Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Турция разорвала отношения с Израилем
Минобороны сделало представление Израилю после удара около авиабазы в Сирии
Рябков заявил об угрозе разрыва дипотношений с США при конфискации замороженных активов
Путин назвал принципы нового мироустройства
Главная страница » Аналитика » Просмотр
Версия для печати
"Летающие тюрьмы ЦРУ": кому и зачем это нужно
04.12.07 00:41 История: факты и документы

Прим.ред. -- статья была написана весной 2006 года. 

Уже несколько лет активисты на своих блогах и сайтах безуспешно пытались привлечь внимание общественности к вопиющим фактам нарушения прав человека со стороны американского разведывательного ведомства. Речь идет о так называемых «летающих тюрьмах ЦРУ» - частных коммерческих рейсах некоторых американских авиакомпаний, которые являются прикрытием для ЦРУ. Еще 23 октября 2001 года из аэропорта Карачи на одном таком «гражданском» самолете был вывезен пакистанский студент-микробиолог. В декабре того же года стало известно, что в Швеции подобным же образом был передан ЦРУ другой подозреваемый в террористической деятельности. Начиная с этого времени, активистами ведется архив фотографий подозрительных бортов, например, этого.

И, вот наконец, сигнал к масштабной атаке на ЦРУ был дан! Начало громкому скандалу вокруг секретных тюрем положила статья Дайаны Прист, так кстати опубликованная в солидном американском издании The Washington Post 2 ноября 2005 г. Ссылаясь на высокопоставленные источники, автор сообщила о том, что почти четыре года назад ЦРУ приступило к созданию системы тайных тюрем по всему миру для допросов подозреваемых в терроризме.

И сразу как из рога изобилия посыпались версии и разоблачения. Источником данных послужили статьи и доклады правозащитных организаций «Human Rights Watch» и «Amnesty International».Подача сенсаций была почти безупречна.

После скандала с Абу-Грэйб тезис о существовании в Афганистане секретных тюрем ЦРУ не вызвал никакого сомнения ни у журналистов, ни у читателей. Тем более, что такая тюрьма или «черное место» (кстати, пока единственное обнаруженное на данный момент) было успешно найдено под Кабулом незадолго до публикации Дайаны Прист. А вот в нагрузку к этому бесспорному факту журналистами мгновенно были выдвинуты и растиражированы предположения о существовании таких учреждений на территории и других стран. Только в течение ноября месяца прошлого года были названы Киргызстан, Узбекистан, Азербайджан, Грузия, Эстония, Марокко, Таиланд и некоторые другие. Основанием для таких обвинений послужило лишь то, что на их территории было зафиксировано появление подозрительных самолетов.

Затем, приглядевшись к спискам полетов подозрительных бортов, правозащитники из «Human Rights Watch» объявили миру, что Польша и Румыния также предоставляют США свои застенки для содержания террористов. Странно только, что аналогичная информация в венгерской газете «Népszabadság» о том, что самолеты ЦРУ регулярно курсируют через Венгрию, прошла мимо внимания правозащитников. Но все мы люди, в конце концов…

С некоторым запозданием поучаствовала в разгорающемся скандале и Турция, перехватив один из частных американских самолетов, совершавших рейс Баку – Амстердам, на борту которого обнаружились заключенные. Впоследствии скандал был почти замят: факт посадки самолета ЦРУ в турецком аэропорту был признан , но ее причиной были объявлены «технические неполадки». Азербайджан же поспешил официально объявить, что никаких секретных тюрем других стран на его территории нет.

Досталось и Эстонии от «Amnesty International». На территории этой страны подозрительные самолеты были замечены аж целых 3 (!) раза. Правозащитники настойчиво предлагали эстонским властям немедленно затребовать от американской администрации и ЦРУ подробного отчета. Однако Эстония полностью отрицает факт нахождения на своей территории каких-либо учреждений под эгидой ЦРУ.

Ряд европейских парламентов, включая большой Европарламент, создали специальные комиссии и начали расследование вопиющих нарушений законности на своей территории. Например, 6 декабря 2005 немецкий Бундестаг постановил заслушать доклад министра иностранных дел г-на Штанмайера о тайных контактах правительства Герхарда Шредера с ЦРУ.

8 января 2006 года происходит утечка информации из швейцарских спецслужб, и в деле начинает фигурировать Украина. Оскандаленное правительство оправдывается, спецслужбы отмалчиваются, швейцарцы назначают расследование инцидента и... отстраняются от дальнейшего распространения этой информации, Украина обвиняет во лжи российских журналистов, военные чины обеих стран уверяют, что никаких «черных мест» на территории Украины нет и быть не может.

