Южный Кавказ находится в поле внимания не только крупных внерегиональных сил, но и государств из условного "второго эшелона" внешних акторов. В число этих государств в последние годы уверенно вошёл Израиль. Курс Тель-Авива на Южном Кавказе определяется целями формирования благоприятной для себя региональной среды на отдалённой от собственных границ точке конкуренции крупных внешних акторов, создания условий для нормальной работы свoих экспортно ориентированных компаний на местном рынке, развития еврейских общин в регионе, а также решения задачи сдерживания Ирана на южнокавказском направлении. Интерес Израиля к Южному Кавказу на предыдущих этапах не определялся в качестве повышенного и тем более приоритетного. Но в последние несколько лет ситуация изменилась, и Южный Кавказ (вместе с Центральной Азией) попали в фокус внимания израильской внешней политики. Достаточно сказать, что в 2008-2009 годах в структуре МИД Израиля появились профильные подразделения, ответственные за кавказский и среднеазиатский регион (1). С середины "нулевых" годов Израиль заметно активизировал свои отношения с Грузией и Азербайджаном. Израильский курс в регионе имеет опосредованный отношениями с Россией и противостоянием с Ираном характер. В первом случае, Тель-Авив вынужден постоянно соизмерять уровень и содержательность своих отношений с Тбилиси с фактором сложных российско-грузинских отношений. В связях же с Азербайджаном, на которые израильтяне после 2008 года сделали приоритетную ставку в регионе, превалирует фактор враждебного оппонирования Ирану, который рассматривается израильской стoроной как главная угроза существованию Еврейского государства. Август 2008 года стал условным рубежом в южнокавказском курсе Израиля. После эскалации в зоне югоосетинского конфликта, признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии и установления в российско-грузинских отношениях ситуации "ни войны, ни мира", Израилю пришлось переоценивать свои приоритеты в регионе. Выбор был сделан в пользу наиболее рационального решения, которым стало дистанцирование Тель-Авива и Тбилиси друг от друга с параллельным значительным укреплением российско-израильских отношений. Израильтяне свернули своё военное сотрудничество с грузинами по наболее чувствительным для россиян направлениям (прежде всего, поставка новейших типов беспилотников). Одновременно они повысили в отношениях с Москвой уровень доверительности во внешнеполитической сфере. На отрезке времени 2009-2010 годов интересы России и Израиля сошлись в том, что первая пошла навстречу известным пожеланиям своих израильских партнёров по сворачиванию поставок некоторых видов вооружений и военной техники (ВВТ) определённым странам Ближнего и Среднего Востока. В свою очередь, Израиль вывел свои отношения с Грузией из формата доверительного общения и тесного взамодействия по линии военно-технического сотрудничества (ВТС). Два последовавших после рубежа "08.08.08" года были отмечены интенсивными российско-израильскими контактами на высшем и высоком уровнях. По оценке израильских представителей в Москве, в те годы отношения двух государств переживали "ренессанс" (посол Израиля в Москве Анна Азaри, интервью "Российской газете", 29.04.2010). На официальном интернет-ресурсе внешнеполитического ведомства Израиля, в разделе, представляющем российско-израильские отношения, отмечено, что в ходе визита в Москву премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху 15-16 февраля 2010 года вновь был продемонстрирован интенсивный и интимный (дословно по тексту оригинала – прим. автора) характер российско-израильских отношений. Указанный там же достаточно внушительный объём двусторонних контактов, пришёлся именно на 2009-2010 годы. Примечательно, что участниками данных контактов часто упоминаются лица, ответственные за сферу национальной безопасности двух государств (2). С 2009 года Израиль пошёл на значительную перегруппировку своих ресурсов вовлечения и затрачиваемой дипломатической "энергии" с грузинского на азербайджанское направление. На это были объективные причины. Вопрос ядерной программы Ирана с годами наращивал чувство угрозы у израильтян, которые, в общем русле своей политики по сдерживанию Ирана, на южнокавказском направлении выбрали наиболее удобную для себя и наиболее конфронтационную к Ирану точку развития отношений. Связи Израиля с Азербайджаном после 2008 года пережили новый подъём. Что Израиль не сумел реализовать в отношениях с Грузией (в виду ограничительных факторов в контексте российско-грузинского оппонирования) было достигнуто в формате партнёрства с Азербайджаном, прежде всего в сфере ВТС. Отношения двух стран скреплены объёмным энергетическим сотрудничеством (торгово-экономический оборот за 2012 год составил более $4 млрд., в котором львиная доля приходится на энергетический блок), усилением гуманитарного звена в двусторонних связях с перекрёстным задействованием лоббистских групп и конкретных личностей двух стран, а также внушительной номенклатурой поставок израильских ВВТ Азербайджану. С августа 2008 года минуло почти 5 лет. Это достаточный срок для возможного инициирования Израилем пересмотра своих позиций на Южном Кавказе, их сверки с текущей динамикой и вероятными сценариями развития процессов. Приход к власти в Грузии правительства Иванишвили, которое задекларировало цель улучшения отношений с Россией, дал серьёзный повод Израилю подойти к предметному рассмотрению вопроса адаптации своего курса на Южном Кавказе к нынешним региональным реалиям. Москва уже не так чувствительна