Версия для печати |
Опасность, подстерегающая Турцию на Черном море |
24.08.07 10:07 |
Кавказ: зона нестабильности |
|
После окончания 'холодной войны' НАТО достигла Черного моря и Кавказа. Запад, приняв на первом этапе Румынию и Болгарию в североатлантический альянс, расширил свое военное влияние в регионе, и следующим его шагом стало втягивание в западный альянс Грузии и Украины.
Примерно 150 лет назад союз Великобритании, Франции и Османской империи противостоял России в Крымской войне. В этой войне Запад впервые объединился против Российской империи для защиты своих стратегических интересов в Европе. Крым надолго стал центром пристального внимания благодаря географической защищенности портов, умеренного климата, сельскохозяйственного и животноводческого потенциала, а также своего геостратегического положения. После распада Советского Союза на двадцать четыре (так в тексте - прим.пер.) отдельных государства Крымский полуостров, 'лакомый' район, достался Украине. Больше всего это повлияло на советский черноморский флот. Крымский город Севастополь является базой и командным центром флота. По договору 1992 года было решено, что 45% Черноморского флота передается Украине, и в обмен на энергоресурсы Россия арендует порт Севастополя на 25 лет. Черное море, которое на протяжении 300 лет было внутренним морем османов, сегодня снова 'разогревается' из-за энергетической борьбы, и Крым становится самым 'горячим' регионом.
Цели США на Черном море
Основные цели США на Черном море и в соседних районах:
1. Препятствовать восстановлению российского влияния в Европе, утраченного Россией после окончания 'холодной войны';
2. Еще более ограничить российское военно-стратегическое присутствие, приняв в Североатлантический блок Украину и Грузию,
3. С целью обеспечения энергетической безопасности Запада обеспечить геостратегическое превосходство на Черном море для последующей борьбы за Кавказ и каспийский регион;
4. Во времена 'холодной войны' Североатлантический альянс не проводил военных учений на Черном море. Начиная с 1997 года, Украина, Румыния или Болгария ежегодно летом принимают у себя стран-участников НАТО для последующих военных маневров. В последние годы привлекает внимание то, что эти учения проводятся в районе Крымского полуострова и предусматривают высадку морской пехоты. Маневры можно расценивать как репетицию вооруженной помощи Украине со стороны США в возможной в ближайшем будущем украино-российской конфронтации на Крымском полуострове. С другой стороны, планы размещения на Черном море морских сил НАТО под названием 'Активные усилия', где последние два года лидирующую роль играют США, имеют следующие цели:
5. устрашение России и Ирана;
6. поддержка Украины, Грузии и Молдовы, которые приняли уже политическое решение по вопросу своего вхождения в НАТО, но на практике еще не решили многих проблем;
7. демонстрация де-факто своей приверженности Украине в случае, если Россия откажется в 2017 году от выполнения своих обязательств по выводу Черноморского флота из Севастополя, который является ее военно-морской базой с царских времен;
8. военное давление на Россию в случае ее затягивания вывода своих войск из Грузии и поддержка прогрузинского правительства в Абхазской автономной республике.
Основная цель США - размещение в Кавказском регионе на постоянной основе своих вооруженных сил, которые бы влияли на местные политические решения и обеспечивали там их контроль. Очевидно, с вступлением Румынии и Болгарии в НАТО свелись воедино все части геополитической картины, и США с распадом СССР использует расширение НАТО для наращивания военной силы уже не в Центральной Европе, а в черноморском и кавказском регионах.
Украина нарушает баланс сил в регионе
Сегодня Украина вместе с Грузией и Азербайджаном являются ключевыми странами в стратегических планах США в регионе. Эти планы можно охарактеризовать, как:
1. приближение Европы на 1000 км к богатому энергоресурсами каспийскому району в случае полной западной интеграции Украины (членство в НАТО и ЕС).
2. Черное море обеспечивает самый быстрый и самый дешевый поток энергоносителей в направлении Восток-Запад.
3. с переходом Украины в западный блок Россия на Черном море будет заперта на узкой береговой линии от Новороссийска до Сочи, и ее флот будет находиться под более пристальным контролем. Таким образом, Запад напрямую сможет угрожать российским территориям.
