Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

США поставили новый ультиматум Китаю
Китай увеличит дополнительные пошлины на товары из США до 125%
Трамп повысил пошлины на товары из Китая до 145 процентов
Рекордные цифры. Мишустин отчитался о работе правительства
Главная страница » Аналитика » Просмотр
Версия для печати
Новый подход к формированию финансовой системы
13.12.08 20:14 Экономика и Финансы

Разные точки зрения

Сегодня, когда мировая финансовая система переживает серьезные потрясения, актуальным становится не только анализ причин случившегося, но и поиск путей выхода из сложившейся ситуации. Становится понятным, что ни одна страна не может быть защищена от влияния мировой финансовой системы, и тезис об автономности (decoupling) ряда регионов или стран от того, что происходит в других странах, в особенности в экономике США, ставится под сомнение.

Принципиально, на данный момент существуют две точки зрения на разразившийся мировой финансовый рынок. Одна заключается в том, что существующие правила игры на финансовом рынке, финансовые инструменты и институты и функции, которые они выполняют, являются естественным результатом их развития, разумны и экономически обоснованы сами по себе. Сторонники такой точки зрения полагают, что, как и в прошлом, путем вмешательства государства и регуляторов ситуацию удастся повернуть вспять, рынки нормализуются к концу 2009 года и экономическая система снова начнет цикл подъема, возможно, до времени следующего спада. Таким образом, кризис связывается с неэффективным регулированием и традиционной цикличностью. Другая точка зрения заключается в том, что существующая финансовая система изначально построена на деструктивных принципах и по определению не может быть стабильной и способствовать устойчивому экономическому росту. Кроме того, сторонники такой точки зрения обращают на экономическую и социальную несправедливость современной финансовой системы.

Согласно первой точке зрения, населению земли необходимо «затянуть пояса» и пережить трудные времена до конца 2009 г., максимум середины 2010 г. и продолжить «бизнес как обычно» (business as usual) после этого. С другой стороны, интуитивно многим понятно, что мировая финансовая система требует изменений, и поэтому эта статья посвящена анализу второй точки зрения и предлагаемых альтернатив.

В качестве интересного примера нового подхода к устройству мировой экономической системы можно взять идеи профессора Хайдара Баша. В 2005 г. он написал книгу под названием «Модель Национальной Экономики», в которой содержится много оригинальных взглядов на экономику, в целом, и финансы, в частности. Будучи какое-то время финансистом по профессии, автору данной статьи хотелось бы остановиться именном на этом аспекте книги и, может быть, развить некоторые идеи этого и других альтернативных ученых в практическом смысле.


Новой подход к построению финансовой системы

Прежде чем перейти к моделированию возможного практического применения альтернативных идей, в то числе упомянутым выше Хайдаром Башем, хотелось бы кратко резюмировать относящиеся к данному вопросу новые идеи.

1) Только государство обладает правом создавать деньги («право на эмиссию»). Второй уровень создания денег частными и государственными коммерческими банками, либо замена эмиссии иностранной валютой неприемлемы. Эмиссия денег коммерческими банками будет должна быть заменена механизмом сеньоража (выпуск дополнительных денег) самого государства.

2) Финансовая система не должна опираться на процент. Процент ведет к дисбалансам в экономике и социальной несправедливости. Причиной текущего кризиса являются процентные деньги. Таким образом, деньги не должны быть товаром.

3) Доступ к денежным средствам должен иметь каждый экономический субъект на беспроцентной основе.

4) Государство будет «напрямую» на беспроцентной основе кредитовать предприятия и население, а также в ряде случаев будет осуществлять безвозмездные платежи для поддержания общего спроса в экономике.

Отдельным вопросом является обоснование таких принципов, а также взаимосвязь этих принципов с инфляцией, курсовой политикой, внешней торговлей, спросом и предложением товаров и услуг. Для ознакомления с этим читатель должен обратиться к первоисточникам, в том числе к книге «Модель Национальной Экономике». В данной статье лишь будет моделироваться последствия применения таких принципов на функции, институты и инструменты финансовой системы.

Для удобства моделирования новых финансовых инструментов и институтов имеет смысл воспользоваться функциональным подходом к финансовой системе, предложенным рядом западных экономистов.[*] [1] Кроме того, к данному списку необходимо добавить также еще одну важную функцию, такую как создание денег, с которой и начнем разговор. Функциональный подход позволяет абстрагироваться от влияния особенностей идеологий, географии и времени, так как функции финансовой системы всегда и везде оставались и будут оставаться одинаковыми. Любая альтернативная система должна показать, каким альтернативным способом будут осуществляться или трансформироваться вышеописанные функции финансовой системы.

Создание денежной массы и обеспечение ликвидности

Как было указано выше, государство (центральный банк) будет использовать свое право на сеньораж (выпуск дополнительных денег) для обеспечения экономики денежной массой и ликвидностью. Таким образом, такие инструменты создания денег через коммерческие банки, как регулирование ставки рефинансирования, требований к резервам и достаточности капитала перестанут быть необходимыми. Возможно, операции на открытом рынке останутся одним из инструментов центрального банка, но основными инструментом создания денег будет простая эмиссия.  На сегодняшний день основная масса денег создается на втором уровне - государственными и частными коммерческими банками, что видно из соотношения показателей М0 и М2[†] для денежной массы США и Европы. Так в США по состоянию на август 2008 г. масса денежных средств М0 составляет 776 млрд. долл. США, а М2 - 7 670 млрд. долл. США.[2]

Коммерческие банки перестанут быть необходимыми для осуществления функции создания денег. С другой стороны, вопрос заключается в том, каким образом деньги будут доходить до конечного получателя - населения и предприятий, так как помимо функции создания денег современные коммерческие банки осуществляют также и эту техническую функцию. Можно предположить, что после отмены функции создания денег для коммерческих банков техническое обслуживание экономических субъектов может осуществляться одним или несколькими финансовыми учреждениями с соответствующей инфраструктурой.

В целом, на данный момент не видно причин, почему центральный банк единолично и самостоятельно не может выполнять функцию создания денег при условии соблюдения пропорции денежной массы и реального объема товаров и услуг. Конечно, это приведет к серьезным последствиям в отношении роли коммерческих банков в финансовой системе, но с технической точки зрения вполне возможно.

Система платежей

Вышеописанные принципы нейтральны к функции обеспечения системы платежей за товары и услуги. Современная система и инфраструктура платежей эффективна и легко может поддержать новые принципы финансовой системы. Единственным вопросом остается то, что сейчас эту функцию выполняют коммерческие банки, которые финансируются процентным доходом и из этого дохода инвестируют и содержат систему платежей. Так как новые принципы устраняют возможность получения коммерческим банками процентного дохода, необходимо найти новые источники дохода для инвестиций и поддержание системы платежей. Таким источником может стать либо государственное финансирование, либо комиссия или плата за оказываемее услуги по осуществлению платежей, что, в принципе, уже и практикуется некоторыми банками.

