Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Казахстан опубликовал предварительный отчет по катастрофе в Актау
США вышли из Совета ООН по правам человека и БАПОР
Панама прекратит участие в китайской инициативе "Один пояс — один путь"
ВСУ нанесли ракетный удар по интернату в Судже, сообщили в Минобороны
Главная страница » Комментарии » Просмотр
Версия для печати
За подготовку кадров должны отвечать работодатели, а не государство
09.07.22 19:45 Наука, техника, образование

Различные опросы и исследования, которые проводит, в том числе, и Российский союз промышленников и предпринимателей, дают схожие результаты: больше 50% работодателей остаются недовольны качеством подготовки будущих работников. Все это приводит нас к замкнутому кругу в масштабах всей страны: работодатели недовольны уровнем обучения, а учебные заведения заявляют, что они не могут наладить связь с работодателями. 

Почему так происходит? Не сомневаюсь, большинство увидит главную причину в недостаточном финансировании всей системы среднего профессионального образования со стороны государства. И, конечно, в этом есть доля правды. Трудно спорить, например, с тем, что не самые высокие зарплаты преподавателей в колледжах не способствуют притоку в эту сферу знающих и любящих свое дело людей, готовых передавать свои знания, а  недостаточная материально-техническая укомплектованность учебных заведений не позволяет студентам получить профессиональные навыки, которые соответствуют требованиям сегодняшнего дня. Все это так, но разве только государство должно решать эти проблемы? Или же в их решении должен принимать участие и потенциальный работодатель?

Вовлечение бизнеса в партнерское управление образовательными организациями — одно из наиболее эффективных решений для дальнейшего развития системы образования, и в частности СПО.  Это подтверждает мировая практика. И проекты с таким подходом уже реализуются на уровне государства в России.  В частности, федеральная программа «Профессионалитет» предусматривает, что компания может войти в управление колледжем, а также напрямую влиять на образовательные программы и практики, но для глубинной реформы системы СПО необходимо сделать гораздо больше.

Убежден, что бизнес должен пересмотреть собственную систему ценностей, в периметр которой всегда входит кадровая политика. Хотим мы этого или нет, но для успешного развития экономики нам придется продолжать перенимать мировые образовательные тренды. Один из ключевых звучит достаточно провокационно для России сегодня: за подготовку кадров для производства должно отвечать не государство, а бизнес. 

Это абсолютно естественный ход вещей, так как лишь бизнес может четко поставить задачи по подготовке нужных для себя кадров. Стандартизация обучения хороша на уровне начальной школы, когда всем нужно научиться базовым навыкам для дальнейшего жизненного пути, но колледжам, техникумам, как и ВУЗам, для качественной подготовки специалистов необходим точечный в каждом конкретном случае подход. Так, технологические процессы даже на сходных производствах могут существенно отличаться, поэтому учить молодого человека в точном соответствии с буквой существующего единого образовательного стандарта нет смысла — бесперспективно. Будущего специалиста необходимо готовить не для абстрактного работодателя, а для определенного. 

При этом очевидно, что, в первую очередь, именно работодатель заинтересован получить квалифицированного сотрудника с первого рабочего дня, но для этого молодой специалист должен работать на знакомом оборудовании и со знакомыми людьми. А сделать это он может только при одном условии: если он смог познакомиться с предприятием еще на этапе обучения. 

Что означает реализация такого подхода? Прежде всего — кардинальную перестройку всей существующей сегодня системы профессионального образования. Такая реформа потребует существенных финансовых вливаний со стороны работодателей. Готов ли бизнес их делать? Я полагаю, что да, но только на определенных условиях. Работодатель должен быть уверен, что будущий специалист, чье обучения он оплачивает, после окончания колледжа вернется к нему. Обеспечить это может механизм целевого набора. 