к контактам Тбилиси с внешним миром в условиях преодоления монопольного влияния Саакашвили на разработку и реализацию внешнеполитического курса республики. Момент может быть использован израильтянами в русле зондажа настроений нового грузинского руководства и возможных ответных реакций Москвы. Выяснить новые нюансы может помочь планируемый в текущем месяце визит грузинского премьера Иванишвили в Израиль. Подготовительная работа к визиту уже проделана (17-18 апреля Израиль посетил замминистра иностранных дел Грузии Джалагания) и теперь Тбилиси и Тель-Авив могут вступить в непосредственный контакт для выяснения приоритетов в двусторонних отношениях. По комментариям некоторых кавказских СМИ, сославшихся на информированные источники, в ходе визита Иванишвили могут быть подняты такие деликатные проблемы взаимоотношений, как возобновление сотрудничества в области обороны. От заметной активизации грузино-израильских контактов не отстаёт и азербайджанское направление южнокавказского курса еврейского государства. В прошлом месяце состоялся резонансный в азербайджанских и израильских СМИ визит министра иностранных дел Азербайджана в Израиль. Несмотря на плотный график контактов двух партнёров в последние годы, визит стал первым посещением главой азербайджанского внешнеполитического ведомства Израиля. Политический диалог Израиля с Азербайджаном находится на высоком уровне и включает формат постоянно проводимых внешнеполитических консультаций по широкому кругу ближневосточных и южнокавказских проблем. Мамедьяров был принят первыми лицами Израиля, провёл переговоры с представителями внешнеполитического и силового блока своего ближневосточного партнёра. Президент Израиля Шимон Перес охарактеризовал визит как исторический, и заявил, что Израиль видит в Азербайджане не только настоящего друга, но и союзника, отношения с которым уже давно вышли за пределы торгового обмена. В свою очередь, Мамедьяров поблагодарил президента Израиля "за постоянную поддержку азербайджанского руководства". В комментариях азербайджанских и израильских экспертов в привязке к визиту Мамедьярова отмечались антииранский фактор контактов двух стран, а также попытка Баку выйти на более доверительный уровень диалога с Тель-Авивом. Вопрос качественных подвижек в отношениях Израиля с Арменией продолжает находиться в региональном резерве израильтян. Они вновь настроены на рассмотрение этого резерва под преимущественным светом потенциального рычага давления на Турцию, необходимость задействования которого может со временем обрести актуальную значимость. Общая диспозиция Израиля в вопросе возможного сближения с Арменией не потеряла своих предыдущих основ. Более того, укрепление связей с Азербайджаном и нарастающее ощущение "экзистенциальной угрозы" с иранского направления диктуют Израилю соответствующие подходы. В этом можно было убедиться, когда в опосредованном режиме, через неофициальные каналы донесения своих приоритетов, Тель-Авив недавно оповестил Ереван о сохранении в актуальном состоянии следующего своего пожелания: армянам следует пересмотреть их тесные отношения с иранцами, если они ждут прогресса в связях с израильтянами. За последние месяцы в армяно-израильских отношениях, наиболее резонансным (и то с большими оговорками) событием, по всей видимости, стал визит в Ереван в августе прошлого года министра информации и диаспоры Израиля Юлия Эдельштейна. Израильский министр посетил Мемориал памяти жертв Геноцида армян. С марта текущего года Эдельштейн стал спикером Кнессета (парламента) Израиля и, наверное, это единственный мизерный результат в укреплении армянских позиций в израильской властной иерархии (в схожем позитивном для армянской стороны ключе можно оценивать факт назначения сторонника признания Израилем Геноцида армян Зеэва Элькина на пост замминистра иностранных дел). Если, конечно, не считать очередную попытку отдельных израильских парламентариев в апреле этого года инициировать обсуждения вопроса признания Кнессетом факта Геноцида армян в Турции. Важной отличительной особенностью израильской политики на Южном Кавказе является стремление не вторгаться в зону особых интересов России, которая продолжает быть наиболее влиятельной силой в регионе. Израиль также не намерен ставить под сомнение особые российско-армянские военнополитические связи и фактор военного присутствия России на армянской территории. По сравнению с другими конкурентами России на Южном Кавказе, Израиль проводит курс подчёркнутого учёта особых интересов России. Действия Израиля в отношениях с Грузией и Азербайджаном последние недели фиксируют настрой на активизацию, восстановление имевшей место в прошлом доверительности с Грузией и её наращивание в контактах с Азербайджаном. На нынешнем этапе сложился благоприятный фон для укрепления связей Азербайджана, Грузии и Израиля в двусторонних форматах, а также для потенциальных многосторонних связок с участием, например, Турции. Шаги по турецко-израильскому примирению сделали такую перспективу менее нежизнеспособной. Михаил Агаджанян - внешнеполитический аналитик (1) С. Маркедонов, Израильские интересы на Южном Кавказе, http://commonspace.eu/rus/blogs/, 22.03.2012. (2) В июне 2009 года решением правительства Израиля министр иностранных дел Авигдор Либерман был назначен председателем межминистерской группы по диалогу с Россией, в которую вошли также гендиректор МИД Израиля, глава внешней разведки "Моссад", глава Совета национальной безопасности Израиля и гендиректор министерства обороны. специально для kavkazoved.info |