На проходившем 2-4 апреля в Бухаресте саммите НАТО одним из основных вопросов, наряду с расширением членства в северо-атлантическом блоке, размещением ПРО и ситуацией вокруг Косово, обсуждался ход военной операции коалиционных сил в Афганистане. Развернутая после атаки террористами башен-близнецов в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г. глобальная «антитеррористическая кампания» с годами лишь набирает обороты. На сегодняшний день военный контингент сил НАТО в Афганистане уже насчитывает 47 000 военнослужащих из 40 стран.
Встреча в Румынии и последовавшие события выявили новые тенденции в антитеррористической кампании альянса сил НАТО в Афганистане, среди которых можно выделить последовательно проводимую линию на интенсификацию военной операции в Афганистане, а также определение Пакистана возможным объектом дислокации военной группировки США для отражения атак боевиков движения Талибан и «Аль-Каиды» 1. Все это сопровождается попытками более активного подключения России к инфраструктурной составляющей операций Североатлантического альянса в Афганистане.
Нужно отметить, что вслед за кризисом в руководстве военной кампании, отмеченным в конце 2007 г. – начале 2008 г., альянс переживает этап вдохновения и подъема. Так, в марте 2008 г. парламент Канады после горячих дебатов все же проголосовал за дальнейшее присутствие своих вооруженных сил в Афганистане, но при условии направления дополнительных военных сил США в южные провинции этой страны2.
Франция, последняя из стран Старого света после ухода Миттерана, уже в конце марта высказалась за присоединение к новому Европейскому оборонительному договору и о намерении дополнительно направить в Афганистан 800 французских военнослужащих в составе коалиционных сил НАТО.
Поддержала военную кампанию и сама устроительницы форума – Румыния.
В ходе работы Бухарестского саммита министр обороны США Роберт Гейтс заявил о намерении Вашингтона направить дополнительное количество солдат. В целом в 2008 г. планируется направить 10 000 новобранцев.
Линию на дальнейшую борьбу с терроризмом на саммите подчеркнул и Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун. Он пафосно заявил, что «международные силы будут находиться в Афганистане с целью «обеспечения мира, безопасности, и их действия будут направлены на дальнейшее развитие разрушенной страны». В целом многие политологи полагают, что военная кампания сил альянса в Афганистане продлится 20 - 25 лет.
Одной из составляющих успешной военной кампании в Афганистане коалиционные силы, и в частности США, считают позицию Пакистана.
Сложившиеся взаимоотношения США с генералом-президентом П.Мушаррафом с конца сентября 2001 г. по 2008 г. в целом отвечали поставленным целям. Исламабад признан ключевым союзником в борьбе с международным терроризмом. Во-первых, Пакистан силами собственных военных подразделений проводит военную операцию в пограничной с Афганистаном долине Сват и отдельных районах зоны пуштунских племен в Северо-Западной пограничной провинции; во-вторых, Пакистан после 11 сентября 2001 года стал одним из главных заказчиков продукции военно-промышленного комплекса США; в-третьих, Пакистан сам получает значительную финансовую помощь от США по различным каналам на военные, социальные и образовательные нужды. Многие эксперты затрудняются назвать конкретную цифру, по косвенным данным, она насчитывает от 11 до 20 миллиардов долларов. Помощь носит адресный характер, не затрагивая крайне важные инфраструктурные или экономические проекты.
В то же время со своей стороны Пакистан на протяжении всех лет выдвигает и отстаивает ряд условий как США, так и Альянсу в целом: Исламабад, во-первых, категорически не разрешает ведение каких-либо военных операций сил коалиции на территории своего государства, а во-вторых, запрещает инспекцию государственных ядерных объектов международными наблюдателями.
Несговорчивость Исламабада в этих вопросах и те мощные долларовые ресурсы, которые закачиваются в страну, представляют ее с точки зрения военных НАТО как страну "непредсказуемую". Степень непредсказуемости еще более возросла после проведения всеобщих парламентских выборов 18 февраля 2008 года и формирования нового коалиционного правительства страны, основу которого составили оппозиционные президенту П.Мушаррафу силы.
