Такие рассуждения приходится читать каждый раз, когда речь заходит о долларовой игле, на которой плотно сидят США. На самом деле, коллеги, далеко не всё так просто в заатлантическом королевстве. Собственно, королевство прогнило уже до основания: игла уже сломалась и долларовый Кощей умирает на наших глазах. Именно этим обстоятельством и вызваны дикие угрозы Обамы в адрес России: столь нелепые и нелогичные, что даже такие либеральные зубры, как Михаил Горбачёв, спешат уже откреститься от американского президента.
Вчера я коротко описал трюк, с помощью которого американцы могли печатать доллары в промышленных объёмах, не страдая при этом от гиперинфляции.
Если вкратце, большая часть долларов обращается за пределами США. Поэтому когда в США включается печатный станок, в руках Вашингтона долларов становится больше — за счёт того, что во всём остальном мире они обесцениваются. То есть, американцы таким нехитрым способом грабят весь остальной мир: который вынужден пользоваться дешевеющим долларом под угрозой шестого флота и горящих покрышек.
Свежеотпечатанные доллары попадают в американскую экономику примерно по такой схеме:
1. Казначейство США выпускает облигации государственного займа. 2. Федеральный резерв печатает доллары и покупает облигации у Казначейства. 3. Казначейство направляет доллары в федеральный бюджет, который их тратит, поддерживая тем самым экономику США.
Эта схема называется "монетизация долга". Следует отметить, что МВФ запрещает применять эту схему странам с которыми работает, так как для любой другой страны — кроме США — такая схема заканчивается гиперинфляцией и резким падением курса собственной валюты. Мы видели результаты работы печатного станка в ельцинской России — инфляция в 50-100 процентов годовых в 90-е годы никого не удивляла.
В 2008 году Соединённые Штаты вынуждены были задействовать печатный станок по максимуму: без этого им не удалось бы выбраться из кризиса. Денежные потоки при этом разделились на две части — Федрезерв выкупал с рынка не только государственные облигации, но и "ипотечные облигации", которые были на балансе частных банков. Эта схема получила название "Количественное смягчение", Quantitative Easing. Пожалуйста, запомните этот термин.
Какое-то время количественное смягчение позволяло американцам держаться на плаву и кое-как дышать. Однако к 2014 году эта схема крепко упёрлась в определённые ограничения, из-за которых Штатам пришлось притормозить печатный станок. Посмотрите на новости за последний год: Январь 2014. ФРС продолжит сокращать программу количественного смягчения.
Федеральный комитет по открытым рынкам (FOMC) начал сворачивать QE в декабре 2013 г., сократив ежемесячные объемы выкупа облигаций на $10 млрд — до $75 млрд. На заседании организации в январе этого года было принято решение о сокращении объема QE еще на $10 млрд в месяц — до $65 млрд:
Апрель 2014. ФРС США решила сократить объем программы количественного смягчения до $45 млрд в месяц
Федеральная резервная система США (ФРС) приняла решение о сокращении программы количественного смягчения (QEIII) на $10 млрд. Об этом говорится в сообщении Федерального комитета по открытым рынкам (FOMC) по результатам заседания 29-30 апреля
Июнь 2014. ФРС США в пятый раз сократила объем программы количественного смягчения.
С июля ФРС уменьшит покупки облигаций Казначейства США (US Treasuries) с 25 млрд до 20 млрд долларов в месяц, ипотечных бумаг - с 20 млрд до 15 млрд долларов в месяц
Сентябрь 2014. ФРС сворачивает стимулы.
С 1 октября объем выкупа сократится еще на $10 млрд. Ежемесячно на покупку ипотечных бумаг будет выделяться $5 млрд вместо $10 млрд; на приобретение казначейских облигаций — $10 млрд, а не $15 млрд.
Скорее всего, до конца этого года Федрезерв полностью выключит этот механизм. Собственно, уже почти выключил. Почему?
