В этом году тема Восточного экономического форума (ВЭФ) звучит как «Объединим усилия, создавая возможности». С кем стоит объединять усилия? Кажется, на Дальнем Востоке уже созданы все условия для развития или все же их не хватает?
Мне представляется, что все люди должны объединять усилия для создания лучших условий для жизни, будущего своих детей. К сожалению, сегодня международная обстановка характеризуется увеличением напряжения, недоверия, разрушением сложившихся экономических и культурных связей. Тем не менее если говорить об окружении Дальнего Востока, о странах Азиатско-Тихоокеанского региона, то подавляющее большинство стран сотрудничают и стремятся продолжать сотрудничество с Россией. Очевидно, что в сложившейся обстановке мы должны больше ценить это сотрудничество и развивать его. Восточный экономический форум — один из эффективных инструментов этого развития.
Теперь о созданных условиях. Основным направлением развития Дальнего Востока является привлечение инвестиций в макрорегион. Мы стараемся строить новые предприятия, создавая рабочие места, увеличивая объем экономики федерального округа. Считаю, что именно этот путь дает возможность развитию социальной сферы, созданию условий для счастливой жизни людей на Дальнем Востоке.
Когда мы об этом говорим, надо сразу понять, что это процесс конкурентный. Абсолютно все страны участвуют в борьбе за привлечение инвестиций. Поэтому сказать, что мы уже все сделали и можем отдыхать, было бы крайне легкомысленно.
На Дальнем Востоке действительно есть целый ряд инструментов, сформированных по поручению президента Владимира Владимировича Путина и создающих условия для более интенсивного развития Дальнего Востока.
Эту работу необходимо продолжать. Мы анализируем, как идет работа по привлечению инвестиций в соседних странах, что изменилось в нашей стране. Эти изменения, несомненно, существуют. Разворот экономических потоков России на Дальний Восток предъявляет новые требования к логистическим маршрутам, к Восточному полигону железных дорог, к погранпереходам, к портам. На всех этих направлениях сейчас ведется активная работа для обеспечения беспрепятственного прохождения экспортных и импортных грузов в значительно возросшем объеме. Согласно экспертным оценкам, в 2023 году неудовлетворенная потребность грузоотправителей в транспортировке по Восточному полигону железных дорог составила более 24 млн тонн.
В январе в интервью телеканалу «Россия 24» вы говорили, что до 2030 года инвесторы планируют реализовать на Дальнем Востоке проекты общей стоимостью 8 трлн руб. Какие из этих проектов вы считаете приоритетными и изменилась ли за полгода эта цифра?
До 2030 года еще далеко. Тем не менее я уже сегодня считаю, что цифра 8 трлн руб. — недостаточно напряженная задача для работы всей команды: министерства, полпредства. Мы точно можем и должны достичь более высоких результатов, в том числе с применением новых, основанных на уже полученном опыте способов привлечения инвестиций.
Мы сейчас находимся в дискуссии с министерством. Я дал ему задание подготовить к ВЭФу реальные планы, потому что докладывать президенту то, что уже и так обеспечено подписанными соглашениями, а потом до 2030 года на печке лежать — так неправильно. Министерство, услышав мое предложение, расщедрилось и написало 8,5 трлн руб. Мне кажется, что это тоже ненапряженно и не амбициозно. Кстати, министр со мной согласен. Поэтому пусть считают дальше. На ВЭФе мы должны предъявлять Владимиру Владимировичу Путину и всей стране те планы, исполнение которых потребует дополнительных значительных усилий, а не просто инерционный сценарий, когда уже подписанные соглашения надо просто реализовать до 2030 года.
Что касается приоритетов, по существу, мы, конечно, не делим проекты на приоритетные и неприоритетные. Каждый проект требует определенной решимости инвестора. Он должен взять на себя ответственность. Это большая работа. Для кого-то это работа тысяч людей и привлечение миллиардов, сотен миллиардов рублей инвестиций. Для кого-то это небольшое предприятие, где будут работать десятки человек. Но нам нужны все.
В то же время, конечно, с учетом количества проектов, их числа на Дальнем Востоке, а их более 2,8 тыс., большее внимание приходится уделять проектам масштабным, которые требуют значительных усилий не только инвестора, но и правительства. Это такие проекты, как развитие Баимской рудной зоны, Удокан, Амурский газоперерабатывающий и газохимический комплексы, судоверфь «Звезда».
Если говорить об иностранных инвесторах, кто приходит сейчас, в условиях серьезных санкционных ограничений, в дальневосточные проекты?