Баланс сил на Черном море
После распада СССР Запад во главе с США интегрировал за исключением Приднестровья, Белоруссии и Украины почти все бывшие советские сателлиты в такие политические, военные и экономические инструменты, как НАТО, ЕС, МВФ, ВТО, Всемирный Банк, включив их в единую глобальную систему. Таким образом, фактические границы Запада достигли основной территории России.
После этого, главная цель в стратегии США - достижение в согласии с ЕС похожего геостратегического положения на Черном и Каспийском морях и в Центральной Азии. С этой точки зрения район Черного моря составляет самую важную часть геостратегической оси, которая простирается с запада на восток. В вопросе безопасной транспортировки энергоресурсов и углеводородов из Каспия в Западную Европу американские нефтяные и газовые гиганты готовятся к большой борьбе с российскими энергетическими королями. Вице-премьер США и бывший руководитель калифорнийской компании 'Халлибартон' Дик Чейни, а также компания 'Шеврон', лидер консорциума, занимающегося прокладкой нефтепровода, который свяжет Западный Казахстан с новороссийским портом, активно участвуют в этой борьбе. В 1991-2001 гг. нынешний госсекретарь США Кондолиза Райс была руководителем 'Шеврона', существует даже танкер, названный ее именем. Россия заблокировала требование 'Шеврон' увеличить мощность трубопровода в два раза. Но сегодня на повестке дня вновь стоит вопрос, связанный с российским проектом Болгария-Греция (Бургас - Дедеагач). США стремятся, полностью исключив Россию, транспортировать казахский и туркменский газ по дну Каспийского моря, а затем по территориям Азербайджана, Грузии и Турции.
С точки зрения безопасности Черное море для России важно настолько, что она пойдет, никому ни в чем не уступая, до конца и даже до войны. Наконец, в то время как США и НАТО расширяют свою инфраструктуру к границам России, российский президент заявил о выходе России из подписанного в 1990 году в Париже Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Теперь парламенты Украины и Грузии - стран входящих в программу НАТО 'Партнерство во имя мира', приняли решение стать членами североатлантического альянса. Вдобавок попытки США увеличить свое присутствие в Болгарии, Румынии и Грузии, безусловно, беспокоят Россию.
В Крыму растет нестабильность
В подобной военно-политической атмосфере Крымский полуостров видится в качестве потенциально опасной зоны, которая может стать причиной разрушения стабильного порядка на Черном море. Основную проблему Крымского полуострова, входящего в состав Украины составляет русское население, которое переселилось или было переселено за более чем 50 лет. Население Крыма на 68% составляют русские, на 20% - украинцы и на 12% - крымские татары. Местные власти, возглавляемые этническими русскими, выступают в соответствии с сегодняшней политикой России, а именно против всевозможных действий НАТО в регионе. Уже сегодня за десять лет до окончания договора об аренде русскими порта города Севастополь наблюдается снижение стабильности. Самая главная причина - приобретающие все более ясные черты стратегические планы США и Запада на Черном море и Каспии.
События в Крыму беспокоят президента Украины Виктора Ющенко. Ведь акции протеста против учений НАТО, которые прошли в прошлом году в Феодосии, обернулись столкновениями русских с крымскими татарами. Ющенко заявлял, что пристально следит за ситуацией в Крыму, поскольку тамошняя ситуация ухудшилась, ведутся попытки вернуть решение проблем между русскими и крымскими татарами на местный уровень - и все это делается для налаживания так называемых экономических и культурных связей. Украина, ставшая полностью прозападной после 'оранжевой революции', кажется стабильной для НАТО и членов ЕС. В этой связи, в 2008 году на Украине решено предоставить народу возможность высказаться по вопросу членства в НАТО.
Опасности, подстерегающие Турцию
Россия полагает, что ее окружают, поэтому ее критика натовских планов становится более жесткой. И эта критика сегодня выглядит как препятствие вхождению Украины и Грузии в НАТО. Военное столкновение Украины, члена НАТО, и России за Крым может поставить Турцию в трудное положение из-за союзнических обязательств и конвенции Монтре.
