Часть 1
… Отличным примером применения Соединёнными Штатами своего антикоррупционного законодательства являются крупные скандалы с участием крупных немецких компаний Daimler и Siemens. Самым свежим является скандал с автомобильным концерном Daimler, который по данным министерства юстиции США создал в 22 странах, в том числе России, целую систему подкупа чиновников с целью получения выгодных заказов. Во избежание дальнейших судебных разбирательств, Daimler согласился заплатить штраф в размере 185 миллионов долларов [12]. Корпоративный контроль над проведением комплексной программы в отношении компании Daimler, в частности, за соблюдением ею закона "О внешней коррупции" (FCPA) в течение трех последующих лет поручен американскому судье [13]. Daimler также обязан принять некоторые меры. Во-первых, привести все филиалы компании Daimler в соответствие с регулирующим законодательством и кодексом компании. Во-вторых, назначение местных руководителей и прочих сотрудников филиалов Daimler должно происходить исключительно по решению и с ведения руководства центрального офиса компании. В-третьих, необходимо провести расширение международной программы подготовки кадров Daimler, в том числе регулярные конференции, учебные семинары, тренинги, а также обмен информацией. И, в-четвертых, создать специальный отдел по надзору за соблюдением антикоррупционного законодательства.
Чуть раньше судебные разбирательства были проведены в отношении компании Siemens. В конце 2008 года Министерство юстиции США и американская Комиссия по ценным бумагам оштрафовали немецкий концерн Siemens на 800 миллионов долларов за дачу взяток по всему миру [14]. Кроме того, для дальнейшего расследования нарушений Siemens обязался предоставить независимому аудитору, скорее всего, американскому адвокату, доступ к своей документации. В декабре 2008 года суд в Вашингтоне вынес свое решение, которое затем одобрил наблюдательный совет концерна на своем чрезвычайном заседании в Мюнхене. В этот же день мюнхенская прокуратура наложила на концерн штраф в размере 395 миллионов евро.
Однако даже такое наказание оказалось более мягким, чем ожидалось. Ведь за несколько месяцев до этого высказывались опасения, что размер штрафа в несколько раз превысит 1 миллиард 300 миллионов евро, сумму взяток, выплаченных с 1999 по 2006 год. Более того, Siemens по-прежнему сможет участвовать в государственных тендерах в США.
Сравнительно мягкий приговор американского суда объясняется тем, что сотрудники Siemens активно участвовали в расследовании нарушений. По словам представителя министерства юстиции США, "готовность концерна помогать расследованию была образцовой". Сумма штрафа будет разделена между министерством юстиции США, которое получит 450 миллионов долларов, и Комиссией по ценным бумагам, которой будут переданы 350 миллионов долларов.
В ходе расследований выяснилось, что концерн Siemens с середины 1990-х годов систематически выплачивал взятки за получение заказов. В частности, были обнаружены случаи причастности концерна к коррупции в Ираке в период осуществления программы ООН "Нефть в обмен на продовольствие", а также в таких странах, как Венесуэла, Бангладеш, Аргентина, Франция, Нигерия, Турция, Италия, Китай, Израиль, Вьетнам, Россия и Мексика.
В ходе переговоров с германской прокуратурой Siemens выразил готовность внести в государственную казну 400 миллионов евро. Тем самым, видимо, оправдаются расчеты концерна, предусмотревшего в своем бюджете на 2007-2008 годы миллиард евро на уплату штрафов.
Что касается менеджеров, то в августе 2008 года был вынесен приговор первому виновному, бывшему директору Siemens, который торговал медицинским оборудованием [15]. Его приговорили к двум годам тюремного заключения условно и к уплате штрафа размером 108 тысяч евро. Проблемой для следствия стало то, что найти виновных сложно или почти полного отсутствия доказательств. Осужденный сознался сам. Два бывших председателя правления Siemens Хайнрих фон Пирер (Heinrich von Pierer) и Клаус Кляйнфельд (Klaus Kleinfeld) отрицают, что знали о нелегальных платежах. Ни в чем не сознаются и другие, ныне ушедшие или отправленные в отставку члены правления, общим числом восемь человек.
Но на этом проблемы концерна не закончились. У Всемирного банка появились претензии к дочернему предприятию германского концерна Siemens в России (Limited Liability Company Siemens) в связи с тем, что компания в ходе реализации проекта "Развитие транспортной инфраструктуры в Москве" была уличена в причастности к "коррупционной практике и финансовым махинациям" [16]. По имеющимся данным, в 2005 и 2006 году в качестве взяток было выплачено около 3 миллионов долларов.