Вообщем все, вроде как, при деле. Новоевропейские страны ищут застенки на своих территориях, европейские комиссары грозят им санкциями, староевропейские страны размышляют о демократии и «двойных стандартах», а азиатские правители пожимают плечами: «Вода дала, вода взяла». Журналисты перепечатывают сенсации, а спецслужбы продолжают летать своими самолетами.

И только 4 апреля 2006 года «Amnesty International» опубликовала, вроде как, подробный и обстоятельный доклад о полетах всего 4 (!) самолетов ЦРУ с бортовыми номерами N379P-N581GA-N8068V-N44982, N313P-N4476S, N829MG-N259SK, N85VM-N227SV. В дополнение к этим данным легко можно привести еще несколько бортовых номеров, на которые указывается на сайтах активистов: N505LL, N221SG, N6161Q, а полный список содержит более 20 бортов, которые «Amnesty International»почему-то проигнорировала. А может просто не успела, сильно спешила заявить?

И тут начинаются вопросы… Если посмотреть сюда свежим взглядом, то возникает странное чувство, что секретные тюрьмы в большинстве своем все-таки расположены в Германии и Великобритании. Это если судить лишь по количеству посадок подозрительных самолетов ЦРУ на их территории. Причем почти с той же вероятностью, с которой находится лагерь в Гуантанамо на Кубе. Но и тут «Amnesty International» немного слукавила, выдвинув на первое место именно Германию, поскольку беглый взгляд на полный полетный список, например, борта N313P Boeing 737 показывает, что лидером в этом списке должен бы быть суммарный список американских аэропортов. Например, словосочетание «Dulles, Washington DC, USA» встречается списке аж 177 раз. Так может, главная тюрьма тут, спросите Вы?

Скорее всего, ответом будет - «Нет», потому что полетов много, а потерявшихся узников правозащитники насчитали пока около ста. Таким образом, вся шумиха с секретными тюрьмами с этой точки зрения выглядит скорее как дымовая завеса, которая что-то призвана скрыть или спровоцировать. Попробуем же разобраться в этой истории и начнем не со столь любезно навязываемых всем нам восточноевропейских стран, а рассмотрим, например, один из маршрутов борта N313P 20 – 23 ноября 2003 года по маршруту "Германия – Кабул – США" с точки зрения сложившейся с начала ХХI века политической ситуации.

Началом новой эры в международной политике можно с уверенностью назвать трагедию 11 сентября 2001 года. Потрясающий по своему замыслу, подготовке и воплощению террористический акт открыл новую эпоху: на смену борьбе с тоталитарными коммунистическими режимами пришли войны с терроризмом. Шокированные беспрецедентностью и наглостью этой операции практически все государства объединились в едином порыве остановить это безобразие раз и навсегда.

Первой целью был объявлен Афганистан и правительство талибов. Создание антитеррористической коалиции заняло считанные месяцы, срок просто фантастический для неповоротливых западных демократий. Именно в этот период были нарушены все традиции прошлого века: на территории бывшего СССР появились базы НАТО, Россия и Украина предоставили свое воздушное пространство для транспортировки вооружений и персонала США и т.д.

Взаимодействие в процессе афганской военной кампании развивалось. Ключевую роль в этом взаимодействии играла Германия. Военное участие Германии в возглавляемой США антитеррористической операции "Несокрушимая свобода" ("Enduring Freedom") против талибов и "Аль-Каиды" (с ноября 2001 г.) и ведущая роль контингента ФРГ в составе сил ISAF означали, что объектом бундесвера окончательно стал весь мир. Комплектование ISAF началось в декабре 2001 года по резолюции Совета Безопасности ООН. Тогда же бундестаг дал добро на участие германских вооруженных сил в миссии в Кабуле. Снабжение немецкого контингента осуществляется через военно-воздушную базу в узбекском Термезе, откуда самолеты "Трансалль" регулярно летают в Кабул, а также на базы в Кундуз и Файзабад.

Фактически, до начала 2003 года все взаимодействие в рамках антитеррористической операции в Афганистане происходило на уровне двухсторонних договоренностей и волевых решений исполнительной власти, что вполне укладывалась в «законы военного времени». Но такая ситуация не могла быть вечной. Первый шок прошел, и участники столь неожиданного альянса стали пожинать плоды поспешных решений и пытаться подвести под столь причудливое сочетание хоть какую-то юридическую базу. Если сочетание США – Германия прекрасно вписывалось в рамки структуры НАТО, то столь плотное взаимодействие с республиками бывшего СССР просто никуда не укладывалось.

