Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Источники сообщили о прибытии в Грузию подготовленных на Украине снайперов
Армия обороны Израиля наносит удары по Ирану
Главная страница » Аналитика » Просмотр
Версия для печати
Роль воздушно-космической обороны в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации
02.02.08 13:35 Армия, ВПК, спецслужбы

С сожалением приходится констатировать, и это отмечается в Концепции национальной безопасности нашего государства, что несмотря на позитивные перемены в мире, значение военно-силовых аспектов в международных отношениях продолжает оставаться существенным, а уровень и масштабы угроз в военной сфере возрастают.

В настоящее время коренным образом изменилось само содержание вооруженной борьбы. Ее основой становятся действия сил воздушного нападения всех видов базирования при всестороннем их обеспечении из космоса в интегрированной системе управления. Именно поэтому в строительстве вооруженных сил ведущих государств мира сформировалась устойчивая тенденция приоритетного развития сил и средств воздушно-космического нападения. Все это уже закреплено их руководящими документами, планами развития вооруженных сил и обеспечено финансово. К примеру, в действующей с 2004 года «Базовой доктрине ВВС США» подчеркивается, что «ВВС США дают стране уникальную возможность проецировать силу в любую точку мира в кратчайшие сроки».

Анализ развития средств воздушно-космического нападения (СВКН) иностранных государств показывает, что уже в период до 2020 года произойдут коренные изменения, связанные с освоением воздушно-космического пространства как единой сферы вооруженной борьбы. Именно в этот период на вооружение основных иностранных государств поступят принципиально новые средства и системы: гиперзвуковые и воздушно-космические летательные аппараты, разведывательно-ударные беспилотные аппараты, оружие на новых физических принципах. Произойдет интеграция средств разведки, связи, навигации и управления в единую информационно-разведывательную управляющую систему.

Качественно изменятся формы и способы применения войск и сил.

В этих условиях противник получит возможность наносить скоординированные во времени и пространстве высокоточные удары практически по всем целям на территории России.

Само воздушно-космическое пространство станет единой, а порой и основной сферой вооруженной борьбы, а военные действия в ней приобретут главенствующую роль и глобальный размах. Успешное их ведение станет основой для достижения успеха в вооруженной борьбе на суше и на море.

Для Российской Федерации опасность воздушно-космического нападения усугубляется особенностями ее геостратегического положения и рядом факторов военно-стратегического, военно-географического и иного плана. Их наличие создает благоприятные условия для применения сил воздушно-космического нападения противника и обуславливает предпочтительность именно воздушно-космического вторжения по сравнению с сухопутным. С другой стороны, именно эти факторы затрудняют нам эффективное решение задач противовоздушной (воздушно-космической) обороны государства.

Недостаток сил, выполняющих задачи ВКО, значительное количество важнейших объектов, обусловливающих стратегическую устойчивость обороны государства и требующих прикрытия силами ПВО, низкие темпы перевооружения войск на перспективные авиационные комплексы и системы ПВО и обусловленные этим недостаточные возможности по защите суверенитета страны в воздушном пространстве только усугубляют создавшееся положение. Нынешнее состояние элементов системы ВКО оценивается как критическое.

С полной ответственностью могу констатировать, что именно угрозы Российской Федерации из воздушно-космического пространства являются наиболее значимыми в общей системе ее военной безопасности. Это уже сегодня требует от нас адекватного совершенствования средств и систем противовоздушной, а в ближайшей перспективе — и воздушно-космической обороны Российской Федерации, предусматривающей объединение под единым управлением всех сил и средств, предназначенных для решения задач защиты от воздушно-космического нападения противника. Ключевая роль в решении задач воздушно-космической обороны государства сегодня отводится Военно-воздушным силам. Они составляют основу противовоздушной обороны высших звеньев государственного и военного управления, важнейших объектов экономики и инфраструктуры страны, объектов Вооруженных сил. Силами ПВО ВВС в мирное время обеспечивается решение около 96% объема задач по прикрытию объектов, решаемых всеми силами и средствами ПВО Вооруженных сил Российской Федерации. Именно в ЗРВ ВВС находится более 60% боевого потенциала зенитных средств всех видов Вооруженных сил, и основной потенциал борьбы с перспективными и наиболее сложными СВКН. В ВВС сосредоточено почти 90% сил истребительной авиации, а также значительная часть средств РЭБ, боевое применение которых будет осуществляться в интересах всех видов Вооруженных сил.

Входящие в состав ВВС радиотехнические войска обеспечивают контроль воздушного пространства и станут важнейшей частью перспективной системы разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении, а существующая высокоавтоматизированная система управления силами ПВО ВВС является основой создания системы управления воздушно-космической обороны.

Являясь фундаментом системы ВКО, Военно-воздушные силы своими активными ударными действиями авиации способны существенно ослабить потенциал средств воздушного нападения, нанося им поражение на земле, на море и в воздухе. Именно ВВС вносят решающий вклад в решение задач завоевания и удержания господства в воздухе. Но самостоятельно одним Военно-воздушным силам эффективно задачу воздушно-космической обороны государства не решить.

