Франк Штокер (Frank Stocker) Дональд Трамп — в прошлом, по крайней мере как президент США. Его преемник Джо Байден — не только полная противоположность в личном и политическом плане. Многие возлагают на него также надежды в сфере экономической политики, что придаст США новую мощь.
Но в одной области в настоящее время практически все экономисты ожидают обратного — речь о долларе. Они прогнозируют тенденцию спада, прежде всего из-за экономико-политических планов Байдена. Экономист Стивен Роуч предрекает даже крах доллара.
Схожего мнения придерживается и экономист консалтинговой компании Lazard Asset Management Вернер Кремер. "Кризис Америки, подъем США и слабость доллара США в последние месяцы на сенсационном уровне, — говорит Кремер. — Из-за этого в худшем случае может начаться настоящий валютный кризис".
Но даже если до этого не дойдет, существенно ослабевший доллар будет иметь значимые последствия для Европы, вкладчиков и инвесторов в стране.
Джо Байден в качестве одной из первых мер на посту нового президента США планирует реализовать так называемый "План спасения Америки". К уже одобренным в декабре единовременным выплатам американцам в размере 600 долларов добавятся еще 1400 долларов, пособие по безработице повысится не на 300, как планировалось ранее, а на 400 долларов.
Кроме того, предусмотрено выделение сотен миллиардов долларов в поддержку штатам, коммунам и школам, а также для инвестиций в инфраструктуру, исследования и чистую энергию. Общий объем пакета — 1,9 триллиона долларов, что соответствует около 9% производительности экономики США. При этом еще декабрьский пакет помощи составлял 3,4 триллиона долларов.
В результате экономисты один за другим повышают свои прогнозы роста США — ведь, конечно, триллионы подстегнут экономику. Но вместе с тем в гору пойдут и долги.
И без дополнительных расходов на "План спасения Америки" долг США в этом году предположительно составил бы около 134% от ВВП — такой показатель был у Италии до начала кризиса. Но он будет еще выше.
В прошлом году дефицит бюджета уже достигал неимоверных 15% от ВВП. Предполагалось, что в этом году он снизится до отметки ниже 10%, но теперь экономист Commerzbank Йорг Кремер исходит из того, что и в этом году он удержится на том же уровне, если планы будут реализованы. Тогда общая задолженность составит около 140% от ВВП.
Это повлечет за собой последствия. Высокий бюджетный дефицит приведет к тому, что внешнеторговый дефицит США вырастет, опасается Роуч, что в сочетании с политикой Федеральной резервной системы, которая продолжает то и дело включать печатный станок, приведет к падению доллара. "В течение этого года я вижу дальнейший потенциал падения на 15-20% по Broad Dollar Index", — прогнозирует Роуч.
Он измеряет курс доллара в соотношении с корзиной из валют важнейших торговых партнеров США. Доллар с начала коронакризиса резко вырос — инвесторы тогда бросились к этой валюте, которая, как и прежде, считается тихой гаванью. Тогда доллар был переоценен на 20%, говорит Зак Пандл из Goldman Sachs. С того времени американская валюта снова существенно снизилась, но, по мнению эксперта, она все еще переоценена на 8-10%. "Поэтому движения могут быть намного сильнее".
Правда, это не означало бы обвала, и с этим мнением согласен и Хольгер Шмидиг (Holger Schmiedig), главный экономист банка Berenberg. "Пока", по его словам, возможен даже некоторый рост американской валюты. "Так что конъюнктурная программа как таковая скорее позитивна для доллара", — считает он.
Потому что когда американская экономика восстановится, повысятся и инфляционные ожидания, а это в свою очередь приведет к росту процентов. Из-за этого в страну придет больше капитала, а это поддержит доллар. Он, конечно, тоже немного вырос, когда стало понятно, что у американских демократов будет большинство в обеих палатах парламента, и Джо Байдену будет проще воплощать в жизнь свои инициативы.
"Однако эта конъюнктура улучшается по всему миру", — сказал Шмидинг. А это приведет, по его словам, к тому, что деньги будут уходить из "тихих гаваней" и в первую очередь из США. Поэтому в среднесрочной перспективе эксперт также ожидает серьезного ослабления доллара и прогнозирует его курс на ближайшие месяцы на уровне 1,28 доллара за евро. Аналогичного мнения придерживаются большинство экономистов.
Это, с одной стороны, будет иметь последствия для европейской экономики: экспорт в США станет дороже. Но и вкладчикам, и инвесторам следует настроиться на некоторые изменения. Ведь на рынке капитала слабый доллар также приведет к сдвигам.
Оливье де Берранже (Olivier de Berranger), глава аналитического отдела фондовой компании LFDE, считает, что от этого выиграют прежде всего циклические акции. Он имеет в виду компании, которые особенно сильно страдают от падения конъюнктуры, но при этом в начале конъюнктурного цикла обычно особенно хорошо растут.
То же самое касается так называемых "акций стоимости", то есть ценных бумаг компаний, имеющих стабильный и устойчивый бизнес, у которых не бывает больших скачков в объемах торговли, как, например, у акций технологических концернов. Но зато эти акции очень надежны как инвестиционный инструмент.
"На втором месте находятся акции развивающихся стран, для которых рост на американском рынке, рост дефицита в Америке и снижение курса доллара могут сыграть положительную роль", — считает де Берранже.
Драгоценным металлам благодаря их традиционной функции по защите от инфляции и растущему спросу в связи с экономическим ростом это также может пойти на пользу. "В частности, это касается платины и палладия, которым в программе Джо Байдена отводится центральная роль в контексте развития „зеленых" технологий", — добавил эксперт.
Те, кто хочет выиграть от слабеющего доллара, могут сделать ставку на этот тренд. В качестве альтернативы инвесторы, конечно, могут напрямую покупать валюту, но это будет довольно сложный механизм. Ведь если при снижающемся курсе доллара можно просто покупать доллары, то при растущем курсе такой прямой инвестиционный инструмент не подойдет.
Поэтому понадобится обходной путь в виде покупки сертификатов или опционов, например, так называемых "нокаут-сертификатов". Они в несколько раз увеличивают амплитуду движения на валютном рынке — тем больше, чем больше нынешний курс приближается к барьеру, "встроенному" в сертификат. При серьезных отклонениях от этого барьера в любую сторону соответствующая бумага обесценивается.
Впрочем, инвесторы вполне могут также выбрать продукты, "нокаут"-порог которых очень далек. Возможные прибыли при этом будут меньше, но и риск потерь окажется не слишком велик. В настоящий момент это касается, к примеру, сертификата банка DZ под номером ценных бумаг DF585Z. Сейчас он увеличивает амплитуду движения впятеро и обесценится при достижении курсом евро значения в 0,99 доллара.
Таких бумаг, имеющих "нокаут"-порог между 0,50 доллара за евро и десятыми долями цента ниже актуального курса, существуют сотни. Кто хочет, тот может делать ставку на Джо Байдена и доллар. Но, как и в политике, тут надо понимать: зачастую успех и провал находятся буквально в шаге друг от друга. |