И тут главный вдохновитель войны с терроризмом сделал существенную ошибку, переоценив свои силы на международном поле. Иракская военная кампания разрушила лихорадочную идиллию своим вопиющим несоответствием задачам сложившейся антитеррористической коалиции. Администрация Буша не учла, что психологическая обработка общественного мнения через средства массовой информации не равна по своей убедительности трагедии WTC. И теплое сотрудничество дало существенную трещину.

2003 год становится годом соглашений и размежеваний. США и ЕС подписали соглашение об облегчении условий транзита (что само по себе странно, и как обходились раньше?). Две ведущие силы ЕС Германия и Франция выступили инициаторами создания независимых европейских вооруженных сил. Происходит окончательный раздел воздушных коридоров: Украина – Грузия – Азербайджан и далее открыт по-прежнему для США, а Бундесверу (а немного позднее и Франции) в полное пользование достается весь транзит в Среднюю Азию через территорию России. 27 октября 2004 года Государственная Дума ратифицировала действующее с октября 2003 года двустороннее российско-германское соглашение о транзите военнослужащих и военной техники бундесвера через территорию России. Таким образом, Германия становится практически военным партнером России, да и протокол о намерении проложить по дну Балтийского моря газопровод тоже относится к этому периоду. В любом случае, тесное сотрудничество развивается и крепнет, чего нельзя сказать про российско-американские отношения.

При таком развитии событий, повышенный интерес ЦРУ к Германии начинает выглядеть как бы вполне естественно. Но гадать о том, что происходит за кулисами спецслужб – занятие неблагодарное, поэтому вернемся к «летающим тюрьмам». Всего насчитано от 800 до 1000 подозрительных появлений самолетов ЦРУ в разных странах мира. При этом вероятная цифра перевозимых тайных заключенных – всего сто человек. Стоит учитывать, что не все рейсы названных выше бортов были зафиксированы, и их, вероятно, несколько больше. Ясно, что перевозка заключенных – не единственная функция так называемых «летающих тюрем», просто наиболее вопиющая. То, что наибольшее количество этих бортов было зафиксировано на территории Германии, может свидетельствовать о нескольких вещах:

- о большей наблюдательности немецких правозащитников;

- о глубоком взаимодействии ЦРУ и БНД (что подтверждает версию о тесном сотрудничестве этих двух ведомств в период активных боевых действий в Ираке весной 2003 года);

- о наличии у Германии серьезных проблем с присутствием на ее территории американской разведки в непозволительных масштабах, которые она хотела бы решить;

- о серьезном интересе американского разведывательного ведомства к российско-немецкому сотрудничеству на долгом пути из Франкфурта в Термез.

В зависимости от того, какую начальную посылку выбрать, можно получить тот или иной сценарий развития событий. Но в каждом из них будет один неизменный факт: утечка информации от бывших сотрудников американских спецслужб неизменно подтверждает наихудший для позитивного образа Германии вариант. И еще одно странное совпадение. Как раз после активного «участия» американских масс-медиа осенью прошлого года США в предвыборной кампании в Германии и прихода к власти нового канцлера и посыпалась информация: разразившийся в начале этого года скандал с БНД, периодически всплывающие факты о продаже немецкими бизнесменами материалов двойного назначения в Иран на фоне антииранской истерии.

Ну мы пока продолжим наше движение на восток. Что же там происходит на маршруте Франкфурт – Кабул?

Итак, что же интересного можно увидеть, выглядывая в иллюминатор на борту Боинга 737, рейс Франкфурт – Кабул? Я думаю, бескрайние просторы России... Нет, я в курсе, что Франкфурт – один из самых крупнейших хабов в мире. И что в Кабул можно лететь и через Марокко, и через Дубай, и через Багдад, я даже знаю, что существует отличный воздушный коридор через Украину и Грузию с посадкой Баку и далее через Каспий и Ашхабад. Но все же через Россию как-то проще: меньше посадок, меньше чужих глаз, меньше возможной шумихи. Вы спросите, откуда у самолетов ЦРУ такая возможность? Как же, а сотрудничество в рамках антитеррористической коалиции в Афганистане?

