Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