International Herald Leader, Китай Хай Тао и Лян Цзя "Несмотря на то, что работы по постройке "Ши Лан" (новое название переоборудованного "Варяга" — прим. пер.) ведутся уже многие годы, долгое время не было никого, кто мог бы чётко определить планы Китая по его использованию. Некоторые полагают, что на данном корабле будут проходить тренировку первые поколения экипажей самолётов и судовых команд авианосцев. Возможно это не так. Люди, реально знающие о каких-либо планах по использованию "Ши Лана" молчат. Всё что нам остаётся — наблюдать и строить догадки."
Так писала в 24 ноября 2010 года американская "Дейли мэйл" (так в тексте — прим .пер.), а упомянутый в статье авианосец "Ши Лан" и является тем самым "Варягом", стоящим в настоящий момент у стенки причала в порту Далянь. 4 марта 2002 года полностью демонтированный "Варяг" покинул своё место в украинском порту Николаев на Чёрном море и отправился в далёкий Китай. Первоначально он был куплен по цене 20 млн. долларов одной фирмой из Макао, которая намеревалась переоборудовать его в увеселительное заведение, по примеру стоящего в настоящее время на швартовах в Шеньчжене авианосца "Минск".
На протяжении всего времени "Варяг" являлся точкой пристального внимания государственных и зарубежных СМИ. Вслед за появлением и распространением в Интернете всё большего количества фотографий из неофициальных источников, свидетельствующих о переоборудовании "Варяга", догадки внешнего мира о его судьбе становились всё более определёнными.
Однако окончательным аргументом, поставившим последнюю точку над "i", явились опубликованные 6 апреля и имеющие официальный статус фотографии "Варяга", опубликованные агентством Синьхуа, увенчанные заголовком "В скором времени состоится отправка в поход огромного корабля — воплощения 70-летней мечты всех китайцев о собственном авианосце", который был прочитан и понят за рубежом как несколько неуклюжее заявление Китая о скором выходе авианосца в океан. В последнее время некоторые СМИ делают попытки получить подтверждение этой новости у представителей пресс-службы китайского МИДа, однако те ни подтверждают, ни опровергают её.
После периода проявленного интереса, бесконечных догадок и ожиданий как будто никто уже не сомневается в том, что после полного ремонта обновлённый "Варяг" станет первым авианосцем в составе китайского военно-морского флота.
Однако встаёт вопрос, а для чего он нужен? Сможет ли "бывший в употреблении" авианосец поддержать китайские ВМС дальней зоны? По какому пути развития своих авианесущих сил пойдёт Китай? Все эти вопросы становятся новыми темами для дискуссий.
Станет ли 2011 год первым годом китайской авианосной эры?
"Разобрать этот авианосец на металлолом было бы преступлением", — такими словами охарактеризовал ситуацию в октябре 1997 года временно исполняющий обязанности премьер-министра Украины Василий Пустовойтенко во время своей инспекционной поездки на черноморский судостроительный завод в Николаеве, родине "Варяга".
В 1985 году на черноморских верфях в Николаеве был заложен советский авианосец "Рига", и в то время ещё никто не мог знать, что его будущее будет связано с Китаем. В 1990 году "Рига" была переименована в "Варяга", а в 1993 году, в соответствии с соглашением о разделе черноморского флота между Россией и Украиной, авианосец достался последней. В 1995 году законченный на 68% "Варяг" официально вышел из состава российского ВМФ, а в 1999-м, через 14 лет с момента закладки, 11 лет после спуска на воду и 8 лет простояв на приколе, весь в пятнах ржавчины "Варяг" начал своё трудное путешествие в Китай.
После долгих 2-ух летних переговоров 1 ноября 2001 года "Варяг" прошёл пролив Босфор, а уже 3 ноября вошёл в Эгейское море, где попал в сильный шторм и сел на мель в районе греческих островов Северные Спорады. 11 декабря он миновал мыс Доброй Надежды. 5 февраля 2002 года "Варяг" достиг Маллакского пролива, после чего вошёл в китайские воды Южно-Китайского моря. Через 627 дней и ночей, 4 марта 2002 года, "Варяг" окончил своё путешествие и встал у причала в конечной точке назначения — китайском порту Далянь.
В то время по поводу судьбы "Варяга" всё ещё строились всевозможные предположения. Будет ли он переоборудован в развлекательный центр, как это случилось с авианосцем "Киев", просто ли будет разобран на части или ему найдут ещё какое применение — слухи ходили самые разные.
