Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Генерала Кириллова посмертно наградили "Золотой Звездой" Героя России
Ответил не так, как все ожидали. Путин подвел итоги года
Начальник войск РХБЗ Кириллов погиб при взрыве на Рязанском проспекте
О чем Путин договорился с Лукашенко в Минске
Главная страница » Аналитика » Просмотр
Версия для печати
Стратегический саботаж в отношении Ирана
12.08.14 20:35 Иран
5 августа в Москве министр энергетики России Александр Новак и министр нефти Ирана Бижан Намдар Зангане подписали меморандум о взаимопонимании между правительствами двух стран на пять лет. Однако есть серьезные основания полагать, что дальше деклараций о "взаимопонимании" между Москвой и Тегераном дело не пойдет. Меморандум декларирует расширение торгово-экономического сотрудничества по ряду направлений, в частности, процитируем, "в сферах строительства и реконструкции генерирующих мощностей, развития электросетевой инфраструктуры, в нефтегазовом комплексе, а также в области поставок машин, оборудования, товаров народного потребления и сельхозпродукции". Кроме того, отмечается в официальном сообщении, "конкретные соглашения могут быть подписаны 9-10 сентября в Тегеране в рамках очередного заседания постоянной российско-иранской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству".
 
На бумаге все гладко, но вот аплодировать по поводу этой "гладкости" совершенно не хочется. Поскольку реальность выглядит далеко не так радужно и создается впечатление, что перед нами своеобразная "отписка" российского чиновничества на конкретное поручение Президента. Напомним, что на ежегодной пресс-конференции в декабре прошлого года Владимир Путин сказал буквально следующее: "Иран − наш приоритетный партнер в регионе, это наш принципиальный выбор, и мы нацелены развивать отношения. Иранскому государству должна быть обеспечена возможность развивать высокие технологии, в том числе ядерного характера". Слова российского Президента вполне можно расценивать как поручение правительству, которое и должно было разработать стратегию развития двусторонних отношений и направления партнерства с Ираном. А вот дальше начались странности, которые вполне укладываются в определение "стратегический саботаж"…
 
Персидский ковер, расстеленный перед Россией
 
В начале этого года российский посол в Иране господин Леван Джагарян дал интервью изданию "Коммерсант", в котором, в частности, отметил: "На самом деле только ленивый еще не побывал в Иране. Он постепенно превращается в "политико-экономический Куршевель". Кто только не приезжает, даже крупные бизнесмены из стран, которые ввели односторонние санкции в отношении Ирана и критикуют его за те или иные моменты. Мне коллеги, которые прилетают сюда, говорят, что в самолетах очень много предпринимателей из западноевропейских стран". Но, при этом российский посол как-то очень тактично умолчал, что аналогичного по интенсивности потока предпринимателей российских почему-то пока не наблюдается. А между тем осыпаемый западными посулами Иран достаточно четко определил свою позицию – в стратегических отраслях приоритет для партнерства принадлежит Москве.
 
На декабрьской пресс-конференции Владимир Путин говорил не просто о перспективах, он исходил из пакета проектов, договоренность о которых была достигнута, во-первых, в ходе встречи президентов Владимира Путина и Хасана Роухани в сентябре 2013 года в Бишкеке, а, во-вторых, была подтверждена в рамках последовавших за этой встречей интенсивных двухсторонних контактов российских и иранских чиновников. Собственно, "совместный пакет" Москвы и Тегерана включает в себя сегодня три основных проекта.
 
Первый – "Большой нефтяной контракт", объем которого оценивается в $20 миллиардов долларов и пятьсот тысяч баррелей иранской нефти в день, оплата которой будет производиться российской промышленной продукцией и инжиниринговыми услугами.
 
Второй – "Энергетический мост" стоимостью от $8 до $10 миллиардов, который предусматривает экспорт 500 МВт российской электроэнергии в Иран, строительство новых генерирующих мощностей и практически полную модернизацию иранских распределительных электросетей.
 
Третий – "железнодорожный" стоимостью в один миллиард евро, предусматривающий модернизацию железнодорожных путей Ирана, в том числе электрификацию части этих путей, что позволит Ирану снизить себестоимость движения и увеличить скорость на данных участках. Кстати, в рамках этого проекта в феврале нынешнего года прошли и переговоры о приобретении иранцами российской рельсовой продукции.
 