Может быть, американская экономика выздоровела? К сожалению, нет. Проблемы в американской экономике только нарастают, деньги Соединённым Штатам нужны как воздух. Тем не менее, печатать их становится с каждым месяцем всё сложнее и сложнее.
Дело в том, что американские облигации покупает не только Федрезерв: на этом рынке есть ещё масса игроков, которым тоже нужно покупать облигации. Когда Федрезерв активно скупает облигации с рынка, цены на облигации идут вверх, а купонные выплаты ("проценты") по облигациям, соответственно, идут вниз. Для правительства (Казначейства) это хорошо, ибо можно получать деньги под низкий процент, а вот для других покупателей облигаций, которые в отличие от Федрезерва не имеют своего принтера для долларов, это плохо.
Помимо иностранных держателей долларов, которым приходится получать очень низкие проценты за свои долларовые облигации (Китай, Япония, Россия, арабские производители нефти, Индия, итд.) от печати доллара финансово страдают три очень важных внутриамериканских категории инвесторов:
1. Пенсионные фонды (частные и государственные). 2. Государственные фонды социальной помощи. 3. Страховые компании.
В США почти не существует пенсий в российском понимании этого слова. По факту, федеральный пенсионный фонд платит пенсии только федеральным служащим, число которых весьма невелико. Работники частного сектора и большая часть госслужащих получают пенсии от своих локальных пенсионных фондов. То есть, полицейский после окончания службы получает пенсию не из федерального бюджета США, а от какого-нибудь Пенсионного Фонда полицейского департамента округа Икс.
Государственные фонды социальной помощи обеспечивают компенсацию платы за некоторые лекарства и за некоторые товары/услуги первой необходимости для неимущих слоев населения.
Страховые компании выплачивают медицинские страховки, компенсируют ущерб от природных катастроф и так далее.
На все эти значительные выплаты нужны деньги, которые все эти организации "зарабатывают" за счёт того, что покупают "безрисковые" государственные облигации США. Пока процентные выплаты по этим облигациям были высоки (то есть, пока цены на облигации были низки), фонды кое-как сводили концы с концами.
Однако после того как Федрезерв начал проводить "количественное смягчение", всем этим организациям пришлось покупать с рынка облигации по очень высокой цене и довольствоваться очень низким доходом.В 2008 году портфели этих пенсионных фондов и страховых компаний были заполнены облигациями с нормальным доходом, однако за пять лет "количественного смягчения" большая часть их портфелей превратилась в "пустышки", которые приносят около 2,5% годовых — в то время как этим организациям нужно получать как минимум 5-7% (в некоторых случаях 9%) просто для того, чтобы продолжать выплачивать пенсии, платить за операции, выдавать лекарства и продуктовые субсидии.
Если принтер продолжит выплёвывать новые доллары, обрезая тем самым доходность облигаций, американскую экономику ждёт социальная катастрофа. Пенсии перестанут выплачиваться (а это значительный источник потребления), система здравоохранения рушится полностью, значительная часть социальных программ и субсидий останется без финансирования.
Представьте себе какое-нибудь чёрное гетто, в котором живёт сколько-то десятков тысяч потомственных (!) безработных. Вот внезапно этим людям перестают платить социальное пособие, им становится банально нечего кушать. Что они будут делать?
Чудовищная перспектива для США.
Если принтер остановится и облигации подорожают, у правительства будет значительно меньше денег, и, следовательно, придётся урезать огромные госрасходы, на которых, собственно, только и держится сейчас экономика Соединённых Штатов.
И так плохо и так плохо. Хорошего выхода из этой ситуации для американцев нет: вот и приходится нашим американским партнёрам пускаться во все тяжкие и заниматься креативным терроризмом на международной арене. Поджечь планету — это последняя надежда американцев. Ведь если везде будет ещё хуже, чем в США, капиталы потекут к ним в поисках "тихой гавани".