Санкции — это же способ борьбы наших противников с экономикой России. Они стараются ее подавить, сформировать худшие условия для жизни людей в нашей стране. Мне кажется, это недостойная цель, и достичь у них этой цели не получается, не выходит и не выйдет никогда. Россия слишком большая и могучая страна, чтобы было можно так вот взять и перекрыть ее развитие.
Можем ли мы не обращать на все это внимания? Нет, конечно. Более того, та ситуация, в которой мир сейчас находится, требует от нашей страны эффективных действий в целом ряде новых для нас направлений, например создания независимой платежной системы. У нас есть целый ряд направлений, где нам нужно значительно увеличивать участие в разработке технологий. Я уверен в том, что мы с этой работой справимся, просто потому что никакого другого выхода у нас не существует. Отставание в технологиях приводит к очень плохим результатам. Поэтому мы, и не только мы, а все те правительственные и неправительственные организации, которые соприкасаются с развитием технологий, ищем ответы на вопросы, как быстрее добиться результатов. Это тоже конкурентный процесс. Мы постараемся в нем быть не худшими. Во всяком случае, совершенно точно могу сказать, что механизм территории опережающего развития «Патриотическая», созданный на Дальнем Востоке, — один из лучших в стране.
В регионе действует много механизмов государственной поддержки инвестиций. Их достаточно или требуется расширить перечень?
Всегда надо соревноваться, добиваться того, чтобы механизм привлечения инвестиций был лучшим, чтобы работать на территориях было выгодно для инвестора из любой страны.
Участие иностранных инвесторов никогда не было превалирующим. У нас в целом иностранные инвестиции в проекты во все годы не превышают 7%. Я считаю, что это нормально, потому что каждый инвестор, конечно, лучше всего знает условия жизни, законы, особенности своей страны.
Выйти с инвестициями в другую страну — это всегда определенный барьер. Ты не знаешь, на чем споткнешься, как к тебе отнесется власть, что ты не учтешь в законах, насколько правила, которые сформулированы сегодня, будут стабильны и не ухудшатся завтра.
На протяжении тех десяти лет, которые я по поручению президента России несу ответственность за развитие Дальневосточного региона, мы стараемся доказывать, что России можно доверять, что у нас можно и нужно реализовывать проекты. При этом совершенно очевидно, что подавляющее большинство инвестиций приходило и будет приходить из нашей собственной страны.
И, кстати, мы считаем, что тот поток, который сегодня есть, в пределах 7%, мы вполне способны сохранить. Тенденций к тому, чтобы он уменьшился, я не вижу.
По поручению президента России осуществляются программы по повышению качества жизни людей, например «Доступное арендное жилье». Какие показатели являются ключевыми для оценки успешности исполнения таких социально значимых программ и как вы оцениваете ход их реализации?
Когда мы говорим о программах социального развития, реализуемых по поручению президента России, мы обязаны начинать с реновации территорий. 25 городов, в которых проживает более половины населения Дальнего Востока, должны быть до 2030 года, по сути, перестроены. Причем перестроены с учетом пожеланий жителей: где-то вопросы будут касаться благоустройства, где-то — экологии, где-то — коммунальной инфраструктуры. Разработаны мастер-планы, все они доложены президенту. Была большая работа по опросу жителей. Все это нам предстоит в ближайшее время выполнять.
Работа уже началась. Строятся университетский кампус СахалинTech в Южно-Сахалинске, здание театрально-культурного центра «Байкал» и Национального музея в Улан-Удэ, спортивно-досуговый центр в Хабаровске, школа в микрорайоне Южном города Свободного и другие объекты. Идет благоустройство городов: строится парк «Северное сияние Байкала» и парк Истории БАМа в Северобайкальске, обустраивается зона русла реки Озерные Ключи в городе Артеме, завершены работы по аллее имени Нагаева в Магадане.
Что касается проекта арендного жилья, у нас уже сегодня количество созданных рабочих мест достигло 142 тыс. и на целом ряде проектов ощущается недостаток работников. Если многие страны сражаются с безработицей, то на Дальнем Востоке создан профицит хороших, современных, высокооплачиваемых рабочих мест. Для того чтобы эти рабочие места заполнить, нужно привлекать новых жителей на Дальний Восток. Для того чтобы человек приехал на Дальний Восток, нужно, чтобы у него было где жить. Арендные квартиры, за которые нужно платить в пределах четверти рыночной стоимости, — это отличный дополнительный стимул для переезда на Дальний Восток, для жизни там.