С 2002 по 2005 год большая группа китайских инженеров и техников проводила полномасштабное обследование корабля. Одновременно с этим производился последовательный ремонт и приведение в порядок жилых и рабочих помещений, двигательной установки, силового оборудования, находящегося в недрах корабля. После решения проблемы с получением технологий производства используемых при постройке авианосцев специальных сталей, в 2005 году "Варяг" был поставлен на профилактику в сухой док. Через год был завершён первоначальный этап работ по обновлению палубы, антикоррозийной обработки корпуса и надстроек, а также новой окраски корабля. В последующие несколько лет велась чёткая и слаженная работа по переоборудованию "Варяга".
На фотографиях, распространённых через сеть "Цзюньши" ("Военное дело" — прим. пер.) можно увидеть постоянный рост строительных лесов вокруг корпуса корабля, большое количество рабочих, таинственные контейнера, традиционную для китайского ВМФ серо-голубую окраску корабля. После сообщений о появлении одна за другой авианосных тренировочных баз в таких местах как Ухань и остров Хулудао внешний мир убедился в том, что будущее военное предназначение "Варяга" не вызывает никаких сомнений. В 2011 году инженерные работы на корабле вошли в свою завершающую стадию — большинство оборудования уже было установлено на свои места, также на снимках можно чётко разглядеть установку радара с фазированной решёткой "шип-айленд". В некоторых СМИ даже распространяются слухи, что днём пробного "выхода в свет" "Варяга" станет 1 июля (дата образования КПК — прим. пер.), и 2011 год станет первым годом китайской авианосной эры.
Однако, независимо от того, когда именно "Варяг" отправится в своё первое плавание, именно Китай годится на роль "нового-старого владыки океанов", что, надеемся, заставит испытать большую радость и удовлетворение конструкторов и создателей "Варяга" из бывшего Советского Союза.
Были ли разногласия по поводу закупки и использования "подержанного товара"
Достоверно известно, что китайские компании купили за рубежом 4 старых авианосца. Кроме упомянутого выше "Варяга" это стоящий на приколе в Тяньцзине "Киев" и находящийся в Шеньчжене "Минск", которые были переоборудованы в надводные развлекательные комплексы. Также Китай владеет австралийским авианосцем "Мельбурн".
Состояние и возможности "Варяга" на этом фоне выглядят очень хорошо, строго говоря, он и не может быть назван "подержанным авианосцем" просто потому, что не был в своё время закончен и спущен на воду, однако с момента его закупки споры вокруг него не прекращаются ни на минуту.
Первый вопрос — это вопрос капиталовложений. Покупка по тем временам за 20 млн. долларов авианосца 4-го поколения, даже хотя бы его "коробки", с точки зрения цены — это очень хорошая сделка. Однако превращение "Варяга" в авианосец, обладающий реальной боевой силой — дело чрезвычайно затратное, как с точки зрения времени, так и с точки зрения необходимости гигантских инженерных усилий, практически не менее сложное, чем постройка нового авианосца, но при этом несущее в себе огромный технологический риск.
Делать колоссальные вложения в находящийся в "аховом" состоянии "подержанный авианосец" советского периода или же сконцентрировать усилия на разработке и создании "с нуля" нового типа авианосца, отвечающего всем требованиям современных,"умных" морских войн — вот тот вопрос, по которому наблюдались наибольшие расхождения между военными учреждениями и организациями, имеющими отношение к данной теме.
Второй вопрос заключался в том, что украинская сторона демонтировала перед продажей всё ключевое оборудование, вплоть до энергетической установки и силовых кабелей, а по слухам, и взорвала несколько внутренних отсеков корабля, что нанесло серьёзный ущерб остойчивости и безопасности корабля. Даже после укрепления и восстановления всего этого необходимо будет делать большую скидку на прочность и живучесть "Варяга".
Тем временем западные СМИ оказались в сложном положении. С одной стороны продолжая раскрашивать под предлогом "Варяга" яркими красками "китайскую военную угрозу", с другой стороны им необходимо было бы занимать пассивную позицию по поводу переоборудования корабля, пытаясь влиять тем самым на как на общественное мнение внутри Китая, так и на его стратегические планы.
К примеру, слова основателя канадского издания "Kanwa International Center" Пинкэфу о том, что Китай по-прежнему пытается копировать "Варяг", разработанный в СССР в 70-е годы прошлого века, являются слишком малопонятными, так как полемика по поводу изъянов авианосцев данного проекта идёт в России уже на протяжении 20 лет и в следующем поколении российских авианосцев конструкторские решения, заложенные в "Варяге" использоваться не будут.