Пытаясь урегулировать конфликт, Siemens предложил Всемирному банку компромисс, пообещав в течение 15 лет выделять ежегодно пять миллионов евро на борьбу с коррупцией. Средства должны направляться в общественные фонды, неправительственные организации, а также ООН. Германский концерн также выразил готовность на два года добровольно отказаться от участия в реализации проектов, финансируемых Всемирным банком. Однако в конце 2009 года Всемирный банк всё-таки отстранил на четыре года российское дочернее предприятие Siemens от участия в тендерах на получение заказов.
Новый председатель правления Siemens Петер Лёшер (Peter Löscher) намерен улучшить испорченный имидж. "Siemens - за прозрачный бизнес, везде и всегда, - пообещал Лёшер журналистам. - Теперь это наш фирменный стиль, и мы будем осознанно отказываться от сделок, не отвечающих нашим представлениям" [17].
В результате общий ущерб концерна составил около 2 миллиардов евро, включая 600 миллионов штрафа, которые пришлось заплатить американцам. Часть убытка удалось взыскать с десяти бывших членов правления, с которыми Siemens пошел на мировую в обмен на суммы от 500 тысяч до 4 миллионов евро с каждого.
В случае немецких компаний проблема усугубляется тем, что до недавнего времени дачу взяток чиновникам иностранных государств немецкое законодательство фактически поощряло [18]. При составлении налоговой декларации фирма могла проводить взятки "нужным людям" в других странах по статье "полезные расходы", то есть производственные инвестиции, и тем самым снижать суммы прибыли, которыми полагалось делиться с фининспекцией. Только с 1999 года немецкие предприниматели лишились возможности списывать с налогов взятки зарубежным должностным лицам, а уголовный кодекс ФРГ пополнился статьей, предусматривающей ответственность за это.
Кстати, Германия хоть и подписала Конвенцию ООН против коррупции, Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию и Конвенцию Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию, но ни одну из них до настоящего момента не ратифицировала. Тем не менее, США удалось получить от Siemens и Daimler крупные штрафы за действия, которые некоторое время назад на территории Германии даже не считалось преступлением. И в данном случае сговорчивость компаний была обеспечена именно присутствием их ценных бумаг на рынке США. А судебные разбирательства были инициированы как раз потому, что обе компании нарушили американский Закон США о коррупции за рубежом.
Кстати, в мае 2010 года концерн Daimler объявил о намерении вывести ценные бумаги с Нью-Йоркской фондовой биржи [19]. Решение утверждено правлением и наблюдательным советом концерна. Финансовый директор Daimler Бодо Уэббер (Bodo Uebber) объяснил, что этот шаг направлен на снижение управленческих расходов и упрощение отчетности. В Нью-Йорке котируется лишь небольшая часть акций концерна, примерно пять процентов от общего числа. Главным местом торговли ценными бумагами по-прежнему останется биржа во Франкфурте-на-Майне. Основной причиной ухода видится то, что после ухода с Нью-Йоркской биржи отпадет необходимость подачи финансовой отчетности в Комиссию по ценным бумагам и биржам США (SEC). Надо также отметить, что проблемы у Daimler хронологически начались после продажи убыточного подразделения Chrysler Group в 2007 году.
Интересно, что в апреле 2010 года другой немецкий концерн - Deutsche Telekom - тоже решил прекратить размещение своих ценных бумаг на бирже в Нью-Йорке. А в феврале 2011 года прокуратура Штутгарта начала расследование в отношении концернов Deutsche Telekom и Volkswagen [20]. Следователи подозревают их бывших менеджеров, курировавших футбольное спонсорство, в коррупции. Похоже, что Deutsche Telekom принял превентивные меры, чтобы не платить штрафы ещё и США.
Сейчас по всему миру набирают обороты коррупционные скандалы с участием крупных корпораций. В расследовании многих из них принимают участие Министерство юстиции США (DOJ) и Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC). Надо отметить, что даже при мировом соглашении и многомиллионных компенсациях компании, попавшие под действие FCPA, в течение нескольких лет находятся под контролем назначенного независимого аудитора, которым обычно является американский адвокат или судья. Таким образом, появляется ещё один рычаг воздействия на компанию.
