Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Путин внес в ГД проект ратификации договора о партнерстве России и КНДР
НАТО начинает масштабные учения ядерных сил на севере Европы
В Калифорнии заявили о предотвращении третьей попытки покушения на Трампа
Главная страница » Комментарии » Просмотр
Версия для печати
Интересная история с Россией
17.10.24 00:46 Наука, техника, образование
Институт научной информации по общественным наукам РАН выпустил сборник «Россия в учебниках истории стран Ближнего и постсоветского Востока, Китая». Корреспондент «Эксперта» прочел его и выяснил, что даже во вполне дружественных странах общие эпизоды истории часто преподаются не таким уж и дружественным образом. Правда, в основном эпизоды эти относятся к началу и середине прошлого века, новейшая же история представлена более нейтрально или даже в позитивном ключе.

В книге анализируются школьные и институтские учебники истории нескольких стран. Из бывших республик СССР это Азербайджан, Узбекистан, Казахстан, Таджикистан и Киргизия (за исключением Таджикистана, все входят в Организацию тюркских государств). Из дальнего зарубежья — Китай, Турция, Израиль, Иран и Тунис.

Как следует из предложенного описания учебных пособий, в странах Кавказа и Средней Азии школьникам предпочитают представлять взаимоотношения с Российской Империей, а затем СССР в той или иной степени как навязанные отношения с метрополией-колонизатором. К примеру, для Азербайджана это заключение в 1828 году Туркманчайского договора с Каджарским Ираном, по которому к Российской Империи отошла территория нынешнего государства. В случае Казахстана речь идет об установлении протектората над казахскими жузами и дальнейшей интеграции в состав России, а в таджикских учебниках больше в негативном ключе оценивается разделение местного этноса между разными государствами: Россией, Бухарским эмиратом и Афганистаном.

Дальнейшее управление на указанных территориях также характеризуются в негативном ключе. К примеру, в главе, посвященной одному из азербайджанских учебников, говорится: «Важным элементом повествования истории тех лет является подробное освещение народного движения. Авторы подчеркивают, что эти восстания не привели к каким-то итогам, однако показали царскому правительству, „грабившему страну и притеснявшему народ“, что они намерены защищать свои права и свободы. При этом, несмотря на весь „колониальный“ гнет, в следующих параграфах раскрывается индустриальное развитие региона, которое сопровождалось открытием многочисленных заводов, строительством железных дорог и т.д. Безусловно, участие центральных властей в данных процессах никак не показано». В учебниках сразу нескольких стран авторы особо выделяют начавшееся в 1916 г. в российской Средней Азии восстание, направленное против объявленной в ходе Первой мировой войны трудовой мобилизации в регионе. Его подавление описывается как крайне репрессивное по отношению к коренному населению региона действие.

Говоря о советском периоде истории своих государств, авторы учебников безусловно позитивной называют роль местных жителей в Великой Отечественной войне, но в остальном также придерживаются критических оценок — особенно, что вполне объяснимо, касаясь репрессий 30-х годов. Впрочем, с определенными нюансами. Так, в таджикском учебнике дается позитивная оценка советам как форме государственного управления, но с уточнением, что такая форма общественной организации появилась еще в первобытном обществе. В истории советских времен индустриализация и прочие достижения в строительстве местной инфраструктуры упоминаются в позитивном ключе, но практически без описания роли в этом центральных властей. За исключением, пожалуй, казахского учебника истории для 9 класса, где период освоения целины в 60-х годах описывается в терминах типа «великодержавный шовинизм».

Вина за межнациональные конфликты конца 80-х — начала 90-х годов, такие, как события в Сумгаите или Баку, в указанных источниках ложатся целиком на руководство СССР, а постсоветская история, особенно начиная с первого президентского срока Владимира Путина, напротив, описывается в сугубо позитивном ключе, как «динамично развивающиеся отношения».

В странах дальнего зарубежья, о которых говорится в книге, подход к описанию истории России выглядит более нейтральным. В турецких учебниках русско-турецкие войны показаны как часть глобальных геополитических конфликтов, схожий подход содержится и в иранских учебниках. В обоих случаях подчеркивается, что речь во многом идет о так называемой Большой Игре, глобальной конфронтации между Россией и Великобританией (традиционно поддерживающей Организацию тюркских государств).

Наиболее позитивно, следует из анализа, сделанного авторами, к истории России относятся в Китае. В этом случае абсолютно понятна идеологическая подоплека — вторая по размерам социалистическая страна почти всю свою историю следовала за внешнеполитическими и идеологическими ориентирами, заданными в СССР, при этом о конфликте Советского Союза и КНР в 50–70-х годах, как следует из книги, в учебниках не упоминается. Напротив, геополитическая роль СССР описывается сугубо положительно: «Октябрьская революция создала первую в истории человечества нацию, возглавляемую пролетариатом, сломала мировую модель, в которой капитализм доминировал в мире, она нанесла тяжелый удар по господству империализма в мире, воодушевила освободительную борьбу народов колоний и полуколоний, изменила мировое устройство XX в. С тех пор сосуществование и конкуренция двух социальных систем капитализма и социализма стали важной частью мировой истории».