Объединение капитала в пул/перераспределение экономических ресурсов

Новые принципы финансовой системы серьезно меняют институты и инструменты для выполнения этих двух функций.

Начнем с кредитных ресурсов. В Модели Национальной Экономики Хайдара Баша кредиты предполагается выдавать на беспроцентной основе, но с условием возврата основной суммы долга, тогда как в настоящее время кредитные ресурсы выдаются коммерческим банками на процентной основе и с условием возврата основной суммы долга.

Применяя новые принципы финансовой системы, в принципе, можно сохранить роль банков или других финансовых учреждений в роли перераспределителя экономических ресурсов, но уже на беспроцентной основе. Они обладают персоналом, опытом и экспертизой для отбора и мониторинга «качественных» проектов и «качественных» заемщиков. Здесь стоит также оговориться, что автор статьи отнюдь не настаивает на сохранении роли существующих банков. Так как функции перераспределения экономических ресурсов (а в более точном выражении функция отбора проектов и объектов инвестиций) в любом случае сохранится, кто-то должен будет осуществлять эту функцию, и, возможно, существующие банки можно будет легко адаптировать к новым условиям. Назовем их «новые банки».

Таким образом, так как предполагается, что «новые банки» будут выдавать кредиты на беспроцентной основе и не смогут сами создавать деньги (выдавать больше, чем имеется денежных ресурсов), возникает вопрос, каким образом будут покрываться расходы работы таких банков и извлекаться прибыль в отсутствие процентных доходов. Одним способом может быть взимание с заемщиков фиксированной одноразовой комиссии за предоставленные ресурсы. Однако этот способ является рискованным, так как в скрытом виде может воссоздать систему, основанную на проценте.

Другим способом может быть регулирование доходности «новых банков» государством и оплата этой доходности государством по причине того, что «новые банки» будут выполнять важную экономическую и социальную миссию. На сегодняшний момент выработано много способов регулирования доходов таких «естественных монополий» (например, в области распределения воды, электричества и т.д.), в том числе тех, которые стимулируют повышение эффективности деятельности и качества обслуживания клиентов. Одним из главных критериев эффективности работы «новых банков» должен стать минимизация процента просроченных и «плохих» долгов в общем объеме выданных кредитов. Такие банки будет получать вознаграждение исходя из разницы между минимально допустимым процентом сбора долгов, устанавливаемым государством и фактическим процентом сбором долгов. При этом «новые банки» скорее всего будут тяготеть к предоставлению кредитов уже сложившемся предприятиям, так как от них будет требоваться возврат основной суммы беспроцентного кредита, а для этого необходимо будет уверенным в устойчивости предприятия.

Предыдущий параграф описывает механизм получения и перераспределения денежных ресурсов от центрального банка к населению и предприятиям. Следующий вопрос заключается в том, каким образом при такой системе будут аккумулироваться сбережения населения и предприятий для перераспределения их другим экономическим субъектам. Сегодня банки привлекают под процент денежные средства, в основном, населения и выдают кредиты тому же населению и предприятиям под более высокий процент. При этом отдельной темой является вопрос соотношения между государственными ресурсами (полученными в результате сеньоража) и частными сбережениями для финансирования нужд населения и предприятий. Этот вопрос видимо должен решаться на уровне всей экономики. Однако, в целом представляется, что население и предприятия не смогут играть такой активной роли в формировании ресурсной базы на основе фиксированной доходности, как это было в пошлом через депозиты в банках. Некоторыми инструментами с фиксированной доходностью для населения и предприятий могут стать инвестиции в компании (фонды), занимающиеся, например, недвижимостью (строительство объектов и сдача их в аренду с фиксированной платой), однако число таких инструментов будет ограничено.

Таким образом, население и предприятия смогут (будут вынуждены) направить большую часть своих доходов на потребление либо вложения в другие финансовые институты, кроме банков (описано ниже), а государство через центральный банк будет самостоятельно формировать денежную ресурсную базу. В принципе, в этом и заключается одна из идей Модели национальной Экономики - «Двигателем экономики должен быть растущий спрос». Что касается других долговых инструментов (облигаций, конвертируемых облигаций, и т.д.), то, скорее всего, они отомрут, так как кредитные ресурсы будут доступны через «новые банки» на беспроцентной основе.

Рынок акционерного капитала претерпит меньше изменений, так как он более приспособлен к беспроцентному способу финансирования. Частные сбережения и государственные денежные ресурсы могут быть эффективно направлены на развития экономики через существующие в этом рынке институты.

1) пенсионные фонды - хотя в соответствие с Моделей Национальной Экономики, государство берет на себя вопрос обеспечения населения пенсиями, в случае сохранения пенсионных фондов как самостоятельных институтов, они смогут привлекать государственные и частные деньги и инвестировать в акции и возможные инструменты с фиксированной доходностью.

2) страховые компании - возможно, они сохранят свое существование и смогут инвестировать страховые премии в акции и возможные инструменты с фиксированной доходностью.

3) паевые инвестиционные фонды - в результате де-факто упразднения коммерческих банков в том виде, в котором они существуют, паевые инвестиционные фонды приобретут еще большую значимость для аккумулирования частных сбережений. Эти сбережения могут направляться на покупку акций, проектного финансирования и возможных инструментов с фиксированной доходностью.

4) спекулятивные хедж-фонды - скорее всего большая часть прекратит существовать, особенно та часть, которая использует заемные средства для совершения операций с ценными бумагами.

5) частные и государственные фонды прямых и венчурных инвестиций  - останутся приемлемым и желанным финансовым посредником для финансирования компаний на начальном и среднем этапе развития. Вероятно, государство будет играть большую роль в качестве акционера (лимитированного партнера) таких фондов и будет определять приоритеты инвестирования того или иного фонда, регулируя пороги ожидаемой доходности для таких фондов. Эти фонды очень важны, так как обладают экспертизой и опытом по взращиванию новых и молодых рисковых компаний и предпринимателей.

Также следует поговорить о роли биржи в рамках новой финансовой системы. В рамках рассматриваемых в данном разделе функций он выполняет две функции - привлечение денежных средств для компаний путем размещения акций на бирже и частичный или полный выход для акционеров компаний из своих инвестиций. Таким образом, акции становятся товаром со своим спросом и предложением. Сегодня на бирже наблюдается много спекулятивных операций, в том числе с использованием заемных средств. Так как такое невозможно в рамках Модели Национальной Экономике, то роль биржи будет существенно трансформирована. Возможно, на первоначальном этапе торги на биржи буду приостановлены до окончания формирования новой финансовой системы с тем, чтобы избежать непредвиденных последствий от внедрения новой системы и одновременного функционирования биржи.