Некоторые западные деятели выражают опасения по поводу рисков, связанных с реконструкцией "Варяга" и "советуют" Китаю не спешить с постройкой авианосцев. "Военный эксперт по Китаю" Томас Кейн из Университета Хала полагает, что строительство авианосцев любого водоизмещения несёт с собой определённые риски, как, например, невозможность создания эффективной боевой АУГ поддержки, закупки необходимого для неё электронного оборудования и другие.
Однако, вслед за всё большим количеством распространяемых в Интернете снимков переоборудования "Варяга", зарубежное общественное мнение начало гадать о будущем использовании "Варяга" после его спуска на воду. Некоторые иностранные специалисты считают, что "Варяг" станет плавучим тренировочным центром, на котором будут проходить подготовку китайские лётчики.
Дорога великой авианосной державы начинается с переделки
Совершенно очевидно, что некоторые иностранные обозреватели видят только одну сторону медали. В тени чрезвычайно затратного переоборудования "Варяга" остаётся такой момент, как воплощение мыслей и надежд китайского ВМФ постараться развивать авианосный флот гармонично, то есть "хорошо и стабильно".
Военные специалисты полагают, что уже можно увидеть главные задачи "Варяга" после завершения его реконструкции и ввода в строй — это тренировка экипажей самолётов авианосной авиации, отработка боевых систем контроля и управления и отработка ведения боевых действий в составе авианесущей группировки (АУГ). Это необходимый поворотный пункт в процессе модернизации китайского военного флота. Кроме того, самое ценное заключается в том, что на примере переоборудования "Варяга" можно воспитать и закалить многочисленный инженерно-технический персонал, который будет использован при постройке отечественных авианосцев в будущем, а также накопить инженерные навыки и технологии в таких областях, как специальные стали для авианосцев, сверхбольшие котлы военного назначение, турбиностроение, пароводяное оборудование, катапульты и другое посадочное оборудование и прочее и прочее. Все эти наработки являются теми вещами, которые невозможно купить за деньги.
В действительности же, окидывая взором мировую историю развития великих морских держав, можно заметить, что и США и Великобритания также начинали с переоборудования кораблей под авианосцы. В 1912 году Министерство флота Великобритании отдало приказ о переделке лёгкого крейсера "Сильный духом" (перевод с иероглифики, английского названия не нашёл — прим .пер.) под авианесущий корабль, способный принимать самолёты морской авиации. Взлётная полоса для них располагалась на носу корабля, посадочная — на корме. По окончании работ по реконструкции на корабле было проведено множество тренировочных взлётов и посадок, после чего он стал надёжной базой для развития английского авианосного флота. В 1920 году американский крупнотоннажный "угольщик" "Jupiter" зашёл в ворота судостроительного завода в Норфолке, где в течение 2-ух лет был переоборудован в первый авианосец ВМФ США "Langley" (CV1). Таким образом, дорога Китая, проходящая через переделку "Варяга" не является чем-то недостойным.
Военные эксперты положительно утверждают, что после масштабной перестройки "Варяг" станет для китайского ВМФ громадной экспериментальной платформой для испытаний нового оборудования, электронных систем, систем вооружений и авиационной техники морского базирования. Говоря об авианосце, как об огромной интегрированной суперсистеме вооружений, необходимо заметить, что постоянная отладка и апробирование этой системы является особенно важной. Приведём пример Франции, где по причине расхождений проектных и фактических требований на авианосце "Де Голль", базировавшимся на нём самолётам-разведчикам не хватало пространства для успешного взлёта и посадки, в результате чего корабль вынужденно был отправлен обратно на верфь, где ему нарастили недостающие 4 метра палубы.
Итак, сможет ли "Варяг" с его водоизмещением 60 тыс. тонн, "подпрыгивающей" палубой и обычной силовой установкой стать моделью-прообразом первого китайского отечественного авианосца? Боюсь, что ответа на этот вопрос не надо ждать до его входа в строй, так как окончательное решение может быть принято только после проверки. Однако, по просочившейся от некоторых военных экспертов информации, специфическая модель "заимствовать- исследовать-освоить-сделать", по которой работает китайская военная промышленность, без сомнения проявит себя и в процессе развития авианосного флота.
Обозреватели полагают, что в области морской авиации, систем управления и командования авианосцами, формирования АУГ, взращивания кадров флот КНР делает пока ещё только первые шаги. Для того, чтобы сформировать из авианосца настоящую боевую силу необходимо овладеть возможностями обороны и нападения как в ближней акватории, так и в дальней зоне, на что понадобится не менее 10 лет. Ответственность велика и если "Варяг" вступит в строй, то на этом пути в будущем его ждёт множество непростых испытаний. |