Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Подполье сообщило о массовом перемещении техники НАТО в Польше
Армения законопроектом о ЕС начала выход из ЕАЭС, заявил Оверчук
Индонезия вступила в БРИКС в качестве полноправного члена
С Новым Годом!
Главная страница » Репортажи » Просмотр
Версия для печати
Бесконечная урбанизация?
02.04.12 12:11 Экономика и Финансы
("Challenges", Франция)
Иван Митин

Урбанизация - не только небоскребы и цифры статистики 

Урбанизация это важнейший и широко обсуждаемый процесс в современном мире. В 2008 году городские жители впервые составили половину всего населения нашей планеты. В 2011 году численность городского населения достигла 51%, и, конечно же, этот рост будет неудержимо продолжаться.

Проблема в том, что количественный подход к вопросам урбанизации далеко не единственный из числа возможных. Сельский образ жизни во многих больших и малых городах глобального Юга это та тема, которая вызывает оживленные дискуссии. В то же время, такое явление как распространение городов по всему миру приводит к тому, что считающиеся официально пригородами и сельской местностью районы начинают все больше походить на городское пространство.

Развитые государства и развивающиеся нации становятся урбанистическими по-разному, и статистика будет не в состоянии наглядно показать изменения в городской жизни мира, если эти изменения будут рассматриваться без качественного анализа современной урбанизации. Чтобы выяснить, какова урбанизация сегодня, нам надо сосредоточиться не только на показателях численности городского населения, но и на городском образе жизни, а также на изменениях в городских общинах.

Город меняет его городское пространство 

Я утверждаю, что одним из самых важных понятий для характеристики городских изменений является городское пространство. Пространство в последние десятилетия стало важной темой в социологии и философии, а термин "пространственный поворот" (spatial turn) получил широкое признание. Городское пространство как некая сложная реальность это нечто, отличающее городское от сельского. Однако пространство, как оно видится современным географам и теоретикам-урбанистам (таким как Анри Лефевр (Henri Lefebvre) и Эдвард Соджа (Edward Soja), это не просто сумма материальных ландшафтов.

Ученые различают как минимум три типа пространства: "реальное" пространство (это физическое пространство, включающее здания, дороги и прочие материальные объекты), "воображаемое" пространство (задуманное человеком и конструируемое в наших умах) и "реальное-и-воображаемое" пространство (проживаемое пространство представлений или "третье пространство", как его называет Эдвард Соджа). Теоретики-урбанисты стараются сосредоточиться на этом третьем пространстве как на пространстве, в котором живут и которым пользуются местные жители.

Смысл в том, чтобы вернуться к качественному видению современной урбанизации через понятие проживаемого (lived) пространства. Как отмечает признанный французский урбанист Лефевр, каждое общество создает свое собственное пространство, и пространство нашего общества полностью урбанизировано. Несмотря на то, что урбанизация далека от завершения, Лефевр в своей книге "The Urban Revolution" (Урбанистическая революция) утверждает, что современное общество является "урбанистическим обществом"  в плане того пространства, которое оно создает. Городское пространство отличается от двух других типов пространства (сельское и промышленное), которые выделяет Лефевр.

Так что же такого особого в городском пространстве? И кто им владеет

Городское пространство определяется как дифференцированное, противопоставленное однородности и рациональному единству предыдущих видов пространства в промышленных городах. Это пространство противоречивое, поскольку оно многоярусно, многоголосо и многопроживаемо. Такие различия в пространстве тесно связаны с различиями в обществах, его населяющих. Городское пространство проявляется в виде интертекста, гипертекста, палимпсеста (текст, написанный на месте прежнего - прим. перев.) сосуществующих взаимных ссылок множественных значений, которые овладевают одним и тем же пространственно-временным местом-моментом. 

Здесь возникает вопрос огромной значимости, и заключается он в следующем: это противоречивое городское пространство - оно чье? 

Промышленное пространство и промышленные города на всем протяжении XX века описывали в рамках власти и государственного порядка. Это было "абстрактное пространство" государственной власти над людьми, которые были в нем чужими. Геополитические представления о мире, широко обсуждавшиеся в XX-м веке, в основном брали свое начало в немецкой, а позднее в англо-американской геополитической традиции. И все они связаны с принадлежащими государству и с им же управляемыми образами пространства и времени, которые формировали облик мира как минимум на протяжении столетия. 

