Ольга Слободчикова, Русская служба Би-би-си 30 ноября 2012 г
Бурные дебаты в российском гуманитарном сообществе вызвало заявление ученого совета филологического факультета МГУ, который выступил с резкой критикой минобразования России, назвав "катастрофой" ситуацию с образованием в стране - в первую очередь гуманитарным. "Русская классическая литература более не выполняет роль культурного регулятора образовательного процесса", - говорится в заявлении 34 членов ученого совета, размещенном на официальном сайте факультета. Авторы документа обвиняют российские власти в том, что они "сознательно и целенаправленно" создавали нынешнюю ситуацию, в том числе из-за понимания, что общественным сознанием людей с низким уровнем образования проще управлять. В конце документа ученый совет заявляет о "неприятии политики разгрома российского гуманитарного образования", которую проводит минобразования, и призывает к широкой общественной дискуссии о деятельности этого ведомства. Эксперты разошлись в оценках заявления. В Высшей школе экономики, чью роль в реформе образования преподаватели МГУ подвергли критике, его оценили невысоко - назвали "интеллектуально беспомощной бумагой", наполненной ностальгией по советским временам. В свою очередь, член-корреспондент Российской академии образования Анатолий Абрамов согласен с тем, что образование в России деградирует быстрыми темпами. Международная организация Pearson во вторник включила Россию в двадцатку стран с лучшими системами образования, но отвела ей последнее место. Ранее группа учителей потребовала внести поправки в законопроект об образовании, в котором они увидели опасность коммерциализации и "смерти массового образования и науки". "Ощущение угрозы" Заявление "О реформе образования, ее итогах и перспективах" было единогласно принято ученым советом филологического факультета 22 ноября. В число претензий авторов документа к министерству образования входят сокращение часов литературы в школе, введение ЕГЭ, а также урезание бюджетных мест на гуманитарных специальностях в вузах. "Из сферы общественного сознания постепенно, но последовательно вытесняется представление о культурообразующей роли филологии, которая все чаще третируется как нечто незначительное и необязательное", - констатируют авторы заявления. Так, основной акцент в программе развития российского школьного образования до 2020 года будет сделан на математике, заявил недавно премьер-министр России Дмитрий Медведев. По его словам, это необходимо для создания высокотехнологичной экономики. При этом научный руководитель Института развития образования ВШЭ Исак Фрумин заявил Би-би-си, что несправедливо говорить о снижении интереса к гуманитарному образованию со стороны российского правительства. "Власти очень сильно озабочены духовным, нравственным воспитанием", - подчеркнул Фрумин. Гуманитарные дисциплины сохраняют важную роль в школьном образовании, но в вузах в последние два года действительно выделяется значительное дополнительные финансирование на инженерные и естественнонаучные специальности, отметила директор того же института Ирина Абанкина. "Из 28 национальных исследовательских университетов подавляющее большинство – это вузы технические и политехнические. Может быть, это вызвало у гуманитариев ощущение угрозы", - предположила Абанкина в интервью агентству "Росбалт". Неэффективные гуманитарии Ученый совет филологического факультета МГУ, напротив, считает, что уровень гуманитарного образования в школах резко понизился, а в отношении гуманитарных вузов власти придерживаются политики "прямой дискредитации". Одним из примеров такой политики ученый совет считает резонансный список неэффективных вузов, подготовленный министерством образования при участии Высшей школы экономики. Многие вузы, которые минобразования сочло неэффективными, действительно носят гуманитарную направленность. Так, в список попали Российский государственный гуманитарный университет, Литературный институт, Московский педагогический государственный университет, главный архитектурный вуз России - МАРХИ и другие. При этом МАРХИ и Литературный институт позже были исключены из списка. В заявлении ученый совет называет критерии оценки эффективности вузов, разработанные ВШЭ, "анекдотически неадекватными". "Если признается, что она (экспертиза) дает неверные результата в одних случаях, то откуда уверенность в том, что в других случаях она адекватна?", - задаются вопросом авторы документа. Представитель ВШЭ Исак Фрумин в разговоре с Русской службой Би-би-си согласился с тем, что результаты рейтинга были "несбалансированными". При этом, по его словам, вузам, которые попали в список неэффективных, все равно есть о чем беспокоиться. "Мне представляется, что вся эта процедура рейтинга, которая, замечу, не привела к закрытию ни одного вуза, она взбудоражила нашу вузовскую общественность и заставила впервые посмотреть на себя критически", - отметил Фрумин. В свою очередь в МГУ считают, что статус неэффективного вуза в первую очередь приносит урон репутации. С этой позицией в интервью Би-би-си согласился член-корреспондент РАО Александр Абрамов, заявив, что "когда поставлены