С учетом обозначившихся негативных тенденций возрастания угроз военной безопасности РФ и их смещения в воздушно-космическую сферу, президентом России в апреле 2006 года была утверждена «Концепция воздушно-космической обороны Российской Федерации до 2016 года и последующий период». В рамках ее реализации Главным командованием ВВС под руководством Генерального штаба Вооруженных сил выработан комплекс необходимых организационных и военно-технических мер, обеспечивающих на первом этапе совершенствование возможностей существующих систем противовоздушной и ракетно-космической обороны и создание на втором этапе интегрированной системы воздушно-космической обороны страны.

В течение 2004—2006 годов нами совместно с Генеральным штабом были выработаны единые подходы к совершенствованию системы ПВО. В целях обеспечения безопасности и суверенитета Российской Федерации в воздушном пространстве было признано целесообразным: — развитие системы ПВО осуществлять с учетом важности различных направлений и регионов, динамики развития военно-политической обстановки в них, характера и масштабов ожидаемых войн и военных конфликтов, реальных экономических возможностей государства; — в дальнейшем отказаться от ориентации системы ПВО на условия ведения крупномасштабной войны и сосредоточить основные усилия на обеспечении выполнения задач группировками Вооруженных сил в военных конфликтах локального и регионального масштаба;

обеспечить комплексное применение ударных и оборонительных разновидовых и разнородных войск (сил) Вооруженных сил Российской Федерации в интересах поражения и подавления СВКН как в районах базирования, так и на маршрутах полета, при решении задач разведки, информационного обеспечения, навигации, управления и обеспечения. Сегодня уже есть соответствующие решения о создании системы воздушно-космической обороны государства, о передаче под единое командование всех основных войск и сил, решающих как задачи противовоздушной, так и ракетно-космической, а значит, и в целом — воздушно-космической обороны. В соответствии с директивными указаниями Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации с 2006 года осуществляется прием в состав армий ВВС и ПВО окружных и армейских комплектов войск ПВО из состава Сухопутных войск.

По мнению Главного командования ВВС, целесообразно рассмотреть и вопрос о передаче в состав ВВС соединений и частей ПВО из состава КОР и ОKBC. Уверен, что это будет способствовать усилению возможностей по противовоздушной обороне на северо-западном и дальневосточном стратегических направлениях и обеспечит централизацию прав и ответственности за противовоздушную оборону страны.

В практическую плоскость сегодня становится и вопрос необходимости дальнейшего совершенствования системы управления Вооруженными силами в области воздушно-космической обороны. Система ВКО государства должна строиться под общим руководством Генерального штаба. Но непосредственное руководство всей практической деятельностью по ее формированию, по руководству войсками и силами, выполняющими задачи ВКО, как мы полагаем, должно осуществляться Главным командованием ВВС.

В соответствии с общим замыслом создания и структурой перспективной системы ВКО страны, подготовленными под руководством Генерального штаба, основу подсистемы разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении, а также подсистемы поражения (подавления) СВКН иностранных государств составят соединения и части авиации и войск ПВО Военно-воздушных сил и войск ракетно-космической обороны из состава Космических войск.

На наш взгляд, залогом успешной реализации целей и задач по созданию системы ВКО является скорейшая интеграция этих сил под единым руководством и управлением в составе Военно-воздушных сил. Это обеспечит единство ответственности за создание, организацию, применение войск и сил ВКО и их скоординированное военно-техническое развитие, позволит ВВС эффективно решать задачи как противовоздушной, так и противоракетной обороны страны, а Космическим войскам — помимо задач обеспечения запуска и управления космическими аппаратами — позволит успешно решать задачи противоспутниковой борьбы. В случае же размещения противником в космосе ударных систем — вести военные действия в космическом пространстве.

Комплексное развитие средств и систем, решающих задачи противовоздушной и ракетно-космической обороны, взаимно дополняющих их боевые возможности, в основном уже заложено в действующей Государственной программе вооружения. Безусловным приоритетом в создании системы ВКО должно являться развитие системы разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении и системы управления. Решение этих проблем должно осуществляться на основе интеграции существующих и перспективных информационных средств различного базирования вне зависимости от видовой принадлежности, на создании разведывательно-информационного поля, а также соответствующей системы управления, способной обрабатывать эту информацию для принятия своевременного решения на применение войск и сил ВКО.

Генеральным направлением в создании интегрированной системы поражения и подавления СВКН должно быть придание средствам ПВО возможности борьбы с ракетными средствами нападения, гиперзвуковыми целями и крылатыми ракетами. Детальные предложения по уточнению Государственной программы вооружения, по выделению самостоятельного раздела «Средства и системы ВКО» в составе Программы вооружения, а также перспективы развития ВВС до 2030 года мною уже были доложены министру обороны.

