19 декабря правительство США официально опубликовало карты, иллюстрирующие расширение территориальных претензий на обширные участки континентального шельфа в Северном Ледовитом океане, Атлантике, Беринговом море, Тихом океане, а также на два участка в Мексиканском заливе и вблизи Марианских островов. В совокупности речь идет об односторонних претензиях на суверенитет над территорией примерно в миллион квадратных километров морского дна. Самые значительные последствия коснутся спорной и стратегически важной Арктики: там претензии Вашингтона позволят ему контролировать огромные объемы полезных ископаемых и энергетических ресурсов. США не просто обозначили претензии на Арктику через самый северный из своих штатов (Аляску), а расширяют военную деятельность в регионе уже почти десять лет. Более того, вступление в НАТО Финляндии, к которой вскоре может присоединиться Швеция, будет означать, что все арктические государства, кроме России, сплотятся в альянсе под эгидой Америки. Пожалуй, один из самых заметных признаков приоритетного внимания региону, — это переброска свыше 100 истребителей пятого поколения F-22 и F-35 на Аляску, что представляет собой наибольшую концентрацию этих пока еще относительно немногочисленных самолетов в одном штате или регионе. Поскольку напряженность между США и Россией из-за Арктики остается высокой, Москва осудила односторонние претензии Вашингтона как “неприемлемые”, а глава комитета Госдумы по Арктике Николай Харитонов предупредил, что попытки США установить контроль над регионом чреваты дальнейшей напряженностью.С расширением территориальных претензий США тесно переплетено прозвучавшее в первую неделю декабря заявление командующего ВМФ России адмирала Николая Евменова о том, что страна столкнулась со значительной угрозой со стороны растущего военного присутствия НАТО в регионе. Он подчеркнул, что коллективный Запад “активно препятствует экономической деятельности России в Арктике”. На Арктику приходится примерно одна пятая часть валового внутреннего продукта (ВВП) России. Москва вложила значительные средства в развитие Северного морского пути, который потенциально может стать новым торговым маршрутом между Восточной Азией и Европой. В этом он получил значительную поддержку со стороны Китая, причем китайские фирмы играют важную роль в развитии региональной инфраструктуры. Сам Пекин сохраняет к Северному морскому пути большой интерес, считая его безопаснее Малаккского пролива и Индийского океана, где господствуют военно-морские силы Запада. Параллельно с крупными инвестициями в региональную инфраструктуру, добычу полезных ископаемых, разведку нефти и строительство крупнейшего в мире флота атомных ледоколов, Россия с 2010-х годов также значительно повысила способность своих вооруженных сил проводить операции в регионе. Хотя Арктика играла важное значение еще во время холодной войны как кратчайший путь между СССР и США для стратегических бомбардировщиков с ядерным вооружением и баллистических ракет, сегодня значение региона, пожалуй, стало еще больше. Из-за ограниченного количества тактических боевых самолетов в составе российского флота значительная часть ответственности за противовоздушную оборону в Арктике легла на наземные средства. Соответственно, в поддержку систем С-400 большей дальности, развернутых в ключевых точках вроде архипелага Новая Земля и якутского порта Тикси, были разработаны высокоспециализированные варианты ЗРК малой дальности “Тор” и “Панцирь”. Российские войска также испытали систему С-500 в регионе в декабре 2021 года. Ожидается, что именно Арктика станет одним из приоритетных регионов для развертывания новых средств, которые могут похвастаться совершенно непревзойденным охватом в 600 километров и способностью поражать не только ценные самолеты поддержки, бомбардировщики, платформы дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ), но даже космические цели, включая спутники. Костяк российской боевой авиации в Арктике составляют перехватчики МиГ-31БМ, при этом часть ответственности за безопасность в регионе несут Северный и Тихоокеанский флоты ВМФ и Главное командование ВКС. МиГ-31 (по классификации НАТО: Foxhound или “Лисогон”) разрабатывался специально для операций в регионе и может взлетать с временных ледовых аэродромов. Его авионика хорошо подходит для расширенных операций в отдаленных районах, вдали от наземного контроля и при ограниченной поддержке наземных радаров. Уделяя повышенное внимание безопасности Арктики с 2010-х годов, Северный флот и подразделения Главного командования ВКС заменили МиГ-31 советской эпохи с авионикой 1980-х глубоко модернизированными перехватчиками МиГ-31БМ, а с 2019 года их примеру последовал и Тихоокеанский флот. Модернизация не только продлила срок службы самолетов, относящихся к старейшим на вооружении России, но и полностью заменила авионику, в первую очередь за счет внедрения новой системы управления огнем “Заслон-М” с РЛС 8БМ. Последняя считается одним из мощнейших бортовых радаров тактической авиации в мире и крупнейшим по размерам — примерно втрое больше APG-77 с F-22 и в 11 раз больше APG-66 с F-16. При этом “Лисогоны” специально предназначены для установки больших и мощных датчиков, как в силу обширности далеких северных территорий, которые приходится патрулировать, так и из-за требования сбивать ракеты противника со сниженной эффективной поверхностью отражения на больших дистанциях.