ложные критерии, получается ложный результат". Неграмотность - следствие ЕГЭ? Преподаватели МГУ отмечают, что в последние годы университету пришлось ввести курс "Русский язык и культура речи" на негуманитарных факультетах, поскольку студенты испытывают огромные трудности с написанием текстов, а порой просто неграмотны. По мнению авторов заявления, главная причина этого - Единый госэкзамен (ЕГЭ) по русскому языку, заменивший сочинение. Следствиями введения ЕГЭ руководство филфака также считает сокращение часов литературы в средней школе (в настоящее время их должно быть, как минимум, два) и инициативу объединить русский язык и литературу в один предмет в старших классах, предложенную в новом государственном стандарте. По замыслу законодателей, ЕГЭ должен был решить проблему коррупции и уравнять в возможностях школьников из различных регионов страны. Вместе с тем, многие высказывали опасения, что отказ от сочинения негативно скажется на умении школьников выражать свои мысли. Президент России Владимир Путин в начале ноября пообещал "поговорить" с минобразования о возможности увеличить часы литературы в школе - после того как его об этом попросила вдова писателя Александра Солженицына. Изменение часов - это еще не признак невнимания к предмету, считает Фрумин. "Тут очень важно понимать: даже если у нас будет восемь часов литературы в школе, если учителя не смогут привить интерес к чтению, это будут потерянные часы", - сказал эксперт. Фрумин не согласен и с тем, что с введением ЕГЭ напрямую связана неграмотность. По его словам, эта проблема характерна для молодого поколения по всему миру из-за изменений в языковой среде, в которой растут дети, а не из-за нехватки образования. Уровень владения родным языком отличается от наблюдавшегося несколько десятилетий назад, поскольку изменился контингент студентов, добавил представитель ВШЭ. "В позднее советское время в высшие учебные заведения поступало примерно 20% выпускников школ, это были лучшие, - отметил Фрумин. - Сегодня в вузы поступает 85% выпускников школ. Можно ли было ожидать, что их показатели не снизятся? Конечно же, нет". При этом, как утверждают в МГУ, проблема владения русским языком среди студентов настолько серьезна, что в будущем могут потребоваться курсы ликвидации неграмотности, как в 1920-е годы. "Вернуть, как было" Руководство филологического факультета потребовало предать гласности данные, которые позволят обществу "оценить эффективность деятельности министерства образования за последние 20 лет и уровень нанесенного им ущерба". "Это национальная катастрофа, чреватая сломом механизмов исторической преемственности и прерыванием самой национальной культурной традиции", - говорится в заявлении факультета. В Институте развития образования ВШЭ заявление филологов МГУ назвали "интеллектуально беспомощной бумагой", наполненной ностальгией по советским временам. "Его единственный тезис - надо все вернуть как было, - заявил Фрумин Би-би-си. - Обсуждать проблему гуманитарного образования с людьми, которые просто против любых изменений, - бессмысленно. Это должны быть разговоры специалистов, а не призывы к широкой публике с криками "все пропало", только потому что что-то изменилось". В свою очередь, в заявлении преподавателей МГУ ВШЭ назван "подконтрольным и хорошо финансируемым вузом", специально созданным для выдвижения программы реформ, выгодных правительству. Член-корреспондент РАО Анатолий Абрамов согласился с тем, что у министерства образования нет долгосрочной политики, а гуманитарное образование находится в "очень тяжелом состоянии". "У нас сейчас происходит ускоренная деградация образования, по объективным причинам: все-таки 20 лет потрясений, и по субъективным - из-за безумной политики министерства, которое ставит псевдоцели, вместо того чтобы заниматься конкретной работой", - заявил академик. Москва: около 400 студентов РГТЭУ участвуют в забастовке 18 декабря 2012 г. Студенты Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ) объявили забастовку в знак протеста против реорганизации вуза. В здании вуза находятся около 400 человек. Руководство РГТЭУ не намерено выгонять бастующих студентов из здания, но призывает их к порядку. Московская полиция также предупредила студентов и преподавателей вуза о недопустимости нарушений общественного порядка, при этом заявив, что "не будет вмешиваться во внутренние дела учебного учреждения". Неназванный представитель ректората вуза рассказал РИА Новости о причинах забастовки. "На основании того, что университет признан неэффективным, нас собираются реорганизовывать. А реорганизация - это фактически гибель вуза, поэтому студенты протестуют", - заявил агентству представитель руководства вуза. "Забастовка начинается в 6 часов вечера, она у нас бессрочная. Мы не будем мешать учебному процессу, но каждый вечер будем собираться в университете до тех пор, пока нас не услышат", - сообщил во вторник Интерфаксу член студенческого совета вуза Альберт Зарипов. В ноябре большой резонанс в российском обществе вызвала публикация списка неэффективных вузов, подготовленного министерством образования при участии Высшей школы экономики. |