К сожалению, сегодня в системе СПО по целевому набору учатся всего 2% студентов, хотя такая форма обучения — преимущество для всех заинтересованных сторон. Работодатель, который вложил серьезные деньги в колледж, получит квалифицированного сотрудника, а выпускник — рабочее место, оговоренные условия труда и стабильную работу на ближайшие 3-5 лет. Сегодня компании не работают с целевыми наборами по различным причинам, в частности, из-за разного уровня понимания сути процесса и степени вовлеченности в него как со стороны колледжей, так и со стороны самого бизнеса. Но все это необходимо исправлять, в том числе, с помощью законодательных инициатив. 

В целом, для развития экономики нашей страны бизнесу необходимо понять, что инвестиция в образование — не затраты, а конкурентное преимущество. Вместе с инвестициями придет ответственность за качество подготовки людей, а за ней — повысится и уровень знаний выпускников. 

Безусловно, нас ждет еще длинный путь: лишь после того, как СПО и бизнес станут взаимно интегрированными, можно будет говорить, что реформа образования в России перешла в стадию активной реализации.  

Андрей Комаров - сопредседатель Комитета по профессиональному обучению и профессиональным квалификациям РСПП

 

Главный Злодей10.07.22 18:00
=== Все это приводит нас к замкнутому кругу в масштабах всей страны: работодатели недовольны уровнем обучения, а учебные заведения заявляют, что они не могут наладить связь с работодателями. Почему так происходит? Не сомневаюсь, большинство увидит главную причину в недостаточном финансировании всей системы среднего профессионального образования со стороны государства. ===
Главная причина в том, что "удачно" встретились два жлобства: учебные заведения не хотят напрягаться и адаптировать образовательный процесс к нуждам индустрии, а индустрия не хочет напрягаться и помогать учебным заведениям адаптироваться к своим нуждам. Это можно было бы назвать ленью, но обе стороны консенсусно уверены, что виноват никто из них, а государство, потому что, понимаете ли, недофинансирует - так что назовём всё-таки жлобством.
dim_vision10.07.22 19:54
Производственные практики и стажировка - залог получения необходимого опыта и рабочего места. Этим занимались ранее учебные кафедры при факультетах ВУЗ-ов. Лично помню свое направления, не смотря на лихие 90-е после 3-го и 4-го курса учебы в ЯмбургГазДобыча (сейчас Газпром Добыча Ямбург) на производственную практику от кафедры - в итоге сначала на поезде из Тюмени до Н.Уренгоя в офис ЯГД, затем на другом поезде уже с вахтовиками - до места производственной практики на месторождение и УКПГ. Деньги были хорошие, и это кроме опыта.
Альтернатива - на протяжении всего 3-го курса от кафедры работал в профильном НИИ (СибНИИНП) по специальности паралельно учебе на пол-ставки, получая опыт и имея подработку.
На 5-м курсе стажировался в крупнейшей нефтесервисной компании (Шлюмберже - привет) параллельно учебе, тут правда уже самому пришлось суетиться чтобы попасть.
К выпуску имел опыт по специальности в научно-проектной деятельности, полевым работам в производстве, знакомству с передовыми нефтесервисными технологиями.
Короче, было бы желание - работа по специальнсти - найдется. Кафедры тоже могут если хотят в этом помочь своим студентам.
astill0711.07.22 09:40
Пример СП Сахалин-2 четко показывает отсутствие понимания КТО является работодателем. На Сахалине-2, как выявилось, работодателем был "зарубежный инвестор", который и давал работу "своим". Все формальное руководство, что Сахалина-2, что почти в любом СП (с "западом"), работодателем в реальном смысле не является. Они, суть, местные организаторы со стороны работодателя ("инвестора"). Работодателями являются владельцы технологий, соответствующей техники и потенциала дальнейшего их развития и совершенствования. Все остальные звенья, структуры и управленцы - это посредники-организаторы в рамках предоставленного ("инвестированного") капитала знаний и умений. Собственно "деньги" здесь - это бухгалтерская форма определения компетенций и кругов ответственности (функций), - и внутри "штата" работников, и значимых фигур вне внутреннего, локально-производственного, штата.
baban11.07.22 12:18
Похоже в современных, сложившихся обстоятельствах необходимо идти от обратного. Например ввести запрет на приём на работу Специалистов закончивших образовательные учреждения России предприятиям не оказывающих финансовую поддержку, по выбору предприятия, образовательного учреждения (професиионального, высшего) нужного ему профиля. Одновременно установить квоты для данных предприятий на приём иностранных граждан либо иностраннх граждан получивших Российское гражданство закончивших иностранное учреждение. В случае если такие специалисты, иностранные граждане получивших Российское гражданство закончившие иностранное учреждение предприятию необходимы, в этом случае они обязаны пройти переподготовку в Российском учреждении с соответствующей оплатой. Вобщем так как во всём мире.
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» С Новым Годом!
» Ловушка классической семьи
» Сирийские перспективы
» Какая классовая борьба настоящая, и может ли рабочий класс быть субъектом классовой борьбы?
» Система Джемаля
» Пятница,13-е
» Прокси-война России и мира Запада: кому это выгодно экономически?
» Война на Кандалакшском направлении 1941-1944, Сборник документов с немецко-финской стороны