Дифференциальное урбанистическое пространство, это напротив, пространство, создаваемое местным населением, которое само является в нем участником. Это может быть пространство демократии, создаваемое и управляемое населяющими его людьми. Описываемое Лефевром "право на город" это право городских жителей на участие и на владение.

Это мы, местные жители, преодолеваем разграничения и таким образом (вос)производим городское пространство своим человеческим потенциалом, который не поддается государственному контролю. Это тот момент, который делает городское пространство разнообразным и противоречивым - это уже не пространство государства и не пространство власти.

Как пространство меняет механизмы государственного управления и общественные движения: некоторые примеры со всего мира

Примеры городского действия во вновь созданном и признанном городском пространстве (как оно определено выше) хорошо известны во всем мире. Наиболее знаменитыми случаями являются "арабская весна" и движение "Захвати Уолл-стрит"

Протесты в Польше и Чехии против соглашения по борьбе с контрафактной продукцией (ACTA), а также российское протестное движение, связанное с парламентскими выборами 2011 года и президентскими выборами 2012 года, и опротестовавшее их как серьезно сфальсифицированные, это самые известные восточноевропейские примеры городского пространства / общества в действии. 

Однако российские события, уже получившие название "снежная революция", это далеко не единственный  признак урбанистической революции в России.

Два года назад один мой друг, философ и издатель из Санкт-Петербурга, сказал мне, что в воздухе пахнет протестом. Я тогда возразил ему, сказав, что никакого протеста не чувствую. Но я чувствовал, что городское пространство появляется снизу. Это было пространство "Архнадзора" - московского движения, борющегося за сохранение архитектурного наследия города против навязываемой фальшивой реконструкции исторических зданий в российской столице. Другим примером стала борьба в Санкт-Петербурге против строительства небоскреба "Охта центр" прямо напротив городских исторических достопримечательностей. Это также была гражданская инициатива по борьбе с лесными пожарами силами добровольцев летом 2010 года. 

И наконец, урбанистическая революция проявляется не только в демократических выступлениях и гражданских инициативах. Розничная торговля в крупных городах с конца 1990-х годов влияет на их пространство заметнее и сильнее, чем городские власти. Именно в ответ на такую ситуацию в России появилось местное продовольственное движение, выступающее за наличие на прилавках крупных городов экологически чистых, выращиваемых на органике российских продуктов питания. 

Крупномасштабная (зачастую нелегальная) миграция в Москву работников из Центральной Азии привела к тому, что эти люди создают собственное пространство, которое незаметно для местных жителей.

И существует бесконечное множество таких скрытых, а затем внезапно появляющихся то здесь, то там пространств. 

Это бесконечная урбанизация, которая сегодня без устали воспроизводит сама себя. Это урбанизация, формирующая облик мира, который становится полностью городским. Как это ни парадоксально, мы далеки от понимания такой урбанизации (поскольку она бесконечно полифонична), несмотря на  то, что все мы живем в этой среде.

Оригинал публикации: Endless urbanity?

 

Xaoc02.04.12 14:03
Есть еще скрытая от статистики урбанизация. Я например прописан в деревне а живу в основном в городе. И многие деревенские жители снимают квартиры и работают в городах. Так что все гораздо круче упомянутых 51%.
ti-robot02.04.12 21:08
А я прописан в городе, но адресом является частный дом с участком, баней и гаражом в 4 минутах от проходной завода. Такая вом у меня урбанизация...
Николай03.04.12 11:29
Урбанизация населения - очень интересная тема. Я в ней вижу одну из коренных причин всех тех процессов, которые шли в 20-м веке в нашей стране. Именно резкий рост производительности труда в сельском хозяйстве, который стал возможен благодаря двигателю внутреннего сгорания, привел к тому, что сельское население стало сильно избыточным. Первая волна выходцев из деревни захлестнувшая города и породившая "пролетариат" (а кто это были такие очень красочно описывает, например, Гиляровский в пятой главе - Обреченные вот этой книги ссылка стала движущей силой первой русской революцией 1905-1917 годов (как пушечное мясо, конечно, идеологи были иные, но это не столь важно). Именно оторваные от своей среды люди, плохо ориентирующиеся еще в городском пространстве стали той легко манипулируемой базой, которая обеспечила революцию кадрами. Более того, основная масса рядового революционного "персонала" (агитаторы, зачинщики) пришло из западных провинций Империи (Польша, Прибалтика), которые имели, на тот момент, более развитое производство. Именно поэтому очень интересен их национальный состав - очень многие из них были выходцами из еврейских местечек вынужденые искать работу в городах.