Заканчивая анализ этих двух функций в рамках новой финансовой системы, следует сказать, что отсутствие фиксированного процента не означает безграничность и «легкую» доступность этих ресурсов для экономических субъектов. Объем доступной денежной массы будет напрямую определяться центральным банком (механизмами, описанными выше), а эффективность использования и платежеспособность заемщиков/акционеров будет определяться и контролироваться всеми другими финансовыми институтами, также описанными выше.

Управления неопределенностью и контроль рисками

Скорее всего, традиционные компании и инструменты по страхованию жизни, имущества, здоровье и т.д. сохранят свои функции. Что касается финансового страхования посредством производных финансовых инструментов (опционы на акции, облигации, фьючерсы; сами фьючерсы, форварды, свопы и т.д.), то их роль значительно сократиться ввиду отсутствия возможности финансировать такие операции заемными средствами (отсутствии «финансового рычага»), а также снижением роли биржи для перераспределения финансовых средств. Многие аналитики связывают сегодняшний кризис именно со сложностью и непрозрачностью системы производных финансовых инструментов. Конечно, идея передачи рисков тем, кто желает их принять в обмен за страховую премию, звучит красиво, но как выразился один из аналитиков, «производные финансовые инструменты помогли перераспределить страхи людей, но риски остались там же». Поэтому этот вопрос требует более детального изучения.

Предоставление ценовой информации

Как отмечалось ранее, современная финансовая система достаточно эффективно собирает и предоставляет информацию по ценам на предлагаемые услуги и товары, в том числе и через биржевую торговлю на стандартизированные товары (нефть, металлы, пшеница и т.д.). Основываясь на этой информации, экономические субъекты принимают решение о производстве и потреблении товаров и услуг. Новые принципы финансовой системы не предполагают перехода к плановой экономике, и поэтому хорошо уживаются со сложившей системой свободного ценообразования.

Теперь необходимо затронуть вопрос ценообразования услуг самой финансовой системы. В результате устранения процента в финансовой системе двумя самыми простыми финансовыми инструментами станут кредит с возвратом основной суммы долга (но без процентных платежей) и традиционный акционерный капитал. Скорее всего, будут выработаны и гибридные инструменты (например, возврат основной суммы долга в сочетании с определенным процентом дохода в случае превышения определенной доходности и т.д.). При этом вопрос заключается в том, каким образом будет устанавливаться спрос и предложение на рынке капитала. Для этого необходимо ввести понятие риска. Традиционно считается, и по нашему мнению, это не противоречит новым принципам финансовый системы, больший риск инвестиций требует большего ожидаемого возврата. В современной теории процесс принятия решения об отдельных инвестициях происходит следующим образом: компания или предприниматель рассчитывает на основе бизнес плана ожидаемый доход от инвестиций и затем сравнивает эту доходность со «стоимостью» капитала для такой инвестиции. Если ожидаемая доходность превышает «стоимость» капитала, то принимается положительное решение о начале такого проекта или инвестиции. При этом сразу стоит отметить, что в современных финансах под «стоимостью» капитала понимается не то, что компания непосредственно выплачивает в виде процентов или дивидендов по отношению к привлеченному капиталу, а альтернативная стоимость, т.е. ожидаемая доходность по другим подобным проектам.

Отмена процента в новой финансовой системе также не отменяет понятие «стоимости капитала», так как всегда будут существовать альтернативные проекты, и всегда будет существовать историческая и ожидаемая доходность таких инвестиций. Таким образом, исходя из риска и ожидаемой доходности будут и распределяться финансовые ресурсы.

Как отмечалось, «новые банки», скорее всего, будут тяготеть к предоставлению кредитов уже сложившимся предприятиям, так как от них будет требоваться возврат основной суммы беспроцентного кредита, а для этого необходимо будет уверенным в устойчивости предприятия. У таких предприятий меньший риск, и соответственно меньшая ожидаемая доходность. Ресурсы новых банков будут доступны не всем и, скорее всего, не будут выдаваться проектам на начальном этапе развития, так как риск неудачи таких проектов очень велик, а банки будут мотивироваться задачей снижения просроченных и «плохих» долгов. В данном случае баланс спроса и предложения на рынке капитала будет определяться стоимостью капитала для предприятий (определяется риском и ожидаемой доходностью по альтернативным проектам) и желанием «новых банков» финансировать, а не переговорами по ставке процента по кредиту. Что касается установления спроса и предложения на рынке акционерного капитала, то существующая система хорошо соответствует новым принципам финансовой системы. Баланс спроса и предложения будет определяться стоимостью капитала для предприятий (определяется риском и ожидаемой доходностью по альтернативным проектам) и желанием финансовых институтов финансировать такие проекты и предприятия в обмен на определенную долю прибыли или капитале компании.

Решение вопроса обладания ассиметричной информации и конфликтной мотивации

Следует сразу же отметить, что существующая юридическая и экономическая система решения этих вопросов, как для долговых, так и акционерных инструментов полностью соответствует новым принципам финансовой системы. Человеческая натура и поведение остаются неизменными, и поэтому сложившаяся практика, может быть с небольшими изменениями, полностью поддержит внедрение новых принципов. Опишем лишь кратко такие современные механизмы и институты.

1) Долговые инструменты

Четко прописываются обязательства сторон - регулярность платежей; частота предоставления информации; круг решений, который согласовывается с кредиторами; ограничения на операции с существенной частью активов; ограничения на привлечение другого долгового финансирования; соответствие коэффициентам платежеспособности, приоритетность в случае ликвидации; залог некоторых активов; досрочные выплаты в случае существенных событий и т.д. Этот список можно продолжить. Из практики видно, что любое кредитное соглашение содержит очень много положений и ограничений, и считается, что это дисциплинирует менеджмент и компанию в целом. Другими механизмами оценки кредитоспособности компаний и населения являются кредитные рейтинговые агентства, бюро кредитных историй, а также биржевые котировки публичных долговых инструментов, таких как облигации, свопы по дефолту кредита (страховые премии в случае банкротства).

2) Акционерный капитал

Акционерный капитал является более рискованной формой капитала, так как не гарантирует никакого возврата или доходности и менее обременен соглашениями и условиями. Тем не менее, современная финансовая система также создала ряд институтов для преодоления вышеописанных «несовершенств». В помощь акционерам существуют аналитики, которые анализируют те или иные компании; аудиторы; независимые директора в совете директоров; юристы, государственные надзорные органы. Кроме того, котировки акций на бирже и возможность продать акции позволяют акционерам «голосовать ногами» в пользу либо против той или иной компании. Существует также закон о банкротстве, который должен четко описывать механизм банкротства и права сторон при банкротстве.



[*] Выделяются шесть основных функций финансовой системы:

1) система платежей за обмен товарами и услугами; 2) механизм объединения в пул капитала для финансирования неразделимых, более крупных проектов и компаний; 3) способ перераспределения экономических ресурсов во времени и между географиями и индустриями; 4) система для управления неопределенностью и контроля рисками; 5) система предоставления ценовой информации, которая помогает координировать децентрализованные экономические решения; 6) способ решения проблемы обладанием ассиметричной информации и проблемы разной мотивации у экономических субъектов.

