Ряд украинских военных обозревателей утверждают, что многоцелевые истребители F-16AM/BM будут реально угрожать в дальних воздушных боях и боях на средних дистанциях нашим многофункциональным истребителям Су-35С, Су-30СМ2 и дальним перехватчикам МиГ-31БМ над западной частью акватории Черного моря. На первый взгляд, даже теоретически говорить о достижении какого-либо паритета между F-16AM противника и Су-35С, а также Су-30СМ2 в дальних воздушных баталиях едва ли возможно. Американские машины в модификации Block 20 располагают устаревшими бортовыми РЛС AN/APG-66(V)2, энергетические параметры которых (не говоря уже о низкой помехозащищённости) обеспечивают обнаружение Су-35С с ЭОП порядка 3 кв. м на удалении не более 70 км, а Су-30СМ2 с ЭОП около 7 кв. м — не более 80 км. На этом фоне известно, что Су-30СМ/1 проходят программу модернизации системы управления вооружением (СУВ), предусматривающую переоснащение с бортовых ПФАР-радаров Н011М «Барс-Р» на БРЛС Н035 «Ирбис-Э», оснащённые более мощными СВЧ-магнетронами, обеспечивающими пиковую мощностью импульса 20 кВт и непрерывную мощность подсвета 2 кВт (у «Барса-Р» — 4,5 и 1 кВт соответственно). Данные энергетические параметры обеспечивают дальность захвата на точное автосопровождение целей с ЭОП 0,01 кв. м — 80 км, 0,07 кв. м (эквивалентно 227-мм управляемыми реактивным снарядам M31A1 GMLRS) — порядка 125 км, с ЭОП 2,5 кв. м (эквивалентно истребителю F-16C Block 40/50 с ракетами AIM-120D на узлах подвески) — порядка 335 км; при условии применения истребителем F-16C Block 40 контейнерных комплексов РЭБ AN/ALQ-249 NGJ-HB дальность захвата может снизится с 335 до 230 — 150 км. Как следствие, максимальную угрозу Су-30СМ2 и Су-35С могут представлять лишь многофункциональные истребители F-16C в модификации Block 40, прошедшие программу переоснащения на перспективные АФАР-радары AN/APG-83 и оснащённые ракетами класса «воздух-воздух» большой дальности AIM-120D AMRAAM, а также контейнерными комплексами РЭБ AN/ALQ-249 Next Generation Jammer — Hi Band. Данные контейнерные комплексы РЭБ построены на базе высокоэнергетических излучающих АФАР с нитрид-галлиевыми СВЧ-транзисторами, генерирующими узкий прицельный по частоте и спектру помеховой луч Х/J-диапазона, который способен подавлять приёмо-передающий тракт РЛС «Ирбис-Э», снижая эффективную дальность в 2,5 раза. Ещё большую угрозу для наших Су-30СМ2 и Су-35С в обозримом будущем будут представлять ныне проходящие натурные испытания ракеты сверхдальнего воздушного боя AIM-174B. В частности, серьёзно встревоженные высокой эффективностью российских ракет «воздух-воздух» сверхбольшой дальности Р-37М специалисты в Пентагоне и Исследовательской лаборатории ВМС США (United States Naval Research Laboratory, NRL) в спешном порядке приступили к выработке контрмер, которые могли бы обеспечить паритет в потенциальных воздушных баталиях с тактической авиацией ВКС России на дистанциях более 180 — 200 км, где ракеты AIM-120D AMRAAM утрачивают все свои преимущества. Выход был найден в переработке аэродинамической компоновки и обновлении программно-аппаратной составляющей корабельных зенитных ракет RIM-174 ERAM (SM-6) к применению с узлов подвески палубных истребителей F/A-18E/F Super Hornet, включая полную интеграцию в системы управления вооружением данных истребителей переходного поколения «4++». Работы были поручены специалистам из концерна-главного подрядчика Raytheon. Первые опытные прототипы ракеты, получившей индекс AIM-174B, оснастили сдвинутым крылом малого удлинения с развитой хордой с целью обеспечения высокой управляемости и более оптимального распределения масс между отсеком маршевого РДТТ Mk104 и боевой части с активной радиолокационной ГСН. Импульс тяги 265 с при периоде работы 6 с обеспечивает разгон AIM-174B до скорости 4 — 4,5 М с обеспечение радиуса действия при пуске с больших высот (эшелон 12000+ м) порядка 270 — 320 км, что при перегрузках порядка 25 — 27 ед. обеспечивает данной ракете столь же высокий потенциал, как и Р-37М. Логично предположить, что позднее данные ракеты могут быть интегрированы и в боекомплекты истребителей F-15C/E/EX, а также F-16C Block 40/50/62/70. Боевое испытание эти изделия могут пройти на украинском театре военных действий. И учитывая крайне низкие возможности бортовых РЛС APG-66(V)2, установленных на передаваемых Киеву F-16AM Block 20, целеуказание ракетам AIM-174, а также AIM-120D может быть выдано шведскими самолётами дальнего радиолокационного обнаружения Saab 340 AEW&C или американскими E-3A/B на Черноморском ТВД посредством защищённого радиоканала Link-16. Логично предположить, что данная методика в реальности может обеспечить противнику установление паритета в воздушных боях с Су-35С и Су-30СМ2. Также не будем забывать тот факт, что благодаря наличию активных радиолокационных головок самонаведения ракеты AIM-120D AMRAAM и AIM-174B могут быть применены в дальних воздушных боях с нашей тактической авиацией с режимом наведения на источники помех (HOJ), генерируемых комплексами РЭБ «Хибины», что не требует от экипажей F-16AM задействования полноценных активных режимов работы БРЛС. Парировать возможности ракет AIM-174B способны такие изделия как УРВБ КС-172М с радиусом действия до 400 км, либо проектирование УРВБ на базе ЗУР 40Н6 или 9М96ДМ. Также стоит отметить, что большее миделево сечение и наличие радиоконтрастного полотна активной радиолокационной ГСН ракеты AIM-174 ERAM доводят её ЭОП до 0,1 — 0,15 кв. м. А это значит, что бортовые радары «Ирбис-Э» истребителей Су-35С смогут обнаруживать эти ракеты на дистанции 170 — 180 км и обеспечивать перехват теми же Р-37М или Р-77−1 на дистанциях менее 100 км. Евгений Даманцев |