Вернемся к ратифицированному в октябре 2004 года соглашению о военном транзите. На рассмотрение Государственной Думе это соглашение было передано спустя год после того, как оно стало реально работать. Причина задержки заключалась в том, что исполнительной власти надо было посмотреть, насколько стороны будут успешно взаимодействовать в его рамках. А вот причина, которая вынудила исполнительные власти обнародовать текст этого соглашения, заключалась в том, что согласно его положениям военнослужащим бундесвера предоставлялся так называемый «функциональный иммунитет» на территории РФ. Это означает, что самолеты, транспортирующие германских военнослужащих, освобождаются от досмотра и проверки российскими властями. Они могут следовать по воздушному коридору без обязательной транзитной посадки. Что касается военных грузов, то соглашением предписана обязательная промежуточная посадка и досмотр грузов. Транзитным аэропортом для военных транспортников бундесвера был назначен аэропорт... Ростова-на-Дону, так проще (подальше от чужих глаз) и ближе (все-таки гораздо южнее, чем Москва). Забавно, что поиск транзитных самолетов НАТО в Ростове-на-Дону не дает никаких результатов. Рейтинг упоминаний этого аэропорта в прессе минимальный, (можно поинтересоваться здесь, например). На присутствие Германии в Ростове-на-Дону указывает лишь тот факт, что в апреле 2004 года «Lufhanza» открыла там свое одинокое представительство, к которому чуть позже присоединилась только «Austrian».

Кроме того, Германия по этому соглашению имеет право воспользоваться воздушным коридором и для перевозки военной техники и военнослужащих третьих стран, партнеров по НАТО, на которых право «функционального иммунитета» не распространяется. Всю эту информацию можно получить, прочитав стенограмму заседания Государственной Думы от 27 октября 2004 года.

Важность легитимизации двустороннего российско-германского соглашения трудно переоценить, если рассмотреть хронологию событий.

На смену хаотичному взаимодействию в воздухе первых двух лет афганской кампании естественно должны были прийти строго урегулированные правила. Известно, что с октября 2001 года по июнь 2002 через воздушное пространство Украины было совершено более 2000 перелетов НАТО, а также Украина предоставляла свои стратегические военно-транспортные самолеты странам НАТО для доставки их войск в Афганистан.

С Россией же были определенные проблемы. Свою готовность сотрудничать она выразила несколько иным способом: с января 2002 года разрешив (или поощрив) авиакомпанию «Волга-Днепр» выполнять под эгидой ООН программу по доставке гуманитарной помощи и оборудования в Афганистан.

Авиакомпания «Волга-Днепр» использовала свой шанс очень эффективно, расширив контакты и контракты с ООН. Уже в ноябре 2003 года она успешно завершила еще одну программу перевозок по заказу ООН, теперь в Либерию, и предложила свои услуги Японии для переброски в Ирак бронетранспортеров и другой тяжелой техники… Тот факт, что в прошлом году >"Авиалинии Антонова" и "Волга-Днепр" совместно выиграли тендер НАТО по стратегическим перевозкам самолетами "Руслан", говорит об успешной совместной работе «Волга-Днепр» и военных НАТО.

Но еще в конце 2002 года союзники начинают мягкое давление на Россию, запустив в американские СМИ «утку» о том, что американские военные грузы доставляются к афганскому ТВД по железным дорогам через территорию РФ. Российский МИД категорически опроверг эти заявления. Затем начало войны в Ираке несколько затормозило урегулирование проблемы военного транзита, но в конечном итоге, сыграло на руку всем заинтересованным сторонам.

Неожиданное и несколько демонстративное сближение России и Германии на почве неприятия иракской военной кампании привело в итоге к подписанию двустороннего соглашения о транзите в октябре 2003 года. Предприятие устроило всех, и уже в августе того же года о подписании такого же соглашения запросила Франция. У правительства России не нашлось никаких возражений, и оно было подписано незадолго до ратификации российского-немецкого.

А дальше начинается самое интересное… Уже в ноябре того же года США выразили свою заинтересованность в подписании аналогичного соглашения. А 31 января 2005 года президент Путин подтвердил, что такое соглашение подписано. Вот такая вот нехитрая комбинация с маленьким антиамериканским бунтом. В прессе эти события практически не отразились, а у у американских военнослужащих появился «функциональный иммунитет» на территории РФ.

Какая же связь с «летающими тюрьмами ЦРУ» всех этих событий? Вернемся к полетному списку борта N313P. В течение 2003 года он совершил несколько рейсов, которые можно с определенной долей уверенности отнести к интересующей нас теме. В основном это были перелеты из США во Франкфурт, (Германия), и далее в Пакистан, Марокко, Афганистан, некоторые страны Ближнего Востока. Известные маршруты этого Боинга проходят несколько в стороне от территории России.

