Правило «скажи мне, кто твой спонсор — и я скажу, кто ты», отлично работает для политической элиты США. В победе того или иного кандидата заинтересованы определенные силы — одни из идеологических соображений, другие для того, чтобы обезопасить свои коммерческие интересы, третьи, чтобы поддерживать на плаву свое участие в политической игре.
На данный момент среди зарегистрированных кандидатов в президенты США в выборах участвуют Дональд Трамп, вице-президент Камала Харрис, лидер Партии Зеленых Джилл Стейн, независимый политический активист лево-прогрессивного толка Корнел Уэст, представитель Либертарианской партии Чейз Оливер. Еще 14 кандидатов, включая Джо Байдена, сняли свои кандидатуры. Поскольку кроме Трампа и Харрис у других кандидатов шансов на победу нет, мы рассмотрим финансовые потоки в предвыборные кампании только этих двух политиков.
По данным на сентябрь 2024 г. по общим объемам финансовой помощи лидирует Камала Харрис, которая получила из собственных комитетов по сбору средств 685 млн. 107 тыс долларов США, а из внешних источников, поступило 336 млн. 224 тыс. Дональд Трамп получил 306 млн. 777 тыс. и 335 млн. 429 тыс. соответственно.
С учетом того, что политическая система США представляет собой вращающиеся двери и железный треугольник из лоббистов, конгрессменов и избирателей, финансовые вливания в большую политику отражают интересы крупного бизнеса и настроения в области политических предпочтений.
Но именно этот предвыборный сезон показывает интересные изменения, которые коснулись некоторых отраслей и направлений. The Wall Street Journal отмечает, что в Силиконовой долине произошел серьезный раскол между бизнесменами, которые ранее работали сообща и дружили. Илон Маск уже давно покинул Калифорнию, перенес свою штаб-квартиру в Техас и поддерживает Трампа. Однако и среди оставшихся нет единства — теперь одна часть из них поддерживает Трампа, а другая Харрис. Некоторые инвесторы впервые начали жертвовать деньги кандидатам, поскольку считают текущую ситуацию довольно опасной и считают своим долгом направить какие-то средства в предвыборный штаб.
Считается, что предвыборная риторика Джей Ди Вэнса в отношении криптовалюты (ведь сам он работал в этой сфере) может привлечь на его сторону (и Трампа, соответственно) часть криптовалютного бизнеса в США. Компания Fairshake, которая работает в сфере криптовалют, собрала средства, которые сейчас составляют около 75 миллионов долларов, чтобы потратить их на выборы в США. Среди спонсоров — главный исполнительный директор Coinbase Брайан Армстронг, Кэмерон и Тайлер Уинклвоссы — основатели биржи цифровых активов Gemini, а также Марк Андреессен из Andreessen Horowitz. Принципиально важно, что индустрия криптовалют рассматривает законодательные предложения, направленные на борьбу с незаконным финансированием как угрожающие их интересам. Два законопроекта, один из которых поддержали Уоррен и сенатор-республиканец Роджер Маршалл, а другой был представлен сенаторами Марком Уорнером, Джеком Ридом, Миттом Ромни и Майком Раундсом, будут направлены на применение правил борьбы с отмыванием денег, которые в настоящее время существуют для банков и других финансовых учреждений, к криптофирмам. Ассоциация блокчейнов и Палата цифровой коммерции, заявили ранее, что текущие законопроекты будут содержать невыполнимые требования и фактически уничтожат индустрию в США.
С другой стороны, некоторые представители индустрии криптовалют поддерживают и демократов. Например, ранее состоятельные представители индустрии криптовалюты вложили 10 миллионов долларов в рекламу и кампанию по привлечению избирателей, чтобы поддержать на праймериз демократа Шиффа.
Еще одна интересная тенденция — уменьшение активности лоббистов. Если в прошлом году их было 12939 и общий объем средств, который прошел через них составил 4,27 млрд. долл., то в этом году при численности 12176 объем средств составил почти вдвое меньше — 2,2 млрд. долл. Хотя лоббизм как таковой нельзя полностью привязывать к выборам президента или в Конгресс, все же определенная корреляция имеется.
Также нужно учитывать изменения предпочтений. Например, братья Кох были известными донорами республиканцев. Особенно после победы Обамы они стали активно финансировать различные кампании против демократов. После смерти Дэвида, его брат Чарльз осуществлял пожертвования через фонд «Американцы за процветание». По состоянию на 6 августа 2024 г. этот фонд потратил около 62 миллионов долларов на поддержку противостоящих Трампу кандидатов-республиканцев в 2024 году.
Миллиардер Рид Хоффман (соучредитель LinkedIn) пожертвовал 250 тысяч долларов комитету политических действий в поддержку кандидата в президенты от Республиканской партии Никки Хейли, однако позже стал поддерживать демократов. Показательно, что ранее еще несколько миллиардеров, которые исторически жертвовали деньги демократам, включая Джейми Даймона из JPMorgan Chase & Co. и инвестора Билла Экмана, в конце 2023 г. выразили поддержку бывшему губернатору Южной Каролины.