[†] В показатель М0 входят наличные деньги, а показатель М2 входят наличные деньги, чеки, вклады до востребования, срочные вклады.



[1] Merton, Robert C. A functional perspective of financial intermediation. Financial Management; Volume 24, No 2, Summer 1995, pages 23-41.

[2] http://www.federalreserve.gov/releases/h6/Current/

 

рижинс15.12.08 09:05

Есть ашипки небольшие.

Монополии ЦБ на денежную эмиссию не существует де юре.

Почему? Потому что платежное средство в виде векселя может выписать любое лицо. Если вексель товарный, то никакого отношения к деньгам он не имеет и становится самостоятельной деньгой.

Далее есть очень интересная штука как потребительская и производственная кооперация. Она также способна издавать деньги, более того, денежная эмиссия есть основа деятельности потребительских обществ. Я запостил статью про сельпо, читайте, угорайте.

Есть такое наблюдение:

1. Сейчас все имеют право эмиссии платежных средств.

2. Если все эмитируют свои деньги, то существует проблема обмена множества денег друг в друга, а следовательно есть потери на мене.

3. Централизованная система нейтрализует неудобство мены множества видов денег. За это банкирам готовы платить небольшую плату. Например 2-3% в год от все денежной массы в обращении.

4. Если банкиры не справились с ситуацией либо умышленно испортили качество финансовой системы. Инфляция, неразумное повышение процентных ставок, то централизованная финсистема становится неконкурентноспособной и вытесняется деньгами частных эмитентов, которые печатают свои деньги АБСОЛЮТНО ЗАКОННО.

Вывод - балансировка денежных систем находится в постоянной конкуренции.

Например, есть такой эффект. Люди забывают суть своих же законов. Есть разнообразные международные конвенции, гарантирующие право на частную эмиссию денег. Избавиться от них простым решением законодательного органа не так то просто. Например, норма о том, что рубль является единственным законным средством платежа на территории РФ - ничтожна, поскольку аннулируется международными конвенциями, которые имеют преимущество в конфликте с национальными законами. Последние должны быть приведены в соответствие с международным законодательством, ратифицированным РФ.

Забывчивость может длиться годами и десятилетиями.

Например, про то, что вексель есть законное платежное средство и при помощи его деривативов можно печатать деньги - мало кто знает. Тоже самое касается потребительских обществ. Они есть, их много, но суть их деятельности всеми дружно забыта.

Короче, товарищ Сталин нам оставил все что нужно для выхода из кризиса и нанесения последнего удара по международной банкирской мафии. Мы по собственной тупости промыкались 17 лет. Сами виноваты.

haydarim200815.12.08 11:22
С полной версией статьи вы можете ознакомиться здесь: ссылка
рижинс15.12.08 12:55

haydarim2008

Еще есть не совсем верное понимание сути денежной эмиссии. Центробанки, подконтрольные ФРС, печатают свои валюты, скупая доллары и казначейки США. Нет никакого отслеживания количества денежной массы и товаров на рынке.

Тезис "В целом, на данный момент не видно причин, почему центральный банк единолично и самостоятельно не может выполнять функцию создания денег при условии соблюдения пропорции денежной массы и реального объема товаров и услуг" - вводит в заблуждение, ведущее к гиперинфляции, если применить этот метод на практике. Исключительно активы ЦБ являются обеспечением денег. Не абстрактные товары, крутящиеся в экономике, а именно активы ЦБ. Отсюда происходит знаменитый закон о равенстве ЗВР и М2.

Начнем с кредитных ресурсов. В Модели Национальной Экономики Хайдара Баша кредиты предполагается выдавать на беспроцентной основе, но с условием возврата основной суммы долга, тогда как в настоящее время кредитные ресурсы выдаются коммерческим банками на процентной основе и с условием возврата основной суммы долга.

Можно заглянуть в корень понятия деньги и обнаружить, что это есть агрегированное товарное долговое обязательство.

Возникает вопрос - в чем смысл взятия кредита?

Я взял денежный кредит. Это читается, что я взял в долг чей-то долг. По сути это является дичайшим нонсенсом. Оно становится возможным только в случае непроходимого невежества субъекта экономики в попросе природы денег.

В нормальной системе типа немецкой основой денег является вексель, который учитывается банком и оставляется в залоге новообразованных денег. Никаких процентов нет. Банк выкупает вексель предприятия, а не дает ему кредит под залог векселя.

В общем, в статье отражено достаточно туманное представление о предмете, хотя букв много.

haydarim200815.12.08 13:34

Уважаемый Рижинс,

Активы ЦБ (включая ЗВР) являются обспечением национальной денежной массы только в колониальных странах, не имеющих свой самостоятельный эмиссионный центр в виде центральногго банка. В целом, объем необходимой денежной массы хорошо описывается монитаристким уравнением: MV = PQ, где М - количество денег, V - скорость обращения денег, P - агрегированные цены товаров, Q - количество товаров. Таким образом, объем денежной массы не должен быть никак не связан с ЗВР. Необходимость иметь "золотое" обеспечение национальной валюты - это прошлый век экономической мысли, над которым только посмеются, если его представлять как альтернативу существующей системе.

Что касается векселя, то он всегда покупается с дисконтом, что явлется скрытой формой процента. Например, в США можно вложить деньги в "фонд денежного рынка" (money market fund), который как раз использует векселя как активы. Такие фонды регулярно выплачивают процент.

capporicci15.12.08 14:21

Айдар!

Сначала по статье. Рассмотрим идеи:

=========

1) Только государство обладает правом создавать деньги («право на эмиссию»).

=========

Деньги - это долги. Ваше, Айдар, требование ограничить эмиссию долга государством сродни обещанию одного места не совершать одно действие. Это нереально.

=========

2) Финансовая система не должна опираться на процент. Процент ведет к дисбалансам в экономике и социальной несправедливости. Причиной текущего кризиса являются процентные деньги. Таким образом, деньги не должны быть товаром.

=========

Какая связь между процентом и утверждением, что деньги это товар? Тем более, мы знаем в современной экономике нет товарных денег.

=========

3) Доступ к денежным средствам должен иметь каждый экономический субъект на беспроцентной основе.

4) Государство будет «напрямую» на беспроцентной основе кредитовать предприятия и население, а также в ряде случаев будет осуществлять безвозмездные платежи для поддержания общего спроса в экономике.

=========

Далее по статье эти пункты никак не раскрываются, их необходимость, нужность, эффективность не обосновывается.

По комментам.

С.Рижинс верно указыват на оторванность "финансового мира" от реальных экономических процессов происходящих в мире. Печатание ЦБ РФии денег строго в обмен на доллары и евро - это как раз и является признаком папуасской фин.системы, а не накопление золота, которого у России кот наплакал. Наибольшие запасы золота до сих пор находятся в США (всем смеяться).

