ВВС Азербайджана получили первую партию из 14 (усиленная эскадрилья) многофункциональных истребителей поколения 4++ JF-17 Block III, разработанных корпорациями Chengdu Aircraft Corporation (CAC) и Pakistan Aeronautical Complex (PAC). У обозревателя может возникнуть вопрос: почему выбор МО Азербайджана пал на данные машины — вместо российских Су-30СМ2 и Су-35С?
Как известно, российские истребители обладают наиболее дальнозоркими РЛС «Ирбис-Э», обнаруживающими цели типа F-16V Block 70 на удалении до 270 — 300 км. Однако JF-17 Block III имеют более чем в 2 раза более высокий потенциал по критерию «стоимость-эффективность» в сравнении со штатной экспортной модификацией Су-30СМ, которая в отличие от модификации Су-30СМ2 (с БРЛС «Ирбис-Э») оснащается технически и морально устаревающей бортовой радиолокационной станцией «Барс-Р».
Энергетический потенциал «Барса-Р» примерно равен потенциалу китайской РЛС LKF601E, которая установлена на закупленные Баку истребители JF-17C Block III (4,5 против 4 кВт). Тем не менее, по уровню помехозащищённости китайский радар значительно превосходит «Барс-Р», поскольку последний представлен пассивной фазированной антенной решеткой, в то время как китайская РЛС представлена более перспективной активной фазированной антенной решеткой (ФАР). Как нам известно, именно активная ФАР способна формировать провалы диаграммы направленности в стороны излучающих средств радиоэлектронной борьбы противника.
Что же касается дальности обнаружения воздушных целей, то у китайской РЛС LFK601E она идентична нашему «Барсу-Р» и составляет 170 км применительно к целям типа «истребитель F-16C» с отражающей поверхностью 3 кв. м и 40 — 50 км — применительно к целям типа «малозаметная КР Storm Shadow. При этом специалисты научно-исследовательского института № 607 (в Ченду) смогли сохранить массу изделия на уровне всего 145 кг. В режиме синтезированной апертуры (SAR) разрешение этой РЛС составляет порядка 1 м, в то время как у установленного на Су-30СМ радара «Барс-Р» составляет 10 — 7 м.
Естественно, идентифицировать цель по радиолокационной сигнатуре с подобным разрешением не представляется возможным, в лучшем случае классифицировать крупную пусковую установку ЗРК или ОТРК, либо паромно-мостовых машин. Китайский же радар (как и более совершенный «Ирбис-Э») может даже идентифицировать поверхностные цели. Цели типа «эсминец» обнаруживаются на удалении порядка 220 км, пусковые установки ОТРК — 100−110 км.
Во-вторых, перспективная компьютеризированная система управления огнём JF-17C Block III располагает открытой архитектурой, что позволяет интегрировать в боекомплект машин как китайские ракеты класса «воздух-воздух» PL-21D интегральными ракетно-прямоточными двигателями PL-21D с радиусом действия 220 — 250 км и PL-15E с дальностью 145 км, так и израильские ракеты «воздух-вохдух» средней дальности Derby. Более того, боекомплекты могут быть дополнены южноафриканскими и израильскими сверхманевренными ракетами ближнего воздушного боя A-Darter и Python-5, оснащёнными газоструйными блоками отклонения вектора тяги, обеспечивающими маневрирование с перегрузки до 80 — 100 единиц.
Очевидно, что в случае ближних боёв на дистанции 5 — 0,35 км высокоманевренные ракеты ближнего боя A-Darter и Python-5 способны значительно компенсировать отсутствие у турбореактивных двигателей двигателей РД-93 или WS-13, установленных на JF-17 Block III, систем отклонения вектора тяги. Следовательно, в зависимости от оперативной ситуации оборонное ведомство Азербайджана может выбрать широчайший спектр ракет класса «воздух-воздух» того или иного производителя.
Ключевой же тактико-технической «изюминкой» китайско-пакистанской машины является возможность дополнения боекомплекта (как в модификации для ВВС КНР и Пакистана, так и экспортной версии JF-17C Block III) новейшими аэробаллистическими ракетами CM-400AKG. Эти ракеты, являющиеся концептуальными аналогами отечественных Х-47М2 «Кинжал», могут похвастаться гораздо более скромными лётно-техническими качествами (более соответствующими советским ракетам Х-15): официально озвучиваемая дальность действия может достигать 70 — 280 км при скорости полёта 5300 км/ч в момент выгорания твёрдого ракетного топлива и около 2300 км/ч — на подлёте к цели. Но и это крайне неплохие показатели, учитывая способность реализации режима пикирования на цель под углом 90 градусов с высот 27 — 30 км. Этого достаточно, чтобы прорывать противоракетные «зонтики» противника за счёт выхода за пределы вертикальных углов обзора радаров многочисленных типов ЗРК.
По данным китайских источников аэробаллистические ракеты CM-400AKG могут оснащаться широким спектром головок самонаведения для выполнения различных узкоспециализированных типов задач. Так, для поражения ЗРК, РЛС и комплексов радиоэлектронной борьбы и надводных кораблей ракеты могут оснащаться активно-пассивными радиолокационными головками самонаведения, для удара по скоплениям наземной техники — активными радиолокационными, либо телевизионно-инфракрасными датчиками.
Следующим не менее важным пунктом является адаптация систем управления вооружением JF-17C Block III к применению турецких контейнерных комплексов оптико-электронной разведки и целеуказания ASELPOD, являющихся аналогами американских Sniper-ATP, а также европейских TALIOS. Данные комплексы располагают длиннофокусным телевизионным датчиком с оптическим увеличением до 50 — 70X и цифровым — до 8x.
Подобные возможности позволяют пилоту в дневное время идентифицировать цели типа «танк» на удалении 45 — 35 км. Ночью может быть задействован тепловизионный FLIR-датчик, способный обнаруживать теплоконтрастную наземную технику противника на удалении до 20 км, после чего может быть выполнен подсвет ракетам с полуактивными лазерными головками самонаведения с помощью лазерных дальномеров-целеуказателей. Также в арсеналы JF-17C могут входить турецкие многоцелевые тактические ракеты большой дальности SOM-B½, обладающие радиусом действия 180 — 200 км.
Для Су-30СМ и Су-35С (включая экспортные) в 2013—2014 годах также стартовала программа разработки контейнерных оптико-электронных прицельных комплексов Т220/Э (НПК «Системы прецизионного приборостроения»), но до боевой готовности доведена она так и не была. Учитывая же стоимость экспортных Су-30СМ (55 млн долларов) и Су-35С (90 млн долларов), китайско-пакистанское детище обойдётся Баку значительно дешевле — всего в 27 — 35 млн долларов при гораздо большем спектре датчиков и большей помехозащищённости РЛС.
При этом радиус действия в 1350 км вполне соответствует потенциальному перечню операций, выполняемых ВВС Азербайджана на относительно небольшом Закавказском театре военных действий.