Разнонаправленная динамикаВ 2,5 раза вырос спрос на коммерческий транспорт китайских брендов, сообщили «Известиям» в агрегаторах по продаже автомобилей. По данным «Авто.ру», их доля за год достигла трети на рынке.
В 2024 году количество предложений по продаже увеличилось на 106% по сравнению с тем же периодом 2023-го. Доля новой китайской техники за осень 2024-го составила 30,9%, показав прирост почти в 5% по сравнению с осенью 2023-го.
Лидирующие позиции китайские производители занимают в категориях седельных тягачей и грузовиков. Сейчас их доля на этом рынке превышает 70%, сообщили в «Авито.Спецтехнике». В отдельных категориях на российские бренды приходится только 5,45%.
В ГК «Деловые линии» отметили, что за прошедший год их автопарк пополнился примерно 200 новыми китайскими грузовыми автомобилями, что отражает общую тенденцию рынка к диверсификации поставщиков транспортных средств.
— Компания придерживается сбалансированного подхода к формированию автопарка, который сегодня насчитывает порядка 9 тыс. транспортных средств, — сказал заместитель генерального директора по развитию ГК «Деловые линии» Дмитрий Хрущалев. — Мы тестируем разные марки как грузового, так и коммерческого транспорта, налаживаем партнерские отношения с ведущими российскими и китайскими производителями автомобилей.
Заместитель генерального директора логистической компании «Авто-ПЭК» Важа Такидзе отметил, что, согласно их стратегии развития, они не пополняют свой автопарк из-за резкого роста ставок лизинга — до 25%, в зависимости от категории техники.
— Кроме того, согласно данным ассоциации «АвтоГрузЭкс», повышение утильсбора с начала октября привело к росту средней стоимости иностранных грузовиков на 12%, до 9,8 млн рублей, — добавил Важа Такидзе. — Сейчас парк «Авто-ПЭК» состоит более чем из 2500 транспортных средств грузоподъемностью от 1,5 до 20 т.
Несмотря на отказ от увеличения своего автопарка, компания регулярно занимается его обновлением.
— Для этого за год «Авто-ПЭК» приобрел 250 новых транспортных средств, из которых 120 — автомобили китайских производителей, — отметили в «Авто-ПЭК». — Большая часть из них — магистральные тягачи.
Согласно данным агентства «Автостат» и Минпромторга, за первое полугодие 2024 года рынок коммерческого транспорта показал разнонаправленную динамику. Так, продажи грузовиков снизились на 3,6% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. А легкий коммерческий транспорт показал рост в 28,2%.
Доцент кафедры стратегического и инновационного развития Финансового университета Михаил Хачатурян рассказал, что 27–28% рынка занимают отечественные бренды («ГАЗ», «ВАЗ», «КамАЗ», «УАЗ»), около 5% — белорусские, 9,4% занимают китайские марки. Оставшиеся 57–58% составляют другие марки, в основном западные, ввезенные по параллельному импорту.
Тренды коммерческого транспортаРынок испытывает ощутимый прессинг со стороны китайских производителей, отметил автоэксперт Иван Волин.
— Российские автомобили могут составить конкуренцию китайским и успешно продаваться наравне с ними, — полагает он. — Главные их преимущества — простота ремонта, обслуживания и наличие запчастей. В отличие от легковых автомобилей с грузовиками тягаться тяжело, поскольку эта техника качественнее и обладает внушительным набором положительных качеств. Китайский коммерческий транспорт намного более продвинут и считается серьезным конкурентом на мировом рынке, чем легковой.
Михаил Хачатурян считает, что такая структура конкуренции сохранится и в 2025 году. Возможны перетоки долей в 1–3% между участниками из Китая, России или представителями Запада.
— Наиболее перспективными направлениями развития рынка коммерческого транспорта представляются вопросы сервисного обслуживания и цифровизации, — добавил он. — Кроме этого, важный фактор — создание беспилотного коммерческого, разработка электрического и перевод транспорта на газомоторное топливо.
В ближайшее время начнется рост продаж авто и для наземного общественного транспорта, поскольку в России идет его постепенная модернизация, добавил Иван Волин.
— Полагаю, в некоторых регионах они точно будут заменены на аналоги из Китая, — полагает он. — При этом российский коммерческий транспорт не столь плох, и конкурентоспособность его ощутима на отечественном рынке.
При условии расширения числа локализованных на территории России производств китайских брендов стоит ожидать обострения ценовой конкуренции с их стороны, считает Михаил Хачатурян. По его словам, отечественным производителям стоит уделить внимание вопросам повышения конкурентоспособности собственных марок за счет внедрения инновационных подходов и расширения линейки.