Насчёт формулы Ньбкомба-Фишера, есть целая статья А.Саломатина "Уравнение обмана" почитайте.

Айдар, ещё просьба поменьше применяйте отрицание в предложениях выглядит курьёзно:

=========

Таким образом, объем денежной массы не должен быть никак не связан с ЗВР.

=========

переводя на простой язык должен быть как то связан с ЗВР:)

Удачи!

рижинс15.12.08 15:21

Айдар!

Формула обмена и понятие денег.

Деньги - есть долги. Это уже никем не оспаривается. Каким образом количество эмитированных долгов, векселей, сохранных расписок и прочего может влиять на уровень цен? Я выписал вексель capporicci на 1 трлн долл. А что? Имею право! Как это отразится на уровне цен в экономике? Ответ: никак.

Формула обмена - есть увод внимания в сторону, попытка пустить мысль по ложному следу. Однако путем несложных тождественных преобразований она сводится к тривиальному определению стоимости.

Сократите в ней dt, агрегированность и получите, что "количество уплаченных денег равно стоимости товара (в сделке)". Это есть определение стоимости и не более. Законы же являются нечто большим, чем определения, поскольку увязывают между собой несвязанные явления.

Про немецкую вексельную систему хорошо описано у Пайдиева.

Вексель не покупается с дисконтом, он выкупается банком за полную цену. Причем деньги печатаются новые. После выкупа векселей у банков - деньги аннулируются.

Ключевой элемент в данной системе - векселедатель. Именно на основе его долга генерится новая денежная масса, которая способствует упрощению товарообмена, росту оборота и ведет к увеличению доходов банков. Тоже самое и в американской системе - на основе долга ипотечника генерятся мультиплицированные доллары. Потому и играет ипотека такую сверх важную роль в финансовой системе США.

Участие двух сторон в вексельной сделке очень хорошо реагирует на уровень цен, поскольку он выписывается в результате торга. В нем есть сторона заинтересованная в увеличении цены (продавец) и не заинтересованная в этом (покупатель). Система рабочая. Если интересно, проанализируйте.

Еще одну интересную вешь подскажу.

Логический метод в экономике. В бизнес среде принято использовать бизнес схемы, близкие к алгоритмическим схемам (в программировании, технологическом процессе и тп).

В учебниках принято использовать алгебраические формы, похожие чем то на описание примитивной механики.

Аналогия ясна?

Я к тому, что если вы видите, что кто-то пытается описать экономические явления в виде формул класса начал матанализа, то вы с полным основанием можете подозревать этого типа в шарлатанстве.

Наоборот, если вам предлагают алгоритм, близкий к бизнес схема, то это ближе к истине.

haydarim200815.12.08 18:12
Уважаемый Рижинс! Пришлите, пожалуйста, ссылку на материалы по упомянутому вексельному обращению. Будучи человеком, как и Вы, любящим практические бизнес и финансовые решения, пока мне не понятно, каким образом банки зарабатывают, если выкупает вексель за полную стоимость и погашает его также за полную стоимость. Кроме того, вексельное решение является лишь частным случаем финансовых отношений. Мне трудно представить, что зарплата будет выплачиваться векселями (серьезно возрастают транзакционные издержки). В целом, мне кажется, что любая альтернативная финансовая система должна без идеологических лозунгов показать, каким образом будут в практическом смысле выполняться функции финансовой системы -1) система платежей за обмен товарами и услугами; 2) механизм объединения в пул капитала для финансирования неразделимых, более крупных проектов и компаний; 3) способ перераспределения экономических ресурсов во времени и между географиями и индустриями; 4) система для управления неопределенностью и контроля рисками; 5) система предоставления ценовой информации, которая помогает координировать децентрализованные экономические решения; 6) способ решения проблемы обладанием ассиметричной информации и проблемы разной мотивации у экономических субъектовВ этом смысле представленная статья - попытка смоделировать финансовую систему без процента. Правильность или не правильность взимание процента не обсуждается в данной статье.
рижинс15.12.08 21:37

Поиск "пайдиев вексель" в яндексе дает ссылка

У Пайдиева есть дисконт по выкупу векселя. Возможно это и есть заработок для банка. Однако он не является необходимым для системы, как процент.

Процент в американской системе нужен для привлечения депозитов, которые потом участвуют в мультиплицировании. Т.е. в немецкой системе процент - не системный фактор, а технический - на содержание банка.

Мне трудно представить, что зарплата будет выплачиваться векселями (серьезно возрастают транзакционные издержки).

Все зависит от степени раскрутки и унификации векселя. Например, сейчас ведем терки по поводу инициирования нефтяных компаний к массированной эмиссии бензиновых талонов. Цель - заместить в сбережениях часть долларов и рефинансировать таким образом долги западным банкам. Там ведь маржин коллы во всю бущуют. Раздербанивание ЗВР и прочее. Бензиновый талон - тот же товарный вексель. С другой стороны может исполнять функцию платежного средства. Думаю, что народ не откажется получать зарплату талонами на бензин, особенно если на каждой заправке будет сидеть спекулянт и предлагать их выкупить с дисконтом в 3%. Хотя пока нефтяники тормозят чуток и ждут с моря погоды.

Сейчас главная задача - придумать максимум платежных средств на товарно вексельной основе, насытить финансовый рынок денежной ликвидностью и все такое.

По поводу альтернативных систем - я запостил седня статью сюда по потребительским обществам. В 20-30 годы они эмитировали кооперативные бонды. (тогда называлось на франц манер - боны). Механизм функционирования и все такое.

На самом деле - законодательных возможностей по урегулированию финансового кризиса - выше крыши. Все оставлено добреньким товарищем Сталиным в назидание потомкам. Типа клада.

Мы за 17 лет катавасии с реформами пока еще не догадались распечатать заветный ларец.

Составлена схема по стремительному возрождению села на основе альтернативных финсистем потребительской кооперации. Она сама печатает себе деньги. Никакого привлеченного капитала в систему не требуется. Согласитесь, что это круто, аж ппц.

Что есть привлеченный капитал? Это надобность платить банкам процент, плюс учет рисков. Если вы накопили оборотные средства, то вы отдали ресурс за простую бумагу, которую можете и сами напечатать. Если идет инфляция, то вы постоянно платите за пополнение оборотных средств.

С одной стороны имеем удобство единой финсистемы. Но имеем и неудобство платы за оборотные средства, которая является постоянной в условиях инфляции.

Тут идет баланс выгоды. С одной стороны можем сами напечатать деньги, но их сложно раскручивать и велики транзакционные издержки. С другой стороны не нужно платить за оборотный капитал.