Всего будет построено более 10 тыс. арендных квартир. На 9,5 тыс. уже одобрены проекты, в трех регионах уже началось распределение жилья.
Что касается успешности, я считаю, главное — чтобы эти квартиры были заполнены людьми, чтобы они там были счастливы, чтобы у них была хорошая работа. Вот это и будет успешность проекта.
Многие инвестпроекты в ДФО финансируются за счет средств госкорпорации ВЭБ.РФ. Какие из них вы считаете приоритетными и как оцениваете ход реализации планов реновации 25 городов регионов?
Вопрос не в том, какие проекты я считаю приоритетными. В данном случае приоритетность — это конкретная формулировка, которая закреплена в механизме нашего взаимодействия. Вопрос о признании проекта приоритетным выносится на заседание президиума правительственной комиссии по развитию Дальнего Востока. В нем принимают участие практически все органы федеральной власти, чьей компетенции эти вопросы касаются. То есть у нас двухзвенный характер принятия решений. Прежде всего, конечно, решение принимает сама госкорпорация, поскольку она выдает кредит. А значит, она должна понимать, кому выдает, понимать возвратность и так далее. Насколько это нужно для Дальнего Востока и есть ли смысл тратить льготные средства корпорации для финансирования данного проекта — это уже компетенция комиссии. Мы работаем вместе давно, механизм отлажен, и взаимодействие с ВЭБ.РФ считаю одной из важных и хорошо работающих частей общей программы поддержки инвестиций на Дальнем Востоке.
Основной фокус проектов направлен на улучшение качества жизни. В приоритете — финансирование инвестиционных проектов мастер-планов и комплексных планов социально-экономического развития. Общий объем таких проектов, одобренных президиумом правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока в период 2023 — первой половины 2024 годов, составляет 80 млрд руб. Проекты одобрены для предоставления льготного финансирования ВЭБ.РФ. Среди них: строительство аэропорта в Благовещенске, создание судоремонтного кластера в Камчатском крае, обновление пассажирского подвижного состава для Сахалинской области, строительство аэропорта «Сокол» в Магадане, поставка автобусов для Якутска, наружное освещение в Биробиджане и Чите и многое другое.
Для Дальнего Востока вопрос транспортной доступности остается открытым. Для Сахалина, например, критически важно регулярное паромное сообщение с материком. Когда на этой линии появится достаточное количество паромов?
Мы говорим о 40% территории России, самой большой страны мира. Считаю, что с точки зрения транспортной доступности хорошим шагом вперед стало создание авиакомпании «Аврора». Она увеличивает количество маршрутов, в том числе осуществляет льготные перевозки. За 2023 год авиакомпания перевезла 1348,2 тыс. пассажиров, что на 16% больше, чем в 2022 году. По межрегиональным социально значимым маршрутам по федеральной программе субсидирования «Аврора» совместно с партнерами перевезла 418,8 тыс. пассажиров, что также на 16% больше, чем в 2022-м. В 2023 году к маршрутной сети авиакомпании добавились два новых социально значимых направления: из Владивостока в Курильск (остров Итуруп) и из Хабаровска в Амурзет (Еврейская автономная область), и теперь маршрутная сеть авиакомпании охватывает все 11 субъектов Дальневосточного федерального округа. Для многих населенных пунктов Дальнего Востока авиасообщение является наиболее приемлемым.
Что касается паромов, то в 2023 году построен и вышел на линию паром «Александр Деев». Он осуществляет перевозки пассажиров и грузов на маршруте Холмск — Ванино, связывающем остров Сахалин с материковой частью страны. Хватает нам этого? Нет! Нужны еще. И еще один паром строится — он называется «Василий Ощепков». Но он строился под импортное оборудование, которое сегодня недобросовестные компании отказались поставлять. Переделать судно под другие технологии и под другое оборудование — значительная работа, которая в любом случае, к сожалению, приведет к переносу сроков окончательной сдачи судна в эксплуатацию. Но мы его все равно построим!
Раз уж речь зашла о Сахалине, по вашему мнению, мост между материком и островами — это утопия или реальность, которую мы увидим на своем веку?
Это вопрос такого масштаба, что принять решение, быть или не быть мосту, может только один человек. Это президент Российской Федерации. Я строительство моста со своей стороны поддерживаю и говорил на эту тему с Владимиром Владимировичем. Вы знаете, в его публичных выступлениях начали появляться фразы о том, что мост все равно надо строить.