Но... 14 ноября 2003 года борт N313P прибывает в Москву. А ведь не прошло и месяца после подписания двустороннего российско-немецкого соглашения о военном транзите. Трудно сказать, какова была цель посадки, поскольку в полетном списке существуют пробелы. Неизвестны ни пункт назначения, куда затем вылетел самолет, ни дата вылета. И только 20 ноября борт N313P обнаруживается в Марокко, откуда вылетает во Франкфурт. А в январе 2004 года именно этот борт участвует в транспортировке немецкого гражданина похищенного в Македонии Халеда Масри сначала в Багдад, а потом в Кабул…

В этом свете список стран, обвиненных в пособничестве «летающим тюрьмам» становится еще интереснее. А мутная волна «шпионско-ядерных» скандалов в Германии, инициируемая американской стороной, приобретает все большее сходство с массированной кампанией давления на определенные структуры и/или страны. Пока цепочка обрывается у границ России, но кто знает, не найдется ли и там пары-тройки застенков ЦРУ, куда «летающие тюрьмы» завозили предполагаемых террористов по дороге из Кабула? Причем именно в тот момент, когда это будет наиболее важно для США и критически неудобно для России - например во время думских или президентских выборов? Тем более, что существование таких тюрем на территории других стран уже признано вашингтонской администрацией.

Но это все цветочки, ягодки нас всех, видимо ожидают, впереди! Вот, например, в прошедшей незамеченной статье «Sunday Times» 19 февраля 2006 года появились любопытные подробности про разнообразные марки самолетов. Дело ведь в том, что пока что весь огонь был направлен, на выявление самолетов только ЦРУ, а ведь в деле уже замешано не только ЦРУ, а и, например, министерство обороны США. Вкратце суть в том, что некий Learjet 35, принадлежащий военному ведомству США под номером 99999E, вылетел 11 декабря 2004 года в аэропорт Тузла (Босния и Герцеговина), а прибыл уже с новым бортовым номером 40112E, но все с тем же статусом гражданской государственной дипломатической миссии. Пока он находился на взлетном поле, неподалеку на борт некоторого загадочного ИЛ-76 (бортовой номер и принадлежность которого, вполне могут высплыть со временем) перегружалось 45 тонн оружия и амуниции, закупленных в Боснии. Затем Ил-76 вылетел в Руанду, пересекая воздушное пространство Италии, а Learjet 35 отбыл через 55 минут в неизвестном направлении. Напомню, что поставка оружия в Руанду нарушает резолюцию ООН и запрет Европейского Союза на подобные поставки.

Такие вот маленькие неприметные шалости. А сколько их еще может всплыть, если направить свое внимание не на то, что подсовывают правозащитники, а чуть-чуть в сторону?

Ну что ж, летим дальше на Восток, следующая остановка - Афганистан...

В Афганистане уже четвертый год идет война. В западной прессе ее часто называют «забытой войной». События на Ближнем Востоке, иракская кампания, отсутствие серьезных успехов в деле поимки главного террориста планеты Усамы бен Ладена, все это вместе привело к тому, что фокус внимания далеко ушел от событий в этом регионе.

На данный момент в Афганистане расположено 20 тысяч военнослужащих США и НАТО (численность которых в течение года превысит 15 тыс. военнослужащих), которые контролируют в общей сложности примерно от 3 до 5% территории. Именно для этой группировки войск создан рассмотренный нами воздушный транзитный коридор. Задачей объединенной группировки НАТО, дислоцированных, в основном в северных провинциях и в Кабуле, является подержание демократических преобразований в стране.

Надо полагать, что найденная в Кабуле секретная тюрьма ЦРУ является одним из направлений работы по демократизации. Впрочем, демократия означает не только парламенты и судебную систему, но и еще какую никакую экономику. И экономика в Афганистане есть: жители способны себя прокормить, поставить на экспорт товаров кустарной промышленности на 471 млн. долларов по данным «The World Factbook», включая в эту сумму экспорт опия-сырца с производными не менее чем на 2,2 млрд. долларов. Также существует финансовая помощь Всемирного Банка, Банка Развития Азии, программы помощи ООН и других государств ($4,5 млрд. до 2006 г.). При этом при всем, Афганистан остается одной из беднейших стран мира.

Из всего списка экономической деятельности наиболее успешными кажутся сельскохозяйственные предприятия с посевами мака. Но есть и радужные перспективы. По данным Геологической службы США (US Geological Survey) в Афганистане в 18 раз больше неразведанных запасов нефти, чем считалось ранее, т.е. не ноль. Что ж, вполне вероятно… Вот и еще одна причина для союзников продолжать тратиться на завоевание... простите, создание демократии.