Смысл центральной финсистемы - предоставление качественных финансовых услуг. Если они качественны и плата за пользование центральными деньгами невелика, то смысл заниматься денежной эмиссией самому - отпадает. Я полагаю, что банкиры просто разжирели, потеряли квалификацию, разленились из-за того, что им кажется, что их положение на рынке - монопольно. Мы имеем финансовый кризис, спад производства, рост безработицы. Это произошло только лишь по причине неквалифицированного управления финансовой системой. Иное было бы возможно в результате стихийных бедствий, истощения ресурсов, войн. Банкиры надеются на свою монополию, думают, что все утрясется со временем и население никуда не денется от их услуг. Однако они ошибаются.

Есть заблуждение о монополии на денежную эмиссию Центробанка. Эта норма ничтожна. Я объясню почему. Закон о ЦБ провозглашает то, что его рубль является единственным законным средством платежа на территории РФ. Соответственно ЦБ имеет монополию на денежную эмиссию. С другой стороны есть норма, что вексель является законным средством платежа. Вексель прописан в международной конвенции и она имеет приоритет перед национальным правом. Любой суд решает не в пользу ЦБ если тот вдруг вздумает пресечь деньги частных эмитентов.

В этом смысле представленная статья - попытка смоделировать финансовую систему без процента. Правильность или не правильность взимание процента не обсуждается в данной статье.

Это очень хорошо, что Вы сочиняете статьи. Я просто немного поправил. Без обид :) Плюс ко всему такие вещи как ссылка на формулу обмена в наше время уж совсем не вкатывает.

уважающий15.12.08 22:02

Последние события натолкнули меня на некоторые размышления.почему бы в России не организовать рейтинговое агентство.Не сомневаюсь,что найдутся люди умеющие выставить и обосновать рейтинг для кого угодно и для чего угодно.Вложение средств в этот проект видится относительно небольшим по сравнению с теми прибылями которые можно получить.

рижинс15.12.08 22:47

уважающий

Нужные не умные люди, а грамотная организация бизнеса. Привлечение СМИ к раскрутке агентств. Именно СМИ повышают их рейтинг и цену за услуги. В свою очередь агентства платят СМИ. Нечестно? Это просто бизнес и ничего личного.

sofist16.12.08 01:05

To рижинс

Откуда такое суждение " Это произошло только лишь по причине неквалифицированного управления финансовой системой..." Наоборот, я полагаю, это есть логическое движение такой системы. Финансовая система более квалифицирована, чем все остальное(как она сама думает)и уж тем более реальной экономики, относительно которой она и строилась как управляющая и объемлющая система

Чтобы говорить о неквалифицированности нужно иметь более всеобъемлющую систему, чем финансовая, а такой пока нет.

И к автору. непонятно как произойдет переход от существующего состояния1 к описанному состоянию 2, там же все финансовое частное сообщество просто выкидывается на помойку, а оно будет этому явно противиться

рижинс16.12.08 06:34

sofist

Обязанность управлящих финансовой системой

1. Предлагать рынку дешевый кредит, чтобы ни у кого не возникало желания уходить в бартер, печатать свои деньги и все такое.

2. Не допускать инфляции

3. Минимизировать издержки обращения, связанные с финансами.

С этим делом у них полный швах. Производства останавливаются, люди выбрасываются на улицу.

Я не предлагаю обсуждать причины этого, я просто утверждаю, что финансовая система не удовлетворяет потребности экономики. Например, если в городе лопаются трубопроводы, прекращается электроснабжение, то виновником сложно назвать ураган Катрина. Всем очевидна неквалифицированность коммунальщиков и энергетиков. Их меняют и все.

Тут абсолютно та же ситуация. Апелляция к мировому финансовому кризису - абсолютно беспочвенна.

haydarim200816.12.08 10:21
To sofist Я согласен, что вопрос перехода является ключевым. Здесь нужна политическая воля в рамках одной относительно самодостаточной страны. Чтобы минимизировать сопротивление переходу, необходимо найти место современным финансистам - финансовым посредникам, безусловно, талантливым людям в своем роде, и постараться максимальным образом использовать в своих целях существующие финансовые институты. Если внимательно прочитать статью, то я предлагаю не закрыть банки, а трансформировать их. Функция отбора реальных, платежеспособных заемщиков и проектов всегда остается, и современные банкиры относительно хорошо приспособлены к этому. Меняется лишь принцип вознаграждения банков - вместо процентной маржи, банки будут мотивироваться разницей между дозволительным уровнем просроченных долгов и фактическим уровнем просроченных долгов. Таким образом, банковская система становится чем-то похожим на коммунальные услуги ("естественные монополии"), где регулируются тарифы. В мире разработана хорошая практика регулирование таких естественных монополий, когда монополизм не ведет к потери качества обслуживания, а наоборот, заточен на повышение эффективности. При этом можно допустить существование отраслевых банков, а также нескольких банков для сохранения конкуренции. Пенсионные фонды, страховые компании - должны найти место в новой системе. Большая часть спекулятивных хедж-фондов должна исчезнуть. Фонды прямых инвестиций и фонды венчурных инвестиций должны всячески развиваться, так как они являются самым эффективными, на мой взгляд, формами поддержки начинающих компаний и компаний, на среднем этапе развития. Риск неудачи таких компаний очень высокий, поэтому традиционные банки неохотно дают кредиты таким предприятиям, да и вообще, с рациональной точки зрения не должны. Поэтому нужны специализированные институты, такие как фонды прямых и венчурных инвестиций, которые способны понять такие риски и правильно их структурировать. Роль биржи должна существенно трансформироваться. Она выполняет сейчас несколько функций - часть из них деструктивна, часть может быть полезна. Я бы ее на время вообще закрыл до прояснения и правильного оформления полезных функций.
sofist16.12.08 12:51

рижинс

Обязанности управляющей финансовой системы это управлять(т.е властвовать), а вовсе не создавать благоприятные условия с точки зрения реального сектора.

Они по своей внутренней логике живут. Выделило правительство России деньги на реальный сектор, а они так и остались на уровне банков.С точки зрения усилий деньги в финансовой системе стоят гораздо дешевле денег, полученных в реальной экономике, а на выходе они уже одинаковы.Сити банку легко выделили 300 млрд, а автопрому американскому не могут решить 25 млрд, хотя там людей раз в 20-30 больше задействовано

Поэтому если инфляция помогает -надо ее включить, если мешает - выключить. финансовая система как управляющая всегда будет доводить до логического конца, когда ден знаков больше, чем вещей, в этом ее недостаток.Это единственное, по сути, что они могут- создавать знаки. Просто ее не надо делать на следующем шаге управляющей и объемлющей. Пусть будет обеспечивающей и только.

haydarim2008

Представьте себе - переквалифицировать банкира в служащего по коммунальным услугам. Сначала он получал 50-100 к в месяц, а потом столько будет получать за 1-2 года. Посмотрите внимательно на лица банкиров и скажите кто на это из них пойдет?