Далее, после кровавой бани гражданской войны, именно поток сельского населения обеспечил качественый рывок в развитии советской промышленности. Он стал, на долгие годы, источником дешевой и очень сильно мотивированной на работу силы. Мотивация была не столько денежной, сколько "зацепиться за любую работу в городе". При повальной бедности (по воспоминаниям одного моего знакомого, до 1940 года, чтобы купить себе выходной костюм, нужно было копить год на него деньги), город в лучшую сторону отличался от деревни по условиям жизни благодаря государственной ставке на индустриализацию. Этот источник стал базой для развития промышленности, благодаря ему мы обладаем атомной энергетикой и космическими технологиями. И источник не иссякал почти до конца 1980-х годов. Оцените масштабы этого потока: в 1930-е численность городского населения росла на 10% в год! А в 1960-е был пикмиграции в абсолютных цифрах: городское население увеличивалось на 1 миллион в год. В 1990-е наоборот, наблюдался спад городского населения. ссылка

Именно в 1980-е возникли демографические предпосылки для второй за тот век революции: приток населения в города ослабевал, та движущая сила, что толкала первую и вторую индустриальные революции (30-40х и 60-70х годов) начала иссякать. Тут проблема именно в падении мотивации (точнее в относительном количестве людей, которые за "работу в городе" были готовы терпеть обучение и первоначальные низкие жилищные условия), которая сказалась на падении производительности труда в РСФСР и во всем Союзе. Это, наряду с перекосами плановой экономики, было экономической проблемой Союза. Но назревала еще несколько проблем.

Первая - Союз того времени был "заточен" на мобилизационно-индустриальный способ развития. Его законы и устройство приспособлены именно к такому способу ведения хозяйства. Но именно снижение потока сельского населения не позволяло дальше мобилизовывать население на работу в том же объеме. Плюс урбанизация превносила в экономику все большую долю услуг, которые плохо поддавались планированию. Плюс городское население стало требовать повышения материального вознаграждения за свой труд ("зажрались"). Как управлять таким населением (более образованым, хуже ведущимся на лозунги, настроеным все более нелояльно из-за стабилизации уровня жизни) закостенелое руководство просто не знало.

Вторая - с повышением плотности населения в обществе стали все более востребованы законы. При преимущественно-сельском населении юриспуденция мало востребована. Для нашего населения, живущего преимущественно в лесной зоне - "Тайга-закон, волк-прокурор". Да и для сельской общины суды не так уж и важны - все решается на уровне обычаев. Даже лучшая, на свое время, конституция 1937 года, стала недостаточно объемной и решающей все проблемы. Именно тогда горожане стали задумыватся, а где взять пример законов жизни для такого уровня урбанизации? И стали заглядыватся на Запад, с его традиционно высокой урбанизацией. По моему мнению, именно это стало одной из основных причин "западопоклонничества" на тот момент. Помните - оно было массовым! Понятно, что не очень высокое качество массового отечественного исторического образования, заваленного штампами, не позволило нашим горожанам адекватно воспринять западную картинку жизни (мы только сейчас понимаем, какой ценой доставалась их городская идилия). Плюс уже ушло массовое поколение, которое помнило все прелести капитализма. Вот и новое, очень инфантильное, городское образованое население стало новым массовым классом, ставшем дровами новой революции (идеологами ее конечно были не они - а те кто хотел пожизненно зафиксировать свое привелегированное положение на всех уровнях советского неравенства). Они хотели перемен. Хотели жить по "западным" законам с советскими льготами. И легко велись на лозунги о "правовом государстве".