Вернемся, однако, к «летающим тюрьмам». С 2004 года директором департамента ЦРУ по проведению секретных операций, другими словами, «шефом шпионов», становится Хосе Родригес (Jose Rodriguez), до этого работавший в подразделении ведомства в Латинской и Южной Америке. В частности, это означает, что таинственные перелеты по всему миру находятся теперь в руках решительного человека с богатым опытом организации латиноамериканских революций. Этот факт нам может быть интересен двумя моментами. ЦРУ в странах Южной и Латинской Америки называют «Агентство по импорту кокаина» (Cocaine Import Agency) в связи с серьезными подозрениями о не совсем легальном финансировании. (Впрочем для ЦРУ это не впервой - может вспомнить Вьетнам или дело "Иран-контрас", например.) А второй момент, это то, что сам Родригес в 1997 году был уличен в скрытии фактов по делу одного из своих друзей, который обвинялся в распространении наркотиков, что свидетельствует о прежней значительной вовлеченности ЦРУ в «кокаиновый» бизнес.

Другой любопытный факт, указывающий на связь «летающих тюрем» и нелегального наркотрафика, встречается на австрийском сайте. 21 января 2003 года Lockheed Hercules (борт N8183J), принадлежащий флоридской компании «Tepper Aviation Inc» нарушил воздушное пространство Австрии на пути в Баку (Азербайджан).

История компании, которой принадлежит самолет, дает повод для размышлений. Например, 27 ноября 1989 года в Анголе по дороге из Папуа -Новая Гвинея потерпел крушение один из ее самолетов, причем перевозил он оружие для организации UNITA. В феврале 1998 супруга одного из пилотов компании была свидетельницей на слушаниях по делу о транспортировке наркотиков.

Еще одно мнение, наводящее на вопросы финансирования, изложено на той странице, где находится полный полетный список борта N313P. Нынешний глава ЦРУ Портер Госс (Porter J. Goss) в этой публикации прямо связывается с грязным бизнесом. Брат г-на Госса, проживающий в Швейцарии и владеющий некоторой фирмой, имеющей отношение к миссионерскому христианскому движению, оказался замешан в странных историях. В частности, «христианская» авиация оказалась тесно связана с ветеранами латиноамериканских революций в 80-х гг. прошлого века. Источники же в самом Афганистане сообщают, что самолеты этой калифорнийско-женевской компании совершают слишком много внутренних рейсов, курсируя от одной маковой плантации к другой.

Это возвращает нас к личности нынешнего главного «шпионского шефа» Хосе Родригесу. Есть вполне высокая вероятность, что в последние годы опыт неформального (читай, нелегального) финансирования латиноамериканского подразделения ЦРУ активно внедряется в Европе и Азии.

Любопытно и поведение директоров ЦРУ (настоящего и бывших) в последние месяцы. Судите сами. Бывший директор ЦРУ адмирал Стэнсфилд Тернер в конце ноября 2005 года подтвердил информацию о «летающих тюрьмах». Нынешний директор ЦРУ Портер Госс совершил в декабре прошлого года вояж по некоторым точкам пути США-Германия-Кабул. В частности, он посетил Украину и Казахстан. В обеих странах он провел ряд встреч с высокопоставленными лицами, включая президентов. Бывший директор ЦРУ Джордж Тенет объявил в январе этого года, что напишет книгу о своей борьбе против терроризма. Бывший директор ЦРУ Джеймс Вулси примерно в это же время настойчиво порекомендовал США снова вернуть свое внимание к Латинской Америке.

Впрочем, о спецслужбах всего не узнаешь, на то они и спецслужбы. И все приведенные мнения содержат в себе не так уж и много фактов. Но тот факт, что экспорт наркотиков из Афганистана растет с каждым годом, не отменишь. А появление в небе Европы, России, других стран Старого Света недосматриваемых таинственных самолетов, на которых под предлогом борьбы с терроризмом умудряются возить и пытать людей в нарушение всех мыслимых конвенций и соглашений, может оказаться всего лишь очередным каналом для перевозки афганского опия, используемого ЦРУ, в том числе (о собственном кармане засекреченные дяди, наверное, тоже не забывают), для неформального финансирования своих тайных операций.

За рамками нашего исследования осталось половина земного шара. В докладе «Amnesty International» названы еще Таиланд, Индонезия, Япония, острова в Атлантическом океане, несколько африканских стран. Из последних особенно досталось Марокко. Поговаривают даже, что всех секретных узников, ранее содержавшихся в странах Восточной Европы, переместили именно туда. Это было бы логично, маршрут Афганистан – Ирак – Марокко – Гуантанамо пролегает вдали от пытливых глаз наблюдателей с видео и фотокамерами. Перспективным с точки зрения секретности также выглядит маршрут Афганистан – Пакистан -Таиланд – Индонезия и далее на восток… Но здесь мы вступаем в зыбкую область предположений и допущений, поскольку точных фактов нет, и вряд ли они появятся.