К сожалению или к счастью, пример США оказался заразительным. С 1 апреля 2011 года вступит в силу британский закон "О взяточничестве", принятый 8 апреля 2010 года (Bribery Act 2010) [21]. Речь идет как о взяточничестве в самой Великобритании, так и за рубежом, при этом понятие "взяточничество" включает как дачу, так и получение взятки. Деяние, совершенное за рубежом, признается преступным, если бы по английскому праву оно являлось преступлением в случае совершения его в Великобритании. В соответствии с законом, наказуемыми признаются следующие действия:
• предложение или дача взятки;
• вымогательство или получение взятки;
• подкуп иностранного должностного лица (ответственность за данное деяние установлена особо в целях соблюдения требований конвенции ОЭСР "О противодействии подкупу иностранных должностных лиц при осуществлении международной коммерческой деятельности" от 1999 года);
• неисполнение организацией обязанности по принятию мер для противодействия взяточничеству. И по всей видимости в дальнейшем ситуация для корпораций будет становиться только хуже.
Коррупция – это безусловное зло. Однако механизмы политического и экономического влияния, заложенные в международном законодательстве и Законе США о коррупции за рубежом, наглядно показывают, как "борьба со злом" может быть использована в интересах "сильнейшего".
Во-первых, неспособность стран-участниц международных конвенций договориться о точных формулировках привела к тому, что толкование неоднозначных формулировок идёт в интересах "сильного".
Во-вторых, механизм освобождения от ответственности за коррупцию лиц, действующих в интересах "национальной безопасности США", позволяет собирать компромат, как на всех участников рынка, так и на государственных служащих.
В-третьих, полученная информация может целенаправленно использоваться в интересах США и их корпораций, в частности:
• в коммерческих войнах. Примером тут служит огромное количество международных коррупционных скандалов с участием крупнейших немецких компаний, в то время как дел в отношении компаний из других стран сравнительно немного. Это вызывает определённые вопросы, так как все игроки действуют в условиях одного и того же рынка, например, в России. И если одним пришлось давать взятки, чтобы работать, то странно, что другие, работающие здесь, сумели этого избежать;
• для политического влияния на решения правительств иностранных государств, в том числе и с сильной экономикой. Ведь если проблемы возникают у мощных корпораций, являющихся крупными работодателями и налогоплательщиками, то "нехорошо" от этого может стать и государствам, против чьих компаний заведены дела;
• для влияния на экономические и политические действия государства через чиновников, замешанных в коррупционных делах;
• через выставление американскими рейтинговыми компаниями (такими как Standard & Poors, Moody`s и Fitch) рейтингов, зависящих и от уровня коррупции внутри государства, и от участия государства в антикоррупционных конвенциях.
12. Н. Жолквер. Daimler, Siemens, MAN – лишь верхушка айсберга коррупции в Германии // Deutsche Welle // http://www.dw-world.de/dw/0,,5416957,00.html. 13. Официальное заявление компании Daimler AG о соглашении с Департаментом юстиции США (DOJ) и Комиссией по ценным бумагам и рынкам(SEC) // http://www.control-press.ru/?ml=readmoremat&id=203. 14. Концерн Siemens оштрафован в Германии и США // Deutsche Welle // http://www.dw-world.de/dw/0,,3876216,00.html. 15. О. Зеньковский. Siemens правит имидж // Deutsche Welle // http://www.dw-world.de/dw/0,,3521337,00.html. 16. М. Степовик. Всемирный банк наказал российский филиал Siemens за коррупцию // Deutsche Welle // http://www.dw-world.de/dw/0,,4953213,00.html. 17. В. Шраг, О. Евдокимова. Концерн Siemens ставит точку в коррупционном скандале // Deutsche Welle // http://www.dw-world.de/dw/0,,5005001,00.html. 18. Н. Жолквер. Daimler, Siemens, MAN – лишь верхушка айсберга коррупции в Германии // Deutsche Welle // http://www.dw-world.de/dw/0,,5416957,00.html. 19. Немецкие компании уходят с фондовой биржи Нью-Йорка // http://www.warandpeace.ru/ru/news/view/47143. 20. Менеджеров Volkswagen и Deutsche Telekom подозревают в коррупции // РБК daily // http://www.rbcdaily.ru/2011/02/16/world/562949979719836. 21. Compliance Officer: Bribery Act // http://www.complianceofficer.ru/FCPA.php. |