На региональном уровне это реализовать легче в рамках одной страны.И то могут быть серьезные проблемы со стороны либералистов западных, поскольку такой прецнендент допустить нельзя. А как переубедить и переформатировать мировой финансовый капитал, у которого СМИ, интернет, ФРС, правительства, МВФ и еще много других игрушек. Местные банкиры потеряют миллиарды, а там ведь суммы идут на триллионы.Тут нужен проект, причем более умный, чем финансовый.

Возможно, нужно обыграть их их же оружием- знаками, придумав следующий шаг

capporicci16.12.08 13:01

Софисту,

То что фин.система управляющая экономикой - спорно, но пусть так. Но то что её познать может только большая эконом.система - это неправда.

Аппарат познания чувственный опыт и логика пред которой все системы мира только частности. Проведя объективный анализ нынешнего состояния мировой политэкономии её фин.систему можно расколоть. Чем мы здесь и занимаемся.

Айдару,

Переход из устойчивого состояния А в др.уст. состояние Б возможен через неустойчивое состояние В коим и является нынешний кризис, будущая война. Настоящие владыки мира понимают что переход нужен, но боятся что в точке В управление могут перехватить и перевести систему не в точку Б а в точку Г или Д.

Вот в чём их проблема. А для нас возможность:)

sofist16.12.08 15:46

Capporicci

Обыграть финансовую систему можно снаружи, а не изнутри. В смысле управлять ею, а не познать.И я как-раз и говорил, что этот ответ за пределами экономической(внутри) и финансовой системы(снаружи). Познание это можно оставить теоретикам кризисов и систем.

А тут нужны новые методы игры, чтобы обыграть. Финансовая система это же не объект неизменный, там все-время что-то меняется, люди там умные. рефлексивные, сами действия делают.

А расколоть было бы неплохо.

И насчет неустойчивого состояния В- нынешнего кризиса. Вопрос простой. Это состояние есть естественный ход событий либо это искуственный шаг, проект финансовой мировой элиты? В зависимости от ответа получаются разные варианты.

рижинс16.12.08 23:12

Зацените статейку ссылка

capporicci: финсистема - всего лишь элемент системы, при помощи которого реализуется разделение труда и не более. Если с ним все в порядке, то его никто не замечает.

Доходы финансовых менеджеров, банкиров и прочей шелупони - называется издержками обращения системы разделения труда. Они пытаются увеличить свои доходы. Это совершенно естественно. Кажый хочет показать свою важность и увеличить цену. Они придумывают такие "теории", которые выгодны только им и которые служат цели одурачивания масс.

Именно потому наука экономика должна быть независимой от банкиров, финансовых менеджеров. Она должна быть нейтральной, а лучше преследовать интересы реального производства, поскольку только это является источником богатства.

Действия по выходу из кризиса должны преследовать не цель реанимации банкиров, а цель устройства удобного разделения труда.

Банкиры должны предоставлять удобный инструмент разделения труда. Если у них есть проблемы - это их проблемы. Мы не пользуемся их услугами, а пользуемся услугами других людей либо организуем разделение труда самостоятельно, если это удобнее.

Если банкиры созреют когда нибудь и предложат удобный инструмент, то почему бы этим не воспользоваться? Есть рынок услуг, на нем все равны. Не должно быть никакого предопределенного рабства. Типа мы обязаны использовать для обмена исключительно рубль ЦБРФ и все такое.

Монетаристы сумели навязать злополучную формулу обмена, которой пудрили мозг и обосновывали в том числе свою монополию на денежную эмиссию.

Например, они обосновывали необходимость ликвидации "денежных суррогатов" тем, что это создает дополнительное давление на денежном рынке и усиливает инфляцию. Хотя суррогатом можно назвать скорее рубль ЦБРФ, поскольку это дериватив доллара. Настоящая "несуррогатная" валюта не имеет в своей базе иностранные валюты.

Формула обмена давала им бесчисленное количество козырей, я привел в пример только один. Именно поэтому было очень важно бороться с формулой обмена.

Кстати, на основании формулы обмена было проведено решение о необходимости стерилизации профицита бюджета в стабфонде.

Можно проследить, что общественный настрой по поводу выхода из кризиса во многом зависит от отношения к формуле обмена. Например, в этой статье она прозвучала в качестве аргумента. Немедленно это дело загасили и ни у кого нет вопросов. Это просто замечательно.

У либералов сейчас практически не осталось аргументов за исключением силовых типа содержания резервов ЦБ в качестве заложника в США. Типа гарантия независимости ЦБРФ.

Если мы понимаем в чем суть проблемы, то найдем и путь ее решения. ЦБ и его ЗВР на пути - лишь небольшая помеха и не более.

sofist16.12.08 23:52

рижинс

Статья про сельпо интересная, в такой схеме действительно банки не нужны. Но вместе с банками вы выплеснули и много чего еще

Во-1, схема эта старая , наверное придумана еще в 30-х годах и надо понимать, что это будет откат назад к натуральному хозяйству. Скорость всего снижается.

Она хороша , чтобы лихие времена пересидеть, для воспроизводства. А вот для развития она не годится, потому , что денег то нету.

Вот надо 2 трактора докупить селянам, а за какие шиши ? Это им еще надо договориться вместе.

Во-2, если останется финансовая система, то она такие схемы на порядок мощнее. Ну если надо подавить такие очаги самодостаточные финансисты дают кредит хоть под нулевой процент, строятся большие фермы , себестоимость снижается, открываетяс магазин, сберкасса и селяне опять сзади.

Т.е чтобы такую систему развернуть , надо действующую подавить. Ну если только она сама не сгниет, но это может быть долгий процесс.

рижинс17.12.08 07:57

Во-1, схема эта старая , наверное придумана еще в 30-х годах и надо понимать, что это будет откат назад к натуральному хозяйству. Скорость всего снижается.

В 30-х был максимум роста производства, как ни крути. Берем ЕС. Припомним ситуацию до 2002г, когда они сидели на нацвалютах.

Вспоминаем, что на немецкой марке Германия была мощной страной. После введения евро имеем перманентный кризис.

Вспомните какой был авторитет у немецкой марки в РФ. Как она хорошо смотрелась в обменниках. DM. Это была полновесная валюта, следующая за USD, не в пример имиджу евро. У евро есть имидж какой-то недоделанной валюты.

Множественность валют в торговле ЕС легко разрешалась путем конвертации их между собой.

Во-2, если останется финансовая система, то она такие схемы на порядок мощнее. Ну если надо подавить такие очаги самодостаточные финансисты дают кредит хоть под нулевой процент, строятся большие фермы , себестоимость снижается, открываетяс магазин, сберкасса и селяне опять сзади.

Опять же припомним Германию и DM. Немцев загнали в стойло евро обманом. За морковку упрощения обмена валют, они потеряли контроль над печатным станком.

Далее я в статье описал примитивный вариант счетов. Есть вариант бонов Центросоюза. см 30-е. Полновесная валюта с региональным эмиссионным банком.

Смысл в том, что если народ потерял контроль над печатным станком и отдал его в руки ЖОПГ, то начинать строить новую систему нужно снизу.