Отметим, что Хоффман часто жертвовал деньги демократическим теневым группам, в том числе фонду Хоупвелла, некоммерческой организации, управляемой Arabella Advisors, которую называют «скрытной махинацией с темными деньгами». Arabella Advisors потратила более одного миллиарда долларов, чтобы продвинуть Байдена в Белый дом в 2020 году.
В целом, официальные источники происхождения денег для демократов и Камалы Харрис менее «прозрачны», чем пожертвования, которые шли для Дональда Трампа.
По факту можно сделать вывод, что кампанию Харрис финансируют олигархические структуры глобалистов. Ее сразу же поддержали Мелинда Гейтс и Алекс Сорос, который сразу же призвал «объединиться вокруг Камалы Харрис и победить Дональда Трампа». Соучредитель Netflix Рид Хастингс, который изначально выражал сомнение в победе Харрис, затем скорректировал свою позицию и направил в ее фонд 7 миллионов долларов. А председатель IAC Барри Диллер пообещал пожертвовать «максимум» на президентскую кампанию Харрис, заявив, что она «идеально справляется» вызовами президентской гонки.
У Дональда Трампа главным спонсором стал Тимоти Меллон, потомок известного промышленника Эндрю Меллона. Он вложил более 165 миллионов долларов в подготовку к выборам 2024 года, поэтому фактически стал «ангелом-хранителем-донором» — этот термин, применяется к жертвователям, которые являются главными донорами политической группы и на долю которых приходится более 40% финансирования группы.
У Меллона более классический бизнес, и его интересы совпадают со старой и нынешней программой Трампа по возрождению промышленности США.
По данным на 22 сентября в США действовало 2386 организаций, зарегистрированных как «комитеты политического действия» , и через них прошло 2,444,651,566 долларов.
За Трампа выступают консервативные Make America Great Again Inc, Preserve America PAC, America PAC (Texas), Right for America, тогда как либеральное направление представляют WinSenate PAC, Protect Progress, Last Best Place PAC, Women Vote!, LCV Victory Fund (в списке наиболее значимые). Важно отметить также, что среди крупных комитетов, занимающихся сбором средств, больше республиканских структур, чем демократических. На Трампа работают следующие объединенные комитеты политического действия: Trump Save America JFC, Trump 47 Cmte, Trump National Cmte JFC. Также от республиканцев в выборы вкладываются Protect the House 2024, Team Stand for America, Grow the Majority JFC и Team Scalise. За спиной демократов стоят Harris Victory Fund, Harris Action Fund и Jeffries Victory Fund.
Нужно добавить, что общие данные собранных средств и тех сумм, которые пошли на избирательную кампанию, отличаются, так как в функции комитетов политического действия также входят оппонирование конкурирующим кандидатам и вопросы контрпропаганды.
А вот если посмотреть на политические приоритеты корпораций, то сразу бросается в глаза, что военно-промышленный комплекс, авиаперевозчики и тяжелая промышленность предпочитает финансировать Трампа и практически не дают денег демократам. При этом банковский сектор и хайтек не делают погоды в кампании по сбору пожертвований для кандидата от республиканцев. По данным на сентябрь 2024 г. основными донорами Трампа стали компании American Airlines, Walmart, Boeing , Lockheed Martin, United Airlines, FedEx , Wells Fargo, Johnson & Johnson, Brown & Brown , Southwest Airlines, Northrop Grumman, Raytheon , Costco , Inter & Co., Morgan Stanley, Microsoft, GEO Group, Delta Airlines, General Motors, Home Depot.
Лидеры пожертвований для Харрис — Google, Microsoft, Brown & Brown, Johnson & Johnson, Apple , Oracle, Wells Fargo, Nvidia, Boeing , Morgan Stanley, Netflix , JP Morgan, Inter & Co., Accenture , Adobe , Amazon , Facebook, Broadcom, Pfizer, Disney.
Как видим, последовательно на стороне Харрис находятся «Большая цифра» и «Большая фарма», а также индустрия развлечений, при этом Google стал самым главным донором с большим отрывом от других компаний.
Тот факт, что некоторые структуры вложились сразу в обоих кандидатов является нормальной для США практикой, подтверждающей известную поговорку — «нельзя класть все яйца в одну корзину». Иначе говоря, некоторые корпорации хотят перестраховаться, и среди них — такие гиганты, как Microsoft, Johnson & Johnson и Morgan Stanley.
Вопрос о спонсорах избирательной кампании крайне важен с точки зрения прогнозирования политики кандидата после его возможной победы на выборах — ведь вложенные деньги затем придется как-то отрабатывать. И здесь тот факт, что один из главных спонсоров Дональда Трампа — это американский ВПК, не может не настораживать. Согласитесь, трудно быть «кандидатом мира», если твои спонсоры привыкли зарабатывать на войне.
|