А получилось совсем наоборот - назад к личным огородам в 1990-е.

Теперь перенесемся в наши времена. Пережив два десятилетия падения и подьема, общество наконец-то созрело до состояния когда оно готово решать не только личные экономические проблемы, но и брать на себя часть самоуправления по западному образцу. Хотя и далеко не все, но готовы. Как-то объединяется. Посмотрите, например, вот этот репортаж ссылка

Основные протестующие это те, кто хотят сказать - мы готовы объеденятся. Но пока их опять собирают под чужими лозунгами, направляя их энергию в разрушительное русло :( Но то, что мы начинаем адаптироватся под современный уровень урбанизации уже радует. Да и форма государства достаточно удобна для дальнейшего ее повышения.

Кстати, в контексте повышения уровня урбанизации, действующий президент-юрист - не случайная фигура, а инструмент повышения качества юридического обеспечения растущей плотности населения.

solidasarockstar06.04.12 15:00
Ну да, Великая Французская революция, буржуазные революции в Нидерландах и Англии наверное тоже от урбанизации... Любая революция решает только вопрос о власти, но никак сам город не может вызвать к жизни протест если для этого нет объективных причин. Городская среда - лишь относительно новая упаковка для народного протеста, само собой протестные настроения проще реализовать при большой скученности, нежели на территориях с редким населением
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» С Новым Годом!
» Ловушка классической семьи
» Сирийские перспективы
» Какая классовая борьба настоящая, и может ли рабочий класс быть субъектом классовой борьбы?
» Система Джемаля
» Пятница,13-е
» Прокси-война России и мира Запада: кому это выгодно экономически?
» Война на Кандалакшском направлении 1941-1944, Сборник документов с немецко-финской стороны

 Новостивсе статьи rss

» Число банкротств в Германии обновило десятилетний максимум
» Действующий президент Хорватии провозгласил победу на выборах
» Партия "Альтернатива для Германии" создает новую молодежную организацию
» Геополитический шторм: жители Гренландии не хотят в США — Financia
» Швеция направит три корабля и самолет для защиты подводной инфраструктуры
» Словацкой делегации не разрешили пролететь в Россию через Польшу
» Косиняк-Камыш: Поляки устали от поведения украинцев
» Делегаты АдГ отказались осуждать Россию за СВО

 Репортаживсе статьи rss

» ИИ вместо пилота, дуэль истребителей, опасные маневры: летчик-испытатель Сергей Богдан рассказал "РГ" о нюансах профессии и современных самолетах
» Японский историк написал книгу о геноциде в Донбассе
» "Короли неба" встают в строй: За счет чего российский истребитель Су-57 превосходит всех западных конкурентов
» Спад в китайско-индийских отношениях из-за новых территориальных и водных споров
» Луна должна подешеветь
» Технологический порыв: главные изобретения 2024 года
» Встать в строй: как в 2024 году усилился ВМФ РФ
» Кто придумал Новый год: история и традиции праздника

 Комментариивсе статьи rss

» Эстония и Финляндия хотят бороться с российским «теневым флотом»
» Пакт Шакалиене-Писториуса и другие военные приготовления Литвы
» Нельзя взять и “запретить” разговоры о стойкости России к санкциям
» Алиев потребовал разоружения Армении: мирный договор неуклонно отдаляется
» Политический кризис в Канаде. Что пишут СМИ
» Армения тщетно ищет нового гаранта безопасности: «Терпите, мы на вашей стороне»
» «Битва гигантов» за каналы: Нужны ли они России, если есть Северный морской путь?
» Как Белоусов меняет российскую военную машину

 Аналитикавсе статьи rss

» Мир на краю ловушки ликвидности
» Минутка преодоления трудностей
» «Избавиться от морока либерализма»: Какую победу может одержать российский учитель?
» Китай впервые за 14 лет поддержит свою экономику
» Инфляция в РФ в ноябре составила 1,43%, годовая ускорилась до 8,88%
» США передали Украине 847 ракет Patriot на 3,26 миллиарда долларов
» Эффект бумеранга. Volkswagen может пасть жертвой русофобской политики Евросоюза
» Молдавии придется выплатить долг "Газпрому", чтобы не остаться без газа
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"