Вернемся же в «цивилизованный мир». Кстати, во все времена было популярно делить весь мир на ойкумену (цивилизацию) и варваров. Ойкумена представлялась как упорядоченное пространство, в котором царит мир и благоденствие, а на его границы волнами накатывали орды варваров, неся с собой смерть и разрушение, а затем и новый порядок. Так полагали еще античные греки. С тех пор мало что изменилось.

По Томасу Барнетту (профессор Военно-морского колледжа и консультант Министерства обороны США), например, все страны делятся на «Ядро» (здесь развиты телекоммуникации, капитал и СМИ чувствуют себя в безопасности, правительства стабильны) и «Провал», где господствуют авторитарные режимы, тотальная нищета и болезни. Эту территорию — часть Латинской Америки, почти вся Африка, Балканы, большой Ближний Восток, Центральная и Юго-Восточная Азия — можно было не замечать до 11 сентября 2001 года, но теперь США необходимо взять ее под контроль. Для этого Америке нужна в том числе и военная инфраструктура на границах этой зоны, и опорные пункты внутри нее — чтобы иметь возможность влиять на происходящие там процессы.

Очевидно, что ойкуменой г-н Барнетт считает США. А если провести мысленный эксперимент и назвать ойкуменой Старый Свет? Мы вдруг обнаружим на границах привычного нам мира "орды варваров" из Америки, которые несут смерть и разрушение в нашей части мира. Примеры? Югославская военная кампания в сердце Европы серьезно дестабилизировала ситуацию на Балканах. Война в Ираке взорвала хрупкое равновесие на Ближнем востоке, создав нешуточные проблемы для Ирана, Турции и Израиля в данном регионе. Призывы нанести удары по Ирану тоже не способствуют стабильности.

Военные американские базы в различных странах действительно выглядят как выдвинутые форпосты, обеспечивающие лояльность завоеванных народов. И для сбора дани, разумеется. Западная Европа откупается деньгами и живой силой в американских войнах, Ирак – нефтью, Афганистан – опием и т.д.

Впрочем, все-таки привычнее говорить о США в терминах «империи». Или можно использовать более современный термин - "однополярный мир". Но шутка заключается в том, что однополярного мира не существует, это миф, придуманный прессой, чтобы потешить тщеславие молодой провинциальной империи, которая жадно пожинает плоды победы в войне против СССР. Существуют только границы заданной империи. Причем размер завоеванной территории зависит не от современнейших технологий, как полагает г-н Барнетт, а от заинтересованности правящих группировок.

Заинтересованность бывает разная, в основном экономическая. В свое время пешие когорты Рима завоевали половину Европы и остановились на том рубеже, где заканчивалось полоса успешного виноделия в этом климатическом поясе. Монгольская конница завоевала практическую всю равнинную Азию, решив проблему с пастбищами. Направления экспансии США также имеют свои основания.

До тех пор, пока растущая империя встречает серьезное сопротивление, правящие кланы и группировки действуют сообща, как только оно ослабевает, каждый начинает тянуть одеяло на себя, закладывая основу будущего распада. Проблема США сейчас заключается даже не в строптивости былых надежных союзников из Западной Европы, которых г-н Барнетт великодушно включает в свою ойкумену, а в разногласиях в правящих кругах США. Отсюда и расплывчатость термина «терроризм», и неясный образ врага, и нелепые военные кампании последних лет, и падение авторитета вследствие неуклюжих внешнеполитических шагов. Особенно явно это продемонстрировала иракская военная кампания, инициированная президентом Бушем.

Связь нынешней администрации Белого Дома с нефтяным бизнесом является общим местом. Скандалы с корпорацией «Халлибартон» давно покинули первые полосы новостей, но вряд ли это изменило заинтересованность Чейни и Ко в контроле за мировыми нефтяными потоками.

Пентагон и военно-промышленный комплекс заинтересованы прежде всего в заказах, а также демонстрации силы. И если маленькая победоносная война в Ираке их устраивала в качестве рекламной кампании, то затянувшаяся бесславная оккупация не может не раздражать. Тем более, что трюк с выведением афганской военной кампании из фокуса внимания в этом случае никак не удается.

Хуже всех пришлось ЦРУ. Созданная в прошлом веке организация имела свои очень четкие задачи, выполнение которых поставило ее в сложное положение, когда исчезли идеологические основания. Отсутствие единой стратегической цели, а также несогласие с политикой Белого Дома (скандал с разоблачением Валери Плэйм тому подтверждение) привело, в конечном итоге, ко множеству шумных скандалов, на которые так падка пресса.