По мнению Игоря Шишкина, руководителя рабочей группы по противодействию искажению истории Института стран СНГ, в учебниках стран постсоветского пространства такое изложение истории имперского и советского периода является злонамеренной фальсификацией. Ее главные цели — оправдание разрыва связей указанных стран с Россией и формирование ее образа как исторического врага вплоть до начала постсоветского этапа истории, во время которого национальные элиты указанных стран фактически получили в собственность все ресурсы, которыми до этого лишь управляли. Позитивное описание в учебниках истории, начиная с 1990-х годов, считает эксперт, вполне укладывается в эту логику, ведь именно с этого момента жизнь элит стала максимально комфортной. Ресурсы для того, чтобы противодействовать сложившейся практике преподавания истории в странах СНГ у России есть, считает Игорь Шишкин, но не стоит ожидать, что в ближайшее время они будут использованы.

Преподавание истории, помимо расширения исторических знаний, играет еще и роль инструмента в формировании национальной идентичности. По сути, это одно из базовых направлений исторической политики государства, которое также очерчивает рамки угроз для населения страны, и может формировать различного рода исторические претензии к другим народам и странам.

«В случае с казахстанскими учебниками истории речь идет о формировании исторических фобий по отношению к РФ, что, конечно же, сказывается негативно на уровне добрососедства. Ведь из сегодняшних школьников завтра вырастают чиновники, депутаты парламента, то есть, лица, принимающие политические решения, — считает руководитель казахского информационно-аналитического центра „Институт евразийской политики“ Максим Крамаренко. — Что можно этому противопоставить? Наверное, самым приемлемым вариантом может быть совместная работа историков двух стран по проблемным вопросам российско-казахстанского взаимодействия в прошлом, их объективная оценка, объяснение реальных причин тех или иных событий, если они действительно имели место, с дальнейшей популяризацией итогов таких исследований в СМИ».

 

Аббе, RU17.10.24 02:59
Чистить нужно начинать не в беглых республиках, а прямо в России. Начиная с понимания истории Руси с 535 года от РХ. Просто вводя в это описание реальных событий в радиусе до 6000 километров. Как ни странно - влияние общепланетарных факторов и сущестует и весьма, весьма существенно.
К примеру - два планетарных кризиса да один экономический дали рождение викингам.
И с какой такой радости викингам приписали создание Руси - понять могут только норманисты на всю голову. Они не понимают того, что астрономическо-климатическая катастрофа 776 года не могла не стронуть с места обитателей откровенно нищих регионов Скандинавии. Только вот никаких основ государственности никуда они принести не могли.

Так что увы. увы.
Врачу - исцелися сначала САМ.
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Какая классовая борьба настоящая, и может ли рабочий класс быть субъектом классовой борьбы?
» Система Джемаля
» Пятница,13-е
» Прокси-война России и мира Запада: кому это выгодно экономически?
» Война на Кандалакшском направлении 1941-1944, Сборник документов с немецко-финской стороны
» Что является капиталом венчурного инвестора
» О категории «снятие» у Гегеля и в диалектическом материализме
» С Днём Победы!

 Новостивсе статьи rss

» В офисе Зеленского раскрыли содержание секретных приложений к "плану мира"
» Один из крупнейших подрядчиков Пентагона оштрафован на 1 млрд долларов
» Reuters опубликовало расследование "пейджерной атаки" Израиля на "Хезболлу"
» СМИ назвали условие Запада для принятия Украины в НАТО
» Казахстан отказался вступать в БРИКС
» Михаил Мишустин заявил о новых возможностях ШОС
» В Польше готовятся отражать удары ВКС с помощью Aegis Ashore. Не поможет
» Постпред США при НАТО: В ближайшее время Украина не получит приглашения в альянс

 Репортаживсе статьи rss

» Конец террориста: как был ликвидирован Степан Бандера
» Чистая польза
» Марат Хуснуллин: «Льготная ипотека на новостройки полностью выполнила свою задачу»
» S7 Airlines переходит на отечественную систему цифровой связи «борт-земля» ACARS
» Россия надеется на 110 млн т титана до 2030 года
» В НАТО и ввести военных: будет ли Украина играть роль Западной Германии?
» Роль Угледара в усилении «Мариупольского перешейка» и ситуация на фронтах — обзор
» Лукашенко подвергся бессмысленной мести Литвы и бывшего подчиненного

 Комментариивсе статьи rss

» Интересная история с Россией
» Что означает для экономики Европы перенос производств в США
» Олег Одинцовский: Разочарование
» Как создать спрос на российский интернет в космосе
» Великая дилемма ЕС: спасти свой автопром или подарить рынок Китаю
» Цены на еду начали разрушать Францию
» Израиль на Ближнем Востоке: планов громадье и «эра чудес» у правых радикалов
» Консорциум по строительству АЭС в Казахстане может оказаться и не консорциумом

 Аналитикавсе статьи rss

» Вердикт Марио Драги: Евросоюз – лягушка, которую медленно варит Америка
» Биологические лаборатории в Армении: Турция в опасности!
» А. Роджерс: Метафизика войны (ч. 1 и 2)
» Бесконечность — это время ожидания до момента, когда экономика России лопнет
» Спонсоры Трампа и Харрис: кто они?
» Как развиваются межконтинентальные ракеты КНР
» Cовременная «наука» о международной политике может крайне мало дать её пониманию, и слава Богу
» Цена мирового господства: в США размышляют о тотальной милитаризации на несколько поколений вперёд
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"