Советская финсистема строилась в 30-е именно так.

sofist17.12.08 13:17

Наверное вы правы. надо строить снизу новую финансовую систему. Но как возьмутся деньги на большие и новые проекты?

Космическая программа или освоение Севера? На уровне села все работает , а как это будет работать на уровне страны?

И опять как такая система позиционирует(согласуется, интегрируется) с другими странами?

И возражение из параллельного форума " Смысл в том, что а) деньги должны быть обеспечены чем-то..."

Откуда это берется? Это придумка существующей финансовой системы для того, чтобы всех остальных затормозить по линии выпуска денег и это есть обман.

Сами то США печатают за милую душу и ничего. Что у них все это обеспечивает? Не золото и не нефть, а вера в состоятельность американского правительства.

Другая проблема- создание реального механизма выпуска денег, чтобы это было адекватно реальности.Тут критерии новые строить придется

vitalyn17.12.08 13:51

2 sofist

ссылка

vitalyn17.12.08 14:04

Кстати, можно вести расчёты, используя традиционный документооборот даже при отсутствии денег! Допустим, завод поставил колхозу трактор, а колхоз на весь год обеспечил заводскую столовую картофелем. Как провести расчёты между ними? Если контрагентов всего два, то можно провести взаимозачётом. А если ситуация чуть сложнее? Например, электростанция заказала заводу турбину, завод закупил металл у металлургов в долг, металлурги взяли у угольщиков кокс в долг, угольщики получили кучу электроэнергии в долг у электростанции. Как всё это разрулить? Договорами о взаимозачётах и переуступке прав требования по долгу (цессии)? Замучаешься с мягким знаком. А если в схеме ещё и госбюджет возникает с налогами и оплатой госзаказа? Добавится общение с федеральным казначейством и прокуратурой! На самом деле, всё это давным-давно придумано и называется клиринг. Например, фирма А должна бюджету 100 миллионов, бюджет должен фирме Б 100 миллионов, а фирма Б должна фирме А тоже 100 миллионов. Если ни у кого из них нет на счету достаточной суммы, то обычный банк просто не проведёт платежи, а вот клиринговая палата (банк, имеющий лицензию на проведение клиринговых операций) проведёт. Она выдаст кому-то из кольца виртуальный бесплатный кредит на 100 миллионов, созданных из ничего именно для проведения клирингового сеанса, проведёт платежи и снова изымет и уничтожит в никуда эти 100 миллионов, которых никогда и не существовало. Клиринговые «деньги» вообще получаются идеальными в обоих смыслах – функция организации расчётов реализуется, а самих денег нет! Они создаются только для расчётов и только на время проведения расчётов.

Чем больше участников взаиморасчётов участвуют в клиринге, тем полнее замкнута цепочка, тем лучше работает клиринг.

Самое интересное заключается в том, что документальное оформление расчётов по клирингу ничем не отличается от обычного платёжного поручения на безналичный расчёт в обычном банке! Т.е. не придётся переделывать законодательство и порядок документооборота, что, согласитесь, тоже является препятствием на пути всех новых идей в области реформ товарно-денежного обращения.

andrew_answer17.12.08 23:03
> vitalyn

Кстати, можно вести расчёты, используя традиционный документооборот даже при отсутствии денег! Допустим, завод поставил колхозу трактор, а колхоз на весь год обеспечил заводскую столовую картофелем.<...>

Советую также прочитать всем труд Сильвио Гезеля "Естественный экономический порядок" ( ссылка ) . Вкратце, речь идет о том, что можно ввести налог на деньги, рассматривающийся как плата за хранение денег у себя. Это стимулирует потребителей оборачивать средства вместо их накопления, что приводит к росту экономики и более эффективному использованию платежных систем. По этой же теме есть ролик, полученный мной через канал КОБ "Голубицкий С. - История доллара и ФРС, истоки кризиса (2007)".
andrew_answer17.12.08 23:14
Здесь более короткое описание эксперимента Гезеля - ссылка
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» ФСБ сделала отчет после сообщений о "звуковой пушке" на протестах в Сербии
» Марксисты и искусственный "интеллект"
» 8 марта!
» Почему США мирятся с Россией, а Европа хочет воевать?
» С днем защитника Отечества!
» С Новым Годом!
» Ловушка классической семьи
» Сирийские перспективы

 Новостивсе статьи rss

» КНДР пригрозила Вашингтону "серьезными последствиями" учений США с Южной Кореей
» Первый раунд переговоров США и Японии по пошлинам не дал конкретных результатов
» Трамп отказал Израилю в американской поддержке планировавшегося удара по Ирану
» США нанесли более десяти авиаударов по столице Йемена
» Силы ПВО за ночь уничтожили 71 беспилотник
» ОПЕК+ решил сократить предложение нефти в мае
» Оверчук оценил экономический потенциал новых российских регионов
» В Британии испытали новое радиоволновое оружие

 Репортаживсе статьи rss

» В регионах Черноземья разворачивают весенний сев
» Как Россия укрепляет военное присутствие в Индийском океане
» Сергей Чернышев: РОС максимально приблизит нас к Луне и Марсу
» Дипломатическая рок-звезда. Выступление Сергея Лаврова вызвало ажиотаж на Анталийском дипломатическом форуме
» Кирилл Сыпало: ЦАГИ возродил работы над сверхзвуковым самолетом
» База и уровень: Судан ждет от Москвы помощи в восстановлении страны
» "Не надо преувеличивать силу документа". Глава Росархива Андрей Артизов - о борьбе за правду
» В США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн

 Комментариивсе статьи rss

» Россия стоит на миграционно-демографическом перепутье
» Пять составляющих стратегической победы России — взгляд из Китая
» Евросоюз обрекает Африку на голод, вылавливая всю рыбу в прибрежных водах
» Основная проблема русских - это абсолютная ненадежность американцев (Э.Тодд о новом мировом порядке)
» Хуситы заявили о сохранении военного потенциала на фоне ударов США
» «Хлеб промышленности»: китайский металл подводит, российский — на высоте
» Бочечный шантаж. Трамп вынуждает Европу вернуться к газу и нефти из России
» Неприязнь к украинцам станет решающим фактором на выборах в Польше

 Аналитикавсе статьи rss

» Bank of America предлагает кредиторам Его Величества сливать всё немедленно, «пока не началось»
» Зачем США понадобились редкоземельные металлы в разных странах мира
» Где, кому и для чего нужны редкоземельные материалы и кто владеет ценными ресурсами
» Запуск «Ангары» снова отложили — и лучше бы навсегда. Что нужно России вместо нее?
» Долгий XX век, Возвращение богов и Открытие нового мира
» "Гуаньча": БРИКС адаптируется к пошлинам Трампа в течение трех лет
» Разгадывая тайну войны. "Осмысленное" понимание современного мира представителем западной элиты
» Падение режима Асада: угроза или окно возможностей?
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"