Полагаю, что при таком подходе будет обеспечено оптимальное распределение задач борьбы с СВКН противника по целям, сферам, формам и способам вооруженной борьбы. Будет исключено дублирование и параллелизм при проведении научных исследований и разработке новых видов вооружений.

Интеграция военной науки ПВО и РКО, предприятий оборонного комплекса, занятого разработкой вооружения ВКО, а также организация комплексной подготовки офицерского состава войск и сил ПВО и РКО в единой академии Воздушно-космической обороны наполнят новым качеством содержание всей деятельности по созданию воздушно-космической обороны государства и применению войск и сил ВКО.

В этих условиях дальнейшее совершенствование Военно-воздушных сил на практике позволит создать качественно новый вид Вооруженных сил Российской Федерации, являющийся основой системы воздушно-космической обороны государства. Максимальная интеграция оперативных и боевых возможностей его компонентов в единой информационно-огневой системе обеспечит решение задач по предназначению во всех формах применения Вооруженных сил в возможных войнах и вооруженных конфликтах.

Создаваемая система воздушно-космической обороны является важным инструментом обеспечения не только военной, но и в целом национальной безопасности Российской Федерации. С военно-политической точки зрения воздушно-космическая оборона является одним из важнейших факторов обеспечения стратегической стабильности, сдерживания вероятных противников от развязывания вооруженных конфликтов, предотвращения их эскалации и перерастания в войну с применением как обычного, так и ядерного оружия. С военно-стратегической — гарантом своевременного обеспечения президента России как Верховного главнокомандующего Вооруженными силами достоверной информацией о воздушно-космической обстановке для принятия соответствующих решений.

Быстрейшее создание системы воздушно-космической обороны государства и ее эффективное применение будет являться залогом обеспечения военной безопасности государства, стратегической устойчивости обороны и обеспечения в целом национальной безопасности Российской Федерации.

Александр Николаевич Зелин — главнокомандующий Военно-воздушными силами, генерал-полковник.

 

English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Какая классовая борьба настоящая, и может ли рабочий класс быть субъектом классовой борьбы?
» Система Джемаля
» Пятница,13-е
» Прокси-война России и мира Запада: кому это выгодно экономически?
» Война на Кандалакшском направлении 1941-1944, Сборник документов с немецко-финской стороны
» Что является капиталом венчурного инвестора
» О категории «снятие» у Гегеля и в диалектическом материализме
» С Днём Победы!

 Новостивсе статьи rss

» Сырский заявил об одном из самых мощных наступлений России с начала СВО
» В "Газпроме" оценили запасы газа в ПХГ Украины как минимальные
» Российская армия освободила населенный пункт Кураховка в ДНР — Минобороны
» Киев согласился забрать только 279 из 935 военнопленных, сообщили в МИД
» Спецслужбы выяснили, кто передал оружие исполнителям теракта в «Крокусе»
» С подконтрольной ВСУ территории вывезли американца, помогавшего ВС России
» Николай Патрушев назвал главного врага России на Черном море
» Экс-президент Боливии объявил голодовку на фоне кризиса в стране

 Репортаживсе статьи rss

» ФСБ рассекретила новые подробности Волынской резни
» Советская разведка опутала Британию в 1930-х годах, рассказал историограф
» Зерно: прогнозы корректируются, урожаи снижаются, надежды растут
» Мир без запредельных привилегий для избранных
» Пресс-конференция по итогам XVI саммита БРИКС
» Необычные способности Су-57 в зоне СВО: у Saab 340 и F-16 нет шансов
» Охота началась в ХХ веке...
» Стрелять охота: частные компании осваивают выпуск оружия для армии

 Комментариивсе статьи rss

» Большое экономическое дерби
» Нынешний кадровый голод отчасти обусловлен неумением бизнеса обучать персонал
» Среди юных итальянцев растет число хикикомори - людей, живущих вне общества
» Развитие возобновляемой энергетики ведет к подорожанию электроэнергии
» MP: Украина насаждает Польше антироссийскую риторику и является ее врагом
» Ничего, кроме порицания, суд сделать не может. Юрист объяснил тонкости полномочий МУС в отношении других стран
» Федор Лукьянов: БРИКС - квинтэссенция тенденции на переустройство миропорядка
» Британия совершенствует методы демонизации России, рассказал историк

 Аналитикавсе статьи rss

» Разгон западного ВПК и стратегические задачи России
» Академическая мобилизация
» Как цифровизация может изменить банковский рынок
» Америка добивает Евросоюз, который утрачивает остатки экономического суверенитета
» Вердикт Марио Драги: Евросоюз – лягушка, которую медленно варит Америка
» Биологические лаборатории в Армении: Турция в опасности!
» А. Роджерс: Метафизика войны (ч. 1 и 2)
» Бесконечность — это время ожидания до момента, когда экономика России лопнет
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"