Сложившаяся в США избирательная система не может не вызывать удивления. Прежде всего, речь идет о полном несоответствии электоральных практик, сформированных в стране, каноническим представлениям о демократии, основанным на открытости и транспарентности электоральных процедур. Вопросы вызывает даже не отсутствие всеобщего избирательного права при избрании первого лица государства и не формирование практик, целенаправленно сужающих конкуренцию до двух возможных вариантов. Проблемы гораздо глубже. Речь идет о явном нарушении фундаментальных основ демократической избирательной системы – гарантиях реализации активного избирательного права для граждан США. Иными словами, американская избирательная система не позволяет дать утвердительный ответ на вопрос: кто же участвует в голосовании? Неразвитость процедур общественного контроля, практически полное отсутствие международного наблюдения в ряде штатов, архаичность процедур регистрации избирателей и недостаточность контроля за списками избирателей, непрозрачность форм голосования – вот неполный перечень проблем американской избирательной системы сегодня. Начнем с массового досрочного голосования, которое в США начинается за полтора месяца до выборов, и о почтовом голосовании. На президентских выборах 2020 года, по данным исследовательского проекта Университета Флориды U.S. Elections Project, досрочно проголосовало более 100 млн человек. Эта цифра составляет 40% от всех имеющих право голоса граждан США. Иными словами, именно проголосовавшие досрочно являются основной частью избирателей, принявших участие в голосовании, а, следовательно, именно они определяют итоговый результат. Из проголосовавших досрочно только треть, 35,7 млн, пришли на избирательные участки лично. Две трети воспользовались услугами почты. В 2024 году этот рекордный показатель, по всей вероятности, будет превзойден. Уже сейчас, за две с лишним недели до дня голосования, досрочно, в том числе, по почте, проголосовали свыше 5 млн избирателей. При этом в Джорджии в первый день досрочного голосования проголосовали почти 330 тыс. избирателей. Для сравнения, четыре года назад эта цифра составляла 136 тыс. Важно отметить абсолютную непрозрачность почтового голосования. Вопросы вызывает и процедура досрочного голосования на избирательных участках. И это при том, что Джорджия входит в число семи колеблющихся штатов, от голосования в которых напрямую зависят итоги выборов. Досрочное голосование проходит на фоне скандалов, связанных с выявленными проблемами с регистрацией избирателей, а также утверждениями о возможном массовом участии в выборах неграждан США, в том числе нелегальных мигрантов. Почва для подобного рода обвинений более чем основательная. С одной стороны, в крупнейшем штате США Калифорнии, в котором власть принадлежит демократам, накануне выборов принят закон, запрещающий членам избирательных комиссий запрашивать у избирателей документы, удостоверяющие личность. С другой стороны, в двух республиканских штатах, Вирджинии и Алабаме, власти проверили списки избирателей и нашли в них значительное число неграждан, либо лиц, гражданство которых не подтверждено документально. «Мы уведомили этих людей, если они не смогут подтвердить свое гражданство в течение 14 дней, то их имена удалят из списка избирателей», — заявил губернатор штата Вирджиния Гленн Янгкин. Всего таких лиц в списках избирателей только в штате Вирджиния оказалось 6 тыс. Госсекретарь штата Алабама Уэс Аллен сообщал о выявлении более 3 тысяч избирателей-неграждан. В результате Минюст США подал иск против штата Вирджиния с целью оспорить «систематическое исключение избирателей» из списков менее чем за 90 дней до выборов. Губернатор штата назвал судебный процесс «беспрецедентным» и политически мотивированным. В Алабаме федеральный суд Северного округа штата уже обязал госсекретаря штата прекратить т.н. «программу по исключению избирателей из списков». Похожая ситуация в Аризоне, которая считается одним из семи колеблющихся штатов. Здесь судья также отклонил запрос обязать 15 округов штата проверить гражданство 42 тыс. избирателей, зарегистрированных для участия в федеральных выборах, сославшись на поздний срок обращения и отсутствие юридического основания. По всей вероятности, такая практика имеет место не только в упомянутых штатах, где лично губернаторы/госсекретари обратили внимание на проблему, но и в остальных штатах, где проблема осталась вне фокуса внимания общественности. С учетом этих обстоятельств, сомнения в результатах выборов, которые будут оглашены всего через две с небольшим недели, являются вполне обоснованными и ставят вопросы об их соответствии реальному волеизъявлению граждан США, а, следовательно, и о легитимности избранного президента. Вне зависимости от того, кто, в конечном счете, будет объявлен победителем. Владимир Шаповалов — политолог, доцент кафедры сравнительной политологии МГИМО МИД России |