Возможность изменения курса новым кабинетом министров Пакистана в вопросе борьбы с терроризмом противоречит планам США. Частые визиты в последнее время официальных представителей Белого дома в Исламабад, - в частности, заместителя госсекретаря Дж. Негропонте и помощника госсекретаря Р. Баучера - свидетельствуют о крайней озабоченности Вашингтона курсом, который изберет новая правящая коалиция в то время, когда «стратегия нового коалиционного правительства «направлена на договоренности с боевиками Талибан и Аль-Каиды и размежевание по данному вопросу во взаимоотношениях с Вашингтоном».
Со своей стороны многие пакистанцы сходятся во мнении, что США стремятся оказать определенное давление на «новый» Исламабад с тем, чтобы заставить следовать той же тактике борьбы против международного терроризма, которая была начата еще П.Мушаррафом вскоре после 11 сентиября.
Первостепенное внимание нового кабинета министров к вопросам терроризма продиктовано не только стремлением эффективного его решения, но и позицией Вашингтона, который бесспорно уже оказал определенное давление на Исламабад.
Не успело коалиционное правительство Пакистана принять присягу 31 марта 2008 г., как на следующий день было назначено первое заседание. И одним из основных пунктов повестки дня был как раз вопрос о борьбе с терроризмом. Генерал Ашфаг Первез Кияни (Ashfaq Parvez Kayani), назначенный на должность начальника штаба сухопутных сил 28 ноября 2007 г., предоставил парламентариям исчерпывающую информацию. Обсуждались вопросы «дислокации пакистанских войск вдоль границы с Афганистаном, в зоне пуштунских племен, эффективность их борьбы с терроризмом, методы освобождения иностранных и местных граждан в районах временного нарушения закона и порядка» и т.д3.
Со своей стороны, недавно назначенный министр обороны Пакистана Чоудхри Ахмед Мухтар (Chaudhry Ahmed Mukhtar) подтвердил заинтересованность правительства в стабилизации обстановки в зоне пуштунских племен и в целом нормализации ситуации в долине Сват. Но для эффективной борьбы с терроризмом с его точки зрения необходим «всеобъемлющий стратегический подход, в основу которого должны быть положены политическая и экономическая составляющие при одновременной военной поддержке» 4.
Осознавая важность борьбы с международным терроризмом на территории Пакистана, новый кабинет министров продемонстрировал преемственность и в вопросе проведения военных операций коалиционных сил НАТО на пограничных с Афганистаном территориях Пакистана. Исламабад и ранее призывал США отказаться от высказываний о проведении прямых военных действий сил Альянса в зоне пуштунских племен на территории Северо-западной пограничной провинции.
Как и в прошлые годы, «новый» Исламабад резко отреагировал на заявления сил Альянса о возможности военной операции на территории своего государства. Правительству США также было заявлено, что «любое одностороннее действие может нарушить и затруднить борьбу против терроризма». «Подобные действия могут быть безответственными и опасными. Если какая-либо страна имеет особенные разведданные, она должна связаться с нами, и наши силы безопасности предпримут необходимые шаги», - заявил пресс-секретарь МИД Пакистана М.Садиг (Mohammad Sadiq) 5.
В целом Пакистан и сегодня стремится избежать, во-первых, создания на своей территории «особого района» нахождения террористов и перегруппировки их во внутренние районы страны; во-вторых, ведения какими-либо силами НАТО военных операций в зоне пуштунских племен; в-третьих, вмешательства во внутренние дела нового кабинета министров Северо-Западной пограничной провинции.