Украино-крымский и грузино-абхазские сценарии. Запад планирует сделать Украину и Грузию членами НАТО в течение 5 лет в зависимости от международной политической ситуации. Поэтому Россия будет организовывать политические провокации в отношении Крымского полуострова, а также непосредственно вмешается в события, Крым станет ареной столкновения различных интересов. Окончательная цель России - сделать на 68% русский Крым автономной республикой с помощью проведения там референдума, а затем присоединить к России. В случае противодействия со стороны Украины - уже члена НАТО, все страны-члены североатлантического пакта должны будут поддержать Украину в ее противостоянии с Россией в соответствии с пунктом 5 Договора НАТО. Турции как члену альянса также придется помочь Украине, а также в качестве ключевой страны в конвенции Монтре открыть проливы для свободного прохода по ним натовских морских сил. Отсюда следует, что Турция как и 150 лет назад в Крымской войне будет непосредственно вовлечена противостояние между Западом и Россией. Подобный сценарий точь-в-точь отражает возможный ход событий для Грузии и Абхазской автономной республики.
Армянский сценарий. Реальные причины, стоящие за высказываниями в поддержку признания армянского геноцида, о котором заговорили в 1990-е годы во всем мире, опираются на геостратегические региональные планы США и ЕС. США и Запад, интегрируя Армению в свой блок, окружат Россию с юга, а Иран - с севера южнокавказской цепью из Грузии, Армении и Азербайджана. Армения, несмотря на 3,5-миллионное население, наиболее легко способна интегрироваться в западный блок благодаря влиятельной армянской диаспоры по всему миру, а также религиозным и культурным ценностям, схожими с западными. Необходимо лишь избавиться от гнета России в энергетической, экономической сфере, а также в плане обеспечения безопасности. Наиболее легким вариантом среди грузинского и турецкого является последний. По этой причине Запад вкупе с высказываниями в поддержку геноцида готовит притязания на турецкие земли, поэтому регулярно оттуда доносятся призывы открыть наши территориальные и воздушные границы. Планы по уменьшению зависимости Армении от России хотя и медленно, но реализуются. В случае размещения американских сил на Черном море эти планы легко и быстро воплотятся в жизнь.
Предложения для Турции
1. Цель США - достичь богатого энергоресурсами Каспийского региона через Черное море и Кавказ для обеспечения своей и европейской энергетической безопасности;
2. Для этих целей используется НАТО. Нынешняя решительная позиция России противодействует вступлению Украины и Грузии в НАТО. Один высокопоставленный представитель НАТО заявил, что из-за напряженности с Россией Грузия на этом этапе, скорее всего, пока не войдет в североатлантический альянс;
3. Вхождение Украины и Грузии в НАТО приведет к последствиям, которые полностью изменят военно-политический баланс на Черном море;
4. Крым для России и Украины - самое больное место. Если сторонники мира не найдут решения, то Крым, где расположен 250-летний русский город Севастополь, станет причиной войны;
5. В случае военного противостояния в регионе Турция не сможет остаться безучастной. По этой причине Турция должна выступать против вступления Украины и Грузии в НАТО или выдвинуть в качестве условия одобрение России в вопросе их вступления в альянс. Также Турция не должна давать добро на обеспечение безопасности Черного моря внешними силами. В случае ужесточения отношений между Западом и Россией, более актуальным становится вопрос выхода Турции из НАТО, если не подействует турецкое право вето;
6. Турция не должна давать разрешения даже на незначительные послабления в вопросах размещения американских сил на Черном море по конвенции Монтре. Поскольку вслед за этим возникнут идеи о понтийском царстве в районе современного Трабзона. Запад, разместившийся на Черном море, окружит Турцию не только с Эгейского и Средиземного морей, но и с Черного.
7. Турция в сотрудничестве с Россией должна обеспечить охрану и защиту Черного моря причерноморскими странами.
8. Открытия месторождений нефти и природного газа на Черном море все более и более учащаются, постоянно развивающиеся технологии обеспечивают все большую их добычу. Украина передала свой материковый шельф английской компании в стремлении найти там нефть и природный газ. Этот вопрос может стать причиной конфликтов в некоторых морских зонах. Поэтому нереализованный Договор от 1978 года между СССР и Турцией о материковом шельфе должен быть обновлен при участии Румынии, Болгарии, Украины и Грузии или подписан.
9. Сегодня ожидаются события, которые могут повлечь за собой опасные последствия и кризис в черноморском, кавказском и каспийском регионах, включая Иран, Турция должна сконцентрировать свою стратегию на этом регионе.
Доктор Нежат Таракчи - сотрудник Отдела международных отношений Измирского экономического университета
|
|
|