 Новостивсе статьи rss

» Трамп заявил, что США займут сектор Газа
» Зеленский исключил возможность выборов на Украине
» Трамп подписал указ о наращивании давления на Иран
» "Союз-2.1в" стартовал с космодрома Плесецк
» Необычно теплая погода может стать испытанием для аграриев
» Забихулла Муджахид: «Талибан»* не отдаст базу Баграм ни Трампу, ни Китаю
» В Индии рассказали о последствиях остановки работы USAID в стране
» В ЮАР заявили о возможной приостановке поставок ископаемых в США

 Репортаживсе статьи rss

» Орбан: Брюссель представляет для Венгрии большую проблему, чем Москва
» Путин провёл совещание по вопросам развития беспилотных авиационных систем
» Николай Патрушев: Запад пытается ограничить нашу деятельность в Мировом океане
» Историк Матвеев: все основные палачи из лагеря Освенцим понесли наказание
» В Давосе завершился всемирный экономический форум. Чем он запомнился?
» Грузия рискует остаться без грузинских продуктов питания
» Третье возрождение за столетие: Как проходит восстановление мариупольского порта
» Охота на «русских шпионов» в Прибалтике выходит на новый уровень

 Комментариивсе статьи rss

» США украли миллиарды у Турции и отдали их России
» Разговоры по веществу: Москва готова к диалогу с США по химоружию
» "Фактор нестабильности": Эксперты оценили, как на экономику России повлияют торговые войны Трампа
» Призрак «русских сирен» выгнал Францию из центра Африки
» «Поздравляю, теперь вы в фашистской стране» — арестован известный латышский журналист
» Почему Алиев обвинил царскую Россию в переселении армян в Азербайджан — мнение
» Финляндия нашла способ наказать Россию и теперь рубит свой лес
» Почему китайский чат-бот DeepSeek обрушил американский фондовый рынок

 Аналитикавсе статьи rss

» «Абрамсы» сдерживания: на восточном фланге НАТО зарождается «танковая сверхдержава»
» Какие "черные лебеди" видны на горизонте и как не стать "обществом спектакля". Интервью "РГ" с гендиректором ВЦИОМ Валерием Федоровым
» Мир на краю ловушки ликвидности
» Минутка преодоления трудностей
» «Избавиться от морока либерализма»: Какую победу может одержать российский учитель?
» Китай впервые за 14 лет поддержит свою экономику
» Инфляция в РФ в ноябре составила 1,43%, годовая ускорилась до 8,88%
» США передали Украине 847 ракет Patriot на 3,26 миллиарда долларов
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"