного договора также будут приняты, потому что в них нет ничего экстраординарного. Упразднение Минской группы (ОБСЕ), изменение Конституции (Армении) — без этого мирный договор невозможен», — подчеркнул он.
И добавил:
«Если Армении не нужен мирный договор, то он не нужен и нам. Мы и без его подписания сможем жить и проводить свою политику».
Наиболее жёсткий акцент был сделан на теме вооружения Армении зарубежными образцами ударных и оборонительных систем. Больше всего, как и прежде, «досталось» Франции, которая по сути в единственном числе, среди всех других западных государств — членов НАТО, после 44-дневной войны вступила в плотный контакт с Арменией в оборонной сфере, заключила ряд оружейных контрактов.
«Армения должна немедленно остановить (своё) вооружение. Франция и другие страны, поставляющие ей оружие, должны расторгнуть и аннулировать эти контракты. Уже поставленное в Армению оружие должно быть возвращено. Это наше условие. Теперь пусть кто как хочет, так и воспринимает это. Я говорю своё слово, и они, и те, кто за ними стоит, тоже знают, что если мы что-то говорим, то относимся к этому очень серьёзно», — в практически ультимативной форме заявил Алиев.
В июне 2024 года стало известно о подписании контракта на поставку Еревану французских самоходных артиллерийских установок (САУ) Caesar. Вслед за этим в Министерстве обороны Азербайджана заявили, что таким образом французские власти ведут «провокационную деятельность на Южном Кавказе и препятствуют нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном, обеспечению стабильного мира в регионе».
Алиев накануне подтвердил данную оценку, указав, что «милитаризация» Армении нынешними высокими темпами приведёт только к новой напряжённости на Южном Кавказе.
Дальше — больше. Азербайджанский лидер охарактеризовал соседнюю страну «фактическим источником угрозы для региона» и указал, что «независимое армянское государство по сути является фашистским государством, поскольку этой страной на протяжении почти 30 лет руководили носители фашистской идеологии, они сформировали эту страну по своему подобию» (цитата по Азербайджанскому государственному информагентству, АЗЕРТАДЖ).
Утверждая, что Азербайджан «соседствует с фашистским государством и опасность фашизма не исчезла», глава республики указал:
«Поэтому фашизм должен быть уничтожен. Его уничтожит либо руководство Армении, либо мы. Другого выхода у нас нет».
Алиев затронул и тему происходящих в мире геополитических изменений, связав их с послевоенной ситуацией в Закавказье. Посоветовав армянской стороне «хорошо взвесить всё», в том числе и геополитические сдвиги в сопредельных регионах, президент Азербайджана представил своё видение:
«Их (Армении) близкие друзья с позором сходят с политической арены. Вот вчера пришло известие о том, что близкий друг Армении и Пашиняна господин Трюдо (премьер-министр Канады Джастин Трюдо. — Ред.) был вынужден уйти в отставку. Эта та страна, которая во время и после второй карабахской войны заняла ярую антиазербайджанскую позицию, и она недалеко ушла от Франции. Что касается Франции, то что сейчас там происходит на политической арене? Это видят все».
По всей видимости, единственным позитивным для Еревана сигналом из уст Алиева стало его заявление, что следующая встреча комиссий по делимитации границы между Арменией и Азербайджаном должна состояться в текущем месяце.
«В любом случае мы предложили это»,— отметил президент республики. — отметил президент республики.
Напомним, после делимитации и демаркации участка границы протяжённостью 12,6 км (Тавушская область Армении — Газахский район Азербайджана) весной прошлого года стороны в конце августа подписали регламент по проведения делимитационных работ. Согласно этому документу, Ереван и Баку должны согласовать, какие участки границы будут делимитированы и в дальнейшем демаркированы на последующих этапах.
Итак, можно с уверенностью констатировать, что поводов для беспокойства у армянского руководства последние заявления их азербайджанского контрпартнёра заметно прибавили. Наши предыдущие оценки о том, что Алиев не намерен форсировать переговорный процесс и выйти в ближайшие месяцы на подписание мирного договора с Арменией находят свои очевидные подтверждения. Баку требует от Еревана фактически все мыслимые и немыслимые дальнейшие уступки, пользуясь своим статусом победителя по итогам второй карабахской войны.
К чему может привести подобный агрессивный стиль «дожатия» армянской стороны за переговорным столом, думается, не сложно предположить. Идя на новые уступки, правительство Никола Пашиняна с малой вероятностью сумеет сохранить свои внутриполитические позиции за примерно полтора года до очередных парламентских выборов (должны пройти в июне 2026 года). С другой стороны, жёсткое отклонение подобных условий/требований с целью добиться заключения мира любыми средствами чревато уже региональной дестабилизацией, новой масштабной эскалацией с непредсказуемыми для Еревана последствиями.