Как только президент примет решение, строительство моста на Сахалин начнется. Что касается слова «утопия», у нас в стране все стратегические решения президента выполняются — ничего такого сверхнереального нет.
И этот мост задействует целый ряд новых территорий, даст дополнительный стимул развитию Хабаровского края и самого Сахалина. Поэтому, конечно, мост нужен, хотелось бы построить, но вот когда — сроки и приоритеты по таким вопросам устанавливает президент.
Самая большая проблема Дальнего Востока — сокращение населения. Вы много делаете, чтобы изменить ситуацию. Когда, на ваш взгляд, произойдет перелом и количество жителей региона начнет расти?
Скажу такую простую вещь: эта работа идет параллельно с работой по экономическому развитию Дальнего Востока. Быстро создать тренд в массовом переезде людей из одной части России в другую невозможно. Вопрос длиной в годы. Но меняется ли что-то? Конечно. Сегодня миграционный отток сократился в четыре раза. Сегодня уже третий год ряд территорий закрывает период с точки зрения демографии в плюсе. По трем регионам Дальнего Востока — Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Чукотский автономный округ — в 2023 году фиксируется рост численности населения. В то же время с вопросом демографии все не так просто. Сегодня весь мир, и Россия в том числе, сталкивается с проблемой снижения численности населения. В некоторых странах, например в Южной Корее, прогнозируют, что население сократится почти вдвое! Мне кажется, что для решения этой проблемы, и не только в масштабах Дальнего Востока или России, а вообще для всей планеты, нужно определенное переосмысление ценностей. То направление, в котором мир в последнее время движется, особого восторга не вызывает. Люди как-то задали стандарт, связанный с тем, что главная цель в жизни — побольше заработать денег, добиться карьерных целей, а семья ушла на второй план. В рамках этого стандарта и наша страна определенное время жила. Мне кажется, сейчас это меняется, во всяком случае, много людей, с которыми я общаюсь, начинают понимать, что дело не в количестве денег и забегах по карьерной лестнице. Постепенно возвращаются к истинным российским ценностям. Но тут нам еще много придется пройти!
Говоря о социальной политике на Дальнем Востоке, нельзя не спросить о ходе реализации программы «Гектар». В этом году ей исполнится уже восемь лет. Не пора ли внести в правила предоставления земли какие-то изменения?
Программой пользуются люди, каждый год количество заявок прибывает, значит, она нужна. А это и есть самая главная задача и критерий эффективности. Значит, она должна продолжаться. Можно и нужно что-то менять? Да. Знаете, мы тяжело выходили с этой программой: нам рассказывали, что нельзя так землю просто раздавать, что очень трудно разобраться с тем, какие земли можно и нельзя давать. И мы решили все эти вопросы в том объеме, в котором смогли на тот период. Можно ли улучшить, сверить базу для предоставления земельных участков, вычистить ее от пересечения с полученными в предыдущие периоды правами, увеличить количество земли, которую можно предоставить людям, убрав избыточно закрытые регионами территории? Да, можно. Такое поручение я регионам дал, и мы эту работу будем продолжать. Я уверен в том, что хозяевами российской земли должны быть люди, которые на ней работают.
В рамках ВЭФ-2024 состоится выставка «Улица Дальнего Востока», на которой 11 регионов Дальнего Востока представят свои инфраструктурные инвестиционные проекты. Вы назвали это мероприятие «уникальной возможностью представить тысячам гостей из десятков стран мира особенности культуры и экономический потенциал регионов Дальнего Востока». Какие проекты из тех, что вошли в экспозицию, вызовут, по вашему мнению, особый интерес участников форума и широкой публики?
Наверное, надо к гадалке обратиться — она, может, предскажет, что вызовет наибольший интерес. Я не знаю. Мы когда эту работу начинали, то регионы воспринимали это как поручение, которое и не выполнить нельзя, и в то же время как дополнительную заботу и обременение: мол, вот, надо что-то там строить и делать. Но сегодня можно уже совершенно уверенно сказать, что отношение глав регионов к «Улице Дальнего Востока» изменилось. Они поверили, почувствовали, что это то место, где можно показать регион всему миру, а значит, сделать его богаче и счастливее. И люди стараются; я каждый год, когда есть возможность пройти по павильонам, обязательно это делаю. И каждый раз отмечаю, что в том или ином регионе вложили в экспозицию больше души, мысли, креатива. Уверен в том, что так будет и в этом году. Честно скажу, я знаю некоторые задумки регионов, но зачем же их выдавать до форума? Вот приходите и смотрите сами!