"Я с первого дня дал понять, что не буду вести переговоры ради переговоров", заявил посланник репортёрам, отметив, что ему необходима немедленная помощь международных участников, во главе с США и Россией, которые поддерживают противоположные стороны в войне, втягивающей и другие региональные государства". (Рейтерс) Де Мистура затем заявил о "временной приостановке" мертворождённых переговоров, которые формально начались всего несколькими часами ранее. Развитие событий на полях сражений убедило итальяно-шведского дипломата, что бессмысленно их продолжать, когда правительственные силы влияют на решение военными средствами.
После многих месяцев перемалывания позиций врага по всей стране, российская стратегия начала приносить свои плоды. Верные правительству наземные силы мощно продвинулись на полях сражений, отбрасывая уставших повстанцев практически на всех фронтах. Крупные участки турецкой границы теперь находятся под контролем Сирийской арабской армии, а вездесущие российские бомбардировщики продолжают наносить тяжёлые потери деморализованным антиправительственным повстанцам. Молниеносная атака в среду на стратегические города Нубл и Зараа была просто вишенкой на торте. Отважный манёвр отрезал основные пути поставок в Турцию, затянув военную петлю вокруг крупнейшего города страны и оставив сотни террористов зажатыми в котле без какой-либо возможности выхода.
Прошедшие две недели команда Обамы следила за развитием событий на местах с растущей тревогой. Вот почему Госсекретарь Джон Керри поторопился собрать дипломатическую миссию и провести срочные мирные переговоры в Женеве, несмотря на то, что различные участники даже не согласились там присутствовать. Ощущение срочности на грани паники было очевидно с самого начала. Никогда не было целью достичь переговорного урегулирования или почётного мира; (как отмечал журнал Foreign Policy) цель состояла в "широкой "заморозке" действий во всей провинции Алеппо, что затем можно было бы повторить в других регионах". Такова была реальная цель — прекратить кровопролитие любым способом и воспрепятствовать неизбежному окружению Алеппо.
Взятие Нубла и Зараа оставляет джихадистам лишь один маршрут поставок оружия, продовольствия и топлива в их городские цитадели. Когда верные правительству войска прорвут блокаду Баб аль Хава на северо-востоке, петля затянется, внешняя её граница усилится, котёл будет разбит на мелкие анклавы внутри города и террористы либо сдадутся, либо будут уничтожены. Триумф возглавляемой Россией коалиции стал признаком того, что, возможно, этот день приближается быстрее, чем предполагали.
Стоит отметить, что старший сотрудник института Брукинга Майкл O’Хэнлон — чей план состоял в "демонтаже" Сирии с использованием "умеренных элементов" для "создания автономных зон" — советовал Обаме и Керри не следовать неудачной логике нынешних мирных переговоров по Сирии, а воспользоваться моделью конфедерации и искать возможность подкупить как можно больше ключевых игроков и союзников. Иными словами, главный архитектор плана США по расколу Сирии на мелкие части (контролируемые местными полевыми командирами, боевиками и джихадистами) считал, что мирные переговоры были "обречены" с самого начала.
По словам O’Хэнлона, США необходимо привлечь "20 000 бойцов" с "правильной политической моделью для установления оккупации". Аналитик Брукинга говорит, что "любое прекращение огня, о котором мог бы договориться Керри... было бы построено на песке" просто потому, что "умеренные" силы, которые оно поддержит, оказались бы намного слабее и САА, и ИГИЛ. Это означает, что не было бы никакой возможности навязать окончательное соглашение, и не нашлось бы никакой армии, достаточно сильной для установления власти нового "единого" правительства.
Комментарий O’Хэнлона заставляет предположить, что западные элиты глубоко разделились по вопросу Сирии. Ястребы всё ещё проталкивают большую интервенцию, большее вовлечение США, ЕС и НАТО и американские и их союзников "наземные силы" для оккупации страны на неопределённо-длительное время. И наоборот, администрация Обамы хочет минимизировать своё участие, отчаянно пытаясь умиротворить критиков.
Это означает, что проблемы Сирии могут всплыть снова в любой момент, когда Обама уйдёт, а новый президент будет следовать более силовой стратегии. Большое количество влиятельных людей в правящей элите решительно настроены расчленить Сирию и поставить в Дамаске марионетку США. И это не изменится. Возглавляемая Россией коалиция имеет небольшое "окно", чтобы завершить операции, уничтожить террористов и восстановить безопасность по всей стране. Завершение войны как можно быстрее при создании безопасной обстановки, чтобы сирийские беженцы вернулись домой — вот лучший способ снизить угрозу эскалации и воспрепятствовать будущему авантюризму США. Но Путину надо действовать быстро, чтобы его план сработал.