Агентство Мудис оценивает ситуацию совсем не радужно, по его расчетам сейчас пенсионная система США в "минусе" на два триллиона долларов — и это только на уровне фондов индивидуальных штатов.
Блумберг давал вот такую разбивку по проблемам отдельных штатов на 2012 год:
Как видим, например, в Иллинойсе у пенсионных фондов есть только половина нужных им денег, скоро им придётся чуть ли жечь мебель, чтобы согреться. А ведь это данные за 2012 год — в 2014 году ситуация явно не лучше.
Два триллиона дефицита, которые насчитал Мудис — огромная сумма. Однако это только статистика 25 самых крупных государственных фондов на уровне штатов. А ведь штатов в США значительно больше, чем 25, плюс есть ещё многочисленные частные фонды. Очевидно, что по всей пенсионной системе дефицит достигает просто астрономических масштабов.
Может возникнуть вопрос: а почему не напечатать долларов и не раздать их напрямую пенсионным фондам, фондам социальной поддержки и страховщикам?
Ответ: потому что тогда потребуется такая значительная одномоментная инъекция, что баланс долларов вне США и в самих США сдвинется в сторону Америки. После этого держатели долларов дружно кинутся избавляться от них, усиливая инфляцию в США. Начнётся цепная реакция, после которой доллар может обесцениться в сотни раз.
Напомню, когда республики бСССР дружно ввели свои валюты и направили высвободившиеся рубли в Россию, рубль обесценился за год в 25 раз. В США падение будет больше: долларовая зона охватывает весь мир.
Федрезерву приходится сейчас не только прекращать выкуп облигаций с рынка, но и поднимать ставку рефинансирования, по которой кредитуются американские банки. Если оставить эту ставку низкой, банки не будут платить хорошие проценты по депозитам пенсионных и страховых фондов: им будет проще кредитоваться по 0.1-2% у Федрезерва. Федрезерву же нужно нужно заставить банки покупать дорогие облигации правительства и платить хорошие проценты по депозитам.
Собственно, вот уже год как специалисты говорят о том, что Федрезерв скорее всего начнет плавно поднимать ставки весной 2015 года. Вот, например, мнение Forbes и мнение руководителя Резервного Банка Сент-Луиса (это один из двенадцати банков, которые вместе образуют Федеральную резервную систему США):
ссылка 1 ссылка 2
Эпоха "принтера долларов" плавно подходит к концу. Сначала американцам придётся отключить механизм выкупа облигаций, потом они вынуждены будут поднимать ставку рефинансирования. Золотые десятилетия США, в течение которых они могли неограниченно вливать деньги в свою экономику, почти закончились.
Главная интрига заключается сейчас в том, скончается ли американская экономика спокойно, или США успеют развязать перед смертью третью мировую войну…
А что же Россия? Почему доллар — несмотря на своё бедственное положение — бьёт рекорды по отношению к рублю? Почему рубль — обеспеченный нашей нефтью и нашими огромными резервами — упал до дикого курса в 40 рублей за доллар?
Этот вопрос надо задать нашему Центробанку, который ведёт себя так, будто ему отдают команды прямо из Вашингтона. У Центробанка есть сейчас все ресурсы, чтобы не только стабилизировать рубль и купировать последствия любых санкций, но и влить в нашу экономику несколько триллионов рублей в виде длинных кредитов для бизнеса.
Рекомендую потратить 25 минут на видео, в котором Сергей Глазьев доходчиво объясняет суть проблемы.
Конечно, в Конституции РФ — спасибо писавшим её в 1993 году американским советникам — есть особая статья, согласно которой наш Центробанк не подчиняется Кремлю.
Однако эта статья, статья 75, не относится к числу защищённых, изменить эту статью Конституции можно относительно легко. Надеюсь, падение рубля к доллару побудит наше правительство предпринять необходимые шаги.
|