Apple — не первая, кто выступает с такой инициативой. Создав за счет привлечения высокооплачиваемых сотрудников высокий спрос на рынке жилья, высокотехнологичные компании вроде Google и Facebook загнали цены на рекордный уровень. Теперь они тратят миллиарды, чтобы снова сделать дома доступными — иначе их IT-специалисты останутся без врачей, учителей и пожарных.
Детали
Около 30 000 человек покинули Сан-Франциско с апреля по июнь этого года, а доступность жилья в районе Залива стала худшей за семь лет, пишет Apple со ссылкой на данные брокера недвижимости Redfin и Бюро переписи населения США.
Больнее всего жилищный кризис ударил по работникам сферы услуг, которые получают не так много по сравнению с программистами. Например, семья из четырех человек с доходом больше $100 тысяч в год считается в Сан-Франциско малообеспеченной.
"Мы чувствуем глубокую гражданскую ответственность за то, чтобы регион и дальше оставался местом, где люди могут жить, заводить семью и вносить вклад в развитие местного сообщества", поскольку "Apple называла этот регион домом задолго до того, как мир вообще узнал о существовании Кремниевой долины", сказано в сообщении компании.
Помимо $2 млрд в строительный и ипотечный фонды, Apple направит $300 млн на перевод принадлежащих Apple земельных участков в Сан-Хосе под жилую застройку, $150 млн — на поддержку новых строительных проектов в Сан-Франциско и окрестностях, а также $50 млн — на помощь бездомным. Обеспечение доступного жилья — это стабильность, честь и возможности для самой компании, объясняет Apple: "Когда такие важные вещи становятся недоступны большому количеству людей, мы понимаем, что делаем что-то неправильно, и должны помочь в решении этой проблемы".
Проблема
Крупнейший по населению и ВРП штат США, Калифорния десятилетиями испытывает жилищный кризис, который только усугубило нашествие IT-гигантов.
Его главный источник — резкий дисбаланс спроса и предложения, а причины следующие:
· наплыв высокооплачиваемых специалистов;
· высокая стоимость земли при низкой плотности застройки;
· законодательное ограничение на сумму местных налогов с домовладения. В результате штату выгоднее выделять земли под коммерческую недвижимость, чем под жилье;
· жесткое природоохранное законодательство в сочетании с высокими требованиями к строительству;
· противодействие новой застройке сложившихся коммун, как правило, состоящих из высокодоходных домовладений; · диспропорциональное развитие транспортной инфраструктуры, поднимающее цены близких к рабочим местам локаций.
По подсчетам McKinsey, жилищный кризис стоит Калифорнии порядка $200 млрд в год. Жилье в богатейшем штате США в 2,5 раза дороже медианного значения по стране, и при 17%-ной доле населения в Калифорнии живут 22% бездомных США.
Кто еще
Microsoft. Одной из первых в январе 2019 года о поддержке доступного жилья заявила Miсrosoft. Компания потратит $500 млн на жилищные проекты вокруг Сиэтла, рядом с которым у нее штаб-квартира. Город испытывает острую нехватку дешевого жилья — в нем практически не осталось недвижимости дешевле $500 тысяч, а число сделок на вторичном рынке невелико. Ранее проблему жилья в Сиэтле хотели решить с помощью налога в $275, который заплатили бы компании за каждого из своих сотрудников. Этот законопроект заблокировала Amazon, и Microsoft собралась решить ее самостоятельно.
Google. Следом инвестировать $1 млрд в строительство 15 тысяч домов в районе залива в Сан-Франциско, помощь бездомным и создание инвестфонда для девелоперов решили в Google. Журналисты тогда называли такое решение "актом совести" Google и попыткой поднять репутацию. "Наша цель — чтобы каждый член местного сообщества смог найти свое место и развиваться вне зависимости от того, работает ли он в техносфере или нет", — рассказывали в компании.
Facebook. В октябре $1 млрд в строительство домов в Калифорнии выделила Facebook. Правительство штата не может самостоятельно преодолеть кризис доступного жилья, заявила компания, поэтому Facebook решила направить инвестиции на строительство 20 тысяч домов для "жизненно важных работников" региона вроде учителей, медсестер и сотрудников экстренных служб.
Amazon Несколько лет назад выбор города для второй штаб-квартиры техногиганта Amazon в Северной Америке наделал много шума. Побороться за обещанные тогда $5 млрд инвестиций и 50 тысяч рабочих мест решили почти 240 населенных пунктов. Выбор пал на Нью-Йорк, однако под давлением политиков и общественников от своего решения компании пришлось отказаться. В результате строительство решили начать в округе Арлингтон штата Вирджиния.
Техногигант решил полностью перекроить населенный пункт под свои нужды. Ставку решили сделать на экологичность: одну из трех основных городских зон займет огромный парк, по городу расставят больше 600 парковочных мест для велосипедистов, на крышах зданий разместят сады, а саму штаб-квартиру построят из переработанных материалов. Также компания планировала инвестировать в развитие города около $2,5 млрд и создать в нем больше 25 тысяч рабочих мест в ближайшее десятилетие.
Анна Коваленко |