Этой довольно грубой схемы достаточно, чтобы пояснить подоплеку истории с «летающими тюрьмами». Если три группировки решают свои частные интересы, то утечки информации из разных ведомств будут несогласованны между собой, что и наблюдается. В одной куче смешаны и нарушения прав человека, и незаконные поставки оружия в воюющие страны, и слухи о наркотрафике. Каждый клан пытается что-то выиграть в процессе внутренней торговли.

В этой ситуации странам Старого Света стоит быть более внимательными, принимая заокеанские предложения. При отсутствии внутреннего согласия в правящих кругах США предложения одной группировки могут быть скомпрометированы враждебной. И тогда скандал обеспечен, как это показала история с агентами БНД в Ираке.

Не случайно цепочка с «секретными тюрьмами» обрывается на границах России, а Германия и Англия даже не рассматриваются в качестве возможных партнеров по темным делам ЦРУ (это, надо полагать, будущие козыри для решения проблем). А вот новообретенные союзники США с великолепной небрежностью брошены в топку уже разгоревшегося скандала (видимо, они свое пока уже отслужили) - Польша, Румыния, Эстония, Украина, Грузия, Азербайджан, Узбекистан… Если же кланам "в" и "около" Белого Дома так и не удастся договориться, то в ход пойдут уже козырные карты. Но стоит ли играть в чужую игру? Вот вопрос, на который стоит ответить "Старому Свету", если он хочет жить долго и счастливо...

 

English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Какая классовая борьба настоящая, и может ли рабочий класс быть субъектом классовой борьбы?
» Система Джемаля
» Пятница,13-е
» Прокси-война России и мира Запада: кому это выгодно экономически?
» Война на Кандалакшском направлении 1941-1944, Сборник документов с немецко-финской стороны
» Что является капиталом венчурного инвестора
» О категории «снятие» у Гегеля и в диалектическом материализме
» С Днём Победы!

 Новостивсе статьи rss

» В Мали призвали мир отреагировать на связи Украины с террористами
» Помощь Украине не должна идти в ущерб Германии, заявил Шольц
» В ФСВТС раскрыли, какое российское оружие больше всего интересует Китай
» Во Франции из-за дефицита электроэнергии запустили угольную ТЭЦ
» Турция получила предложение стать партнером БРИКС
» Генсек НАТО признал, что Украина попала в проигрышное положение
» Казахстан привезет с климатической конференции в Баку контракты на $ 3,7 миллиарда
» Киев заявил о получении от Вашингтона гранта на 1,35 млрд долларов

 Репортаживсе статьи rss

» Максим Решетников: «Низкоуглеродная трансформация нужна для устойчивого развития экономики»
» Михаил Ковальчук: история с утечкой мозгов из России уже давно закончилась
» Паритетное направление: чем Россия ответит на развитие ядерной триады США
» Заседание дискуссионного клуба «Валдай»
» Россия и Белоруссия отменят плату за роуминг 1 марта 2025 года
» Главный американский поставщик БПЛА для Украины столкнулся с блокировкой поставок из-за санкций
» Рассекречен архив о легендарном советском разведчике Кузнецове
» ФСБ рассекретила новые подробности Волынской резни

 Комментариивсе статьи rss

» На авиасалоне AirShow China 2024 хозяева доминируют
» Триумф Су-57, ЗРК «Витязь» и Ка-52Э в Чжухае: на что рассчитывать заказчикам?
» Кто и зачем вернул Дональда Трампа
» Санкции, взрастившие дракона. Как Китай захватывает мировые рынки
» WSJ: Остин отказал Зеленскому в приоритетной поставке новых систем ATACMS
» Нимайер: когда рухнула Берлинская стена, никто не думал про завтрашний день
» В России экстренно повышают зарплаты электронщикам и DevOps, лишь бы кто-то пришел работать
» Как остановить внутренний кризис в Мьянме?

 Аналитикавсе статьи rss

» Дональд Трамп выиграл выборы. Чем это грозит России и ее союзникам
» Что получит ВПК России от договора о партнёрстве с Ираном?
» Разгон западного ВПК и стратегические задачи России
» Академическая мобилизация
» Как цифровизация может изменить банковский рынок
» Америка добивает Евросоюз, который утрачивает остатки экономического суверенитета
» Вердикт Марио Драги: Евросоюз – лягушка, которую медленно варит Америка
» Биологические лаборатории в Армении: Турция в опасности!
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"