Таким образом МиГ-31 несут практически единоличную ответственность за безопасность Арктики среди всех боевых самолетов ВКС России. На сегодняшний день это самый крупный, быстрый и высоко летающий истребитель-перехватчик в мире. Его крейсерская скорость свыше 2,3 Маха не имеет себе равных: F-35 лишен возможности сверхзвукового крейсерского полета в принципе, а F-22 развивает скорость порядка 1,5 Маха. МиГ-31 может использовать все свое вооружение в космосе на высотах свыше 21 000 метров (а по некоторым данным — около 25 000 метров), а по дальности превосходит любой из развернутых в регионе американских самолетов пятого поколения более чем на 50%. Помимо скорости, потолка и мощного комплекса датчиков, МиГ-31 обладает очень высокой грузоподъемностью, что позволяет самолету нести в качестве основного вооружения ракеты Р-37М класса “воздух – воздух” со второй в мире после китайских аналогов дальностью в 400 км, скоростью 6 Махов и боеголовкой массой 60 кг. Превосходя по дальности американские ракеты класса “воздух – воздух” более чем вдвое, Р-37М делает МиГ-31 оптимальным самолетом для нейтрализации вспомогательных средств, включая заправщики и платформы ДРЛОиУ, жизненно важные для воздушных операций Запада в регионе. Хотя Р-37М не способна поражать самолеты-невидимки вроде F-22 и F-35 на дальних дистанциях без данных наведения от средств, находящихся ближе к непосредственной цели, включая наземные С-400, ракета доказала свою высокую эффективность против целей без функции малозаметности и успешно применялась на украинском театре военных действий против истребителей ВСУ. МиГ-31 также могут использовать более старые ракеты Р-33, которые годятся для перехвата крылатых ракет, в том числе с высокой сверхзвуковой скоростью или сниженной эффективной поверхностью рассеяния радиолокационных волн, что не раз демонстрировалось в ходе многочисленных учений. При этом “Лисогон” на протяжении более двух десятилетий остается единственным тактическим боевым самолетом, обеспечивающим защиту от крылатых ракет. Этот самолет первым в мире получил возможность одновременно поражать цели в космосе и на очень малых высотах, и сохранял за собой это отличие на протяжении десятилетий. Все это делает его оптимальным выбором для защиты от нескольких видов ракет и, таким образом, ключевым фактором безопасности российских позиций по всему региону.В середине 2010-х годов Вооруженные Силы России восстановили в Арктике более десятка военных аэродромов, в том числе авиабазу Рогачево на архипелаге Новая Земля, авиабазу Нагурское на архипелаге Земля Франца-Иосифа и аэродром Котельный на архипелаге Новосибирские острова. Затем в начале 2020-х годов ВМФ России увеличил передовое развертывание МиГ-31 в Арктике, а МиГ-31 Тихоокеанского флота, недавно модернизированные до стандарта МиГ-31БМ, с некоторых пор базируются на постоянной основе на аэродроме Анадырь на Чукотском полуострове на Крайнем Севере — в регионе, имеющим морскую границу с Аляской. А за два месяца до того, как ВВС США перебросили на норвежский аэродром в Будё бомбардировщик B-1B — пусть и не на постоянной основе, а на время, Северный флот объявил о собственном передовом развертывании МиГ-31БМ на авиабазе Рогачево, в результате чего его самолеты оказались за Полярным кругом раньше. Однако, несмотря на огромные возможности модернизированных перехватчиков МиГ-31, их количество остается весьма ограниченным, и ни один другой класс истребителей-перехватчиков не имеет в регионе серьезного присутствия. Хотя в течение многих лет ожидалось, что расширение других российских объектов на Крайнем Севере, включая авиабазу Нагурское, приведет к более обширному передовому развертыванию МиГ-31БМ и, возможно, ударных истребителей Су-34М или МиГ-31К, главной помехой этому считается ограниченное количество имеющихся авиационных подразделений. Перспектива, что ВМФ или ВКС России создадут один или даже несколько новых полков МиГ-31 (отчасти в ответ на расширение американских территориальных претензий в Арктике, а отчасти — на вступление в НАТО Финляндии), остается весьма вероятной. Хотя эскадрильи МИГ-31БМ по-прежнему считаются наиболее боеспособными на вооружении России, формирование первых истребительных полков Су-57 в ближайшие годы может привести к тому, что предпочтение в Арктике будет отдано самолетам пятого поколения с гораздо большей дальностью и меньшими эксплуатационными расходами. Существенные факторы в пользу такого решения — это способность Су-57 нести более совершенную миниатюрную модификацию ракеты Р-37М (“изделие 810”), а также задержки с разработкой преемника МиГ-31 по программе ПАК ДП. Национальный приоритет Арктике наверняка будет означать, как и в случае с системами ПВО С-500, что одно из первых масштабных развертываний Су-57 также состоится именно здесь. |