Со своей стороны, разработав план действий «по удержанию» Пакистана в рамках широкомасштабных действий в борьбе с терроризмом в заокеанских территориях, НАТО:
- во-первых, стремится к прямым переговорам с новым правительством Пакистана. «Контакты между военными превосходные, но мне нужен политический диалог с Пакистаном, так как нестабильность в стране порождает нестабильность в Афганистане», - заявил генеральный секретарь альянса Яап де Хооп Схеффер, который намерен лично посетить Исламабад в ближайшее время;
- во-вторых, планирует созвать международную конференцию под эгидой ООН с приглашением всех пограничных с Афганистаном стран и заинтересованных сторон6;
- в-третьих, США в целом крайне заинтересованы в присутствии на территории Пакистана как стратегических воротах и в Центральную Азию, так и в Китай.
Одной из отличительных особенностей саммита НАТО в Бухаресте является участие России в инфраструктурном сопровождении кампании в борьбе против международного терроризма. Несмотря на сдержанную позицию США, Россия и НАТО подписали договоренности о наземном транзите по территории Российской Федерации (с подключением Казахстана и Узбекистана) невоенных грузов, главным образом гуманитарных, для тылового обеспечения Международных сил по содействию безопасности в Афганистане (ИСАФ). Речь идет о поставке продовольствия, запасных частей, топлива и транспортных механизмов.
Экономическая составляющая подобных договоренностей очевидна. В настоящее время часть грузов для коалиционных сил НАТО в Афганистане сначала поступает морем в порт Карачи, затем проходит через всю страну и поднимается в горные районы СЗПП для дальнейшей транспортировки в Афганистан. В Пакистане, где практически отсутствуют грузовые железнодорожные перевозки в силу ряда объективных и субъективных причин, до 80% всех грузов перевозится автомобильным транспортом. Местная логистика и фрейт являются исключительно дорогими, учитывая, с одной стороны, галопирующие цены на бензин, а с другой стороны, постоянные перебои с поставками. Каждый литр топлива уже на границе Пакистана с Афганистаном становится золотым, а на пункте назначения - платиновым. Поэтому вхождение России на рынок тылового обеспечения ИСАФ экономически оправдан.
Подписанные договоренности можно рассматривать как первый шаг сотрудничества Москвы и военного блока Запада в антитеррористической кампании в Афганистане. Разрешение Казахстаном и Узбекистаном пропуска по своей территории гуманитарных грузов для ИСАФ уже удлиняет список стран-участниц. Учитывая, что и Россия, и Казахстан, и Узбекистан являются членами Шанхайской организации сотрудничества / ШОС, в перспективе можно ожидать новых инициатив, которые будут продиктованы «непредсказуемостью претензий НАТО на глобальную роль в сфере безопасности, и его выходом за пределы зоны своей географической ответственности».
Вырвав обещания партнеров о направлении дополнительного количества военнослужащих сил Альянса в Афганистан, США полностью отработали в Бухаресте свою программу по НАТО. Следующий шаг – Исламабад.
Вовсе не случайно, что спустя всего лишь несколько дней после саммита в Бухаресте, выступая по случаю пятой годовщины антитеррористической кампании и ввода американских войск в Ирак, президент США Дж. Буш четко определил именно Пакистан в качестве следующего объекта возможной военной операции сил НАТО. В интервью ABC News он охарактеризовал «зону племен, расположенную вдоль афгано-пакистанской границы как наиболее опасный район в мире… Аль-Каида нашла себе безопасное пристанище там и замышляет атаки против Соединенных Штатов». Отвечая на вопрос, в случае если следующие 9/11 придут из региона, охватывающий Афганистан и Пакистан, почему он не направил еще больше войск в Афганистан, Дж. Буш ответил: «Потому что они (Аль-Каида) не в Афганистане. Они с корнем вырваны из Афганистана... угроза исходит от элементов «Аль-Каиды», нашедших убежите в Пакистане...»7.
_______________________
1 ABC News 11.04.08
2 BBC 03.04.08
3 Dawn 03.04.08
4 Dawn 02.04.08
5 Dawn 03.04.08
6 Dawn 03.04.08
7 ABC News 11.04.08, Dawn 13.04.08