Мы намеренно оставили за рамками списка совместные проекты по ядерной энергетике и военно-техническому сотрудничеству, поскольку как раз они весьма чувствительны к нынешней мировой политической конъюнктуре. Те же, что перечислены – это, что называется, "чистая экономика", тот самый "ковер", который иранская сторона стелет перед Москвой, приглашая к вхождению в ключевые отрасли своей экономики. Но даже эти, чисто экономические проекты рассматриваются в Москве с чиновничьей неторопливостью. Впрочем, с неторопливостью ли?
 
Двойная игра с элементами саботажа
 
Упомянув о западных обещаниях в адрес Ирана, необходимо прямо и открыто сказать об их сути. Если отбросить словесные кружева, то Тегерану предлагалось в обмен на снятие санкций принять участие в "замещении" российских нефти и газа на мировых рынках. Основная проблема санкционного оружия, которое активно применяют сегодня США, заключается как раз в том, что для наибольшей его эффективности необходимо согласованное "удушение" России не только Западом, но и Югом (в том числе Ираном) и Востоком (Китай и Юго-Восточная Азия). И вот здесь для Вашингтона возникает самая серьезная трудность. "Газовая сделка" с Пекином и цепь контрактов со странами Юго-Восточной Азии разрушают блокаду с Востока. Уж на что Сингапур и Южная Корея включены в американскую внешнеполитическую орбиту, но даже они от участия в санкциях против России всячески уклоняются (заметим, что они вели себя точно также и в отношении антииранских санкций), заявив, что США, разумеется, поддержат, но только чуть позже – после введения санкций Советом Безопасности ООН, что является достаточно фантастическим сценарием.
 
Но то, что у Белого дома не получается с лидерами в Азии, вполне может получиться с прозападной политической элитой в Москве. И после сентябрьской встречи Путина с Роухани, и после выступления российского Президента прозападный российский истеблишмент совершенно не собирался форсировать сотрудничество с Ираном. Расчет был на то, что любые договоренности с ним можно будет использовать как козырную карту в переговорах с Западом: "вы, мол, снижаете уровень напряженности и ослабите давление на нас из-за Крыма, ну а мы, соответственно, всячески тормозим развитие российско-иранского сотрудничества".
 
В опубликованном Меморандуме, в частности, упоминается постоянная российско-иранская межправительственная комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству. О ее "эффективности" свидетельствует всего лишь один незатейливый факт − практически 95% всех совместных проектов, обсуждаемых ежегодно по линии этого "органа", на протяжении более десяти лет из года в год в повестке повторяются. Это означает, что, во-первых, они попросту не выполняются. А во-вторых, это означает отсутствие контроля над процессом выполнения принятых решений и механизма оценки работы ответственных лиц в министерствах и ведомствах.
 
О том, каким ударом для Запада и, в первую очередь, для Вашингтона может стать российско-иранский нефтяной контракт, свидетельствует оставшаяся незамеченной информация – сразу же после объявления о подписании меморандума (который многие, собственно, и сочли сначала за известие о том, что контракт подписан) рынок нервно вздрогнул: индекс Dow Jones упал на 139 пунктов, а акции крупнейших нефтяных компаний "подвинулись вниз", пусть и незначительно, но вполне заметно. Впрочем, вскоре все вернулось "на круги своя", поскольку на биржах появилась инсайдерская информация о том, что никакого соглашения в ближайшее время не планируется. Интересно было бы узнать, от кого она пришла, кто это в среде брокеров так осведомлен о "нюансах" российской политики в отношении Ирана?
 
Впрочем, конкретные фамилии здесь вряд ли интересны. Поскольку сегодня в России вполне можно заниматься саботажем и чувствовать себя в полной безопасности. Страна – под санкциями, но как это ускорило работу чиновников? На днях против наших нефтяных компаний были введены санкции, которые, по замыслу их инициаторов, должны обернуться дефицитом высокотехнологичного оборудования для добычи и нехваткой инвестиций в разведку новых месторождений. Но в ответ – скудный меморандум с Ираном, который, по уму, должен был появиться минимум еще полгода назад. И – новые увязки, согласования, перенесение сроков. Словно речь идет не о возможности получить сильного и авторитетного партнера, новые рынки и средства для отечественной промышленности, а о чем-то второстепенном, мешающем прозападному российскому истеблишменту сливаться с Западом в экстатических объятиях…
 
Антииранский чиновничий интернационал
 
Но будем справедливы – ориентированные на Запад российские чиновники в своей антииранской позиции совсем не одиноки. В Евразийском союзе они нашли коллег, мыслящих такими же, антииранскими, категориями. В начале месяца в Душанбе прошло заседание министров иностранных дел стран-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Мероприятие проводилось в рамках подготовки саммита организации 11 сентября, на котором должны быть приняты два важных документа: "Типовой меморандум об обязательствах в целях получения статуса государства-члена ШОС" и "Порядок предоставления статуса государства-члена ШОС". Так вот, первоочередные кандидаты на вступление – Индия и Пакистан. А заявка Ирана вновь отклонена. С потрясающей формулировкой – в связи с тем, что "Иран находится под санкциями"! Логически рассуждая, тогда и Россия членом ШОС быть не может, поскольку и в отношении нее действуют санкции "международного сообщества".
 
Как обтекаемо сообщают источники в российском МИДе, противником приема Ирана "выступает одна центральноазиатская страна". Та самая, которая на этом же совещании выступила против преобразования расположенной в Ташкенте Региональной антитеррористической структуры в Центр по борьбе с новыми вызовами и угрозами по причине того, что "это уменьшит значение расположенного в Алма-Ате Центрально-Азиатского регионального центра по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств". Антииранская позиция этой анонимной "центральноазиатской страны" общеизвестна. Как общеизвестно и то, что она ведет свою игру, в основе которой – пресловутая "многовекторность", то есть отчаянное лавирование между Москвой и Вашингтоном. Но тогда возникает вопрос – а почему Россия, прекрасно осознавая цель этих внешнеполитических кульбитов своего союзника, а теперь уже и партнера по ЕвразЭС, не займет более жесткую линию на переговорах? Те же источники в МИДе говорят, что "уступчивость" Москвы в отношении амбициозных игр "одной центральноазиатской страны" связана с тем, что та страна – стратегический партнер и союзник, что существует установка на "сглаживание" с ней всех противоречий.
 
Политика "сглаживания" уже потерпела фиаско. Достаточно вспомнить, как долго Россия закрывала глаза на "художества" украинских властей, на их антироссийскую политику, как боялась обидеть и огорчить "излишней требовательностью" даже тогда, когда "стратегические братья" воровали газ и сбили российский пассажирский лайнер, не только не выплатив компенсации, но даже не принеся извинений (Израилю, кстати, с оговорками, но выплатили). Так что – наступаем на те же грабли? Или все же прозападный российский истеблишмент нашел партнеров по стратегическому саботажу российско-иранского партнерства в ближнем зарубежье?
 
*******
 
У общества накопилась масса вопросов, которые хотелось бы публично и вдумчиво задать прозападному и произраильскому российскому лобби. И о том, когда же российская внешняя политика освободиться от влияния секретных статей сделки "Гор-Черномырдин". И о том, когда же будет положен конец стратегическому саботажу российско-иранского партнерства.
 

Alanv12.08.14 21:08

Собственно говоря, можно было бы автору и поверить. Сильно мешает только то, что нет никаких КОНКРЕТНЫХ ссылок, а есть лишь невнятные упоминания о неких "странностях", "неторопливости", "возвращении Доу-Джонса", "обтекаемых источниках в МИДе".

Ну и, как обычно, стандартно на закуску о всесильном "прозападном и произраильским российском лобби."...

Напомню, что международные "тяжёлые" проекты - дело часто неспешное, а соглашение по газу с Китаем с десяток лет готовилось...

tirl13.08.14 01:57
Версия ммеет право на существование. Странносей в отношениях с Ираном много. Особенно теперь, когда Россия и Иран стоят по одну сторону откровенно антизападных баррикад, Иран бы должен стать стратегическим союзником, но этого не происходит. Почему интересно...
GAF13.08.14 15:33
> tirl
... , но этого не происходит. Почему интересно...
Как известно, "хорошему" танцору кое-что мешает. В данном случае, Яйценюки-с.
no-i-am13.08.14 17:19
> Alanv

Собственно говоря, можно было бы автору и поверить. Сильно мешает только то, что нет никаких КОНКРЕТНЫХ ссылок, а есть лишь невнятные упоминания о неких "странностях", "неторопливости", ...

Несколько раз работали с фирмами с иранским капиталом и иранским же руководством. На начальной стадии, после длительных переговоров, когда я был уже уверен, что сотрудничество не состоится и про них практически забыл, оказалось, что конкурс победили таки мы. После завершения определенной стадии работ, я было снова поверил, что продолжения не будет, однако оказалось, что Иран напрямую не инвестирует, деньги идут транзитом через череду стран и очень долго, а с другими они этими чисто техническими проблемами не делятся. Еще через несколько месяцев я убедился, что они реально так работают, по восточному неторопливо и нам или нужно это понять и принять или просто не работать с ними. Так что я сомневаюсь, что в задержке виновна российская сторона. Это у них в крови и торопливость они считают дурным тоном.
USSR213.08.14 17:32

Официальная идеология Ирана - антиамериканизм.

По мере того, как идеология России выкристаллизовывается как антизападная и антиамериканская все российско-иранские проблемы утрясаются.

Roksana13.08.14 17:48
первое что мешает бизнес-отношениям Россия-Иран еврейское лобби России.Бизнес сообщество состоит сплош из них.А второе трyдность оплаты ,Иран отключён от Свифта и российскомy бизнесy просто не хочется связываться с оплатой через третьи страны
USSR213.08.14 18:32

Еврейское лобби это кто конкретно? Евреи на Иране могут вполне приятно зарабатывать.

Как только поймут, что им единолично Иран не усвоить, так в очередь встанут.

no-i-am13.08.14 18:42
> Roksana
А второе трyдность оплаты ,Иран отключён от Свифта и российскомy бизнесy просто не хочется связываться с оплатой через третьи страны
Что в РФ, что в РБ они открыли свои ООО и все расчеты ведут через них. Из Ирана они деньги гонят только на них, не светясь и не желая никому навредить.
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Сирийские перспективы
» Какая классовая борьба настоящая, и может ли рабочий класс быть субъектом классовой борьбы?
» Система Джемаля
» Пятница,13-е
» Прокси-война России и мира Запада: кому это выгодно экономически?
» Война на Кандалакшском направлении 1941-1944, Сборник документов с немецко-финской стороны
» Что является капиталом венчурного инвестора
» О категории «снятие» у Гегеля и в диалектическом материализме

 Новостивсе статьи rss

» Рождественский подарок Европе от Зеленского: газ почти по $ 500
» Зурабишвили сделала угрожающее заявление
» Лидер «Талибана»* издал указ о выплате пенсий, которых не было три года
» Россия и Иран достигли стратегических решений по проекту "Север-Юг"
» Путин обозначил задачу России в экономике
» СМИ: к границе России приблизился беспилотник ВС США, наводящий ATACMS
» Правительство выделит 46 миллиардов рублей на ремонт дорог в регионах
» Ушаков рассказал о контактах с новыми властями Сирии

 Репортаживсе статьи rss

» Индия сорвала многомиллиардный тендер на строительство
» Итоги года с Владимиром Путиным
» Курс остается верным. Президент отметил значительные успехи российской экономики в 2024 году
» Июнь 1939 года. СССР, его враги и его неудавшиеся союзники
» СМИ ЕС в панике от зависимости Польши от российских удобрений
» В зоне СВО ликвидировано уже 6,5 тыс. наемников
» Роберт Фицо: Европа должна начать нормальный диалог с Россией
» Нейросети выживают реальных авторов из соцсетей

 Комментариивсе статьи rss

» Россия не видит Швейцарию посредником по Украине
» "Иначе — война с Украиной": в Европе попросили не отбирать последнее
» США создают биологическое оружие нового поколения
» 60 лет назад была создана ЮНКТАД, которую возглавил непримиримый противник неоколониализма
» Историк рассказал, как украинских националистов "кинул" еще Гитлер
» Как атомной отрасли удалось сохранить научные школы, единство и управляемость
» Пробный залп Трампа по БРИКС — шаг к уничтожению доллара
» Чемезов: решение Путина объединить оборонные предприятия в холдинги спасло ОПК

 Аналитикавсе статьи rss

» Китай впервые за 14 лет поддержит свою экономику
» Инфляция в РФ в ноябре составила 1,43%, годовая ускорилась до 8,88%
» США передали Украине 847 ракет Patriot на 3,26 миллиарда долларов
» Эффект бумеранга. Volkswagen может пасть жертвой русофобской политики Евросоюза
» Молдавии придется выплатить долг "Газпрому", чтобы не остаться без газа
» Европа очень ждет большую кровь под русским флагом
» С чем Россия может вернуться в Афганистан
» Дональд Трамп выиграл выборы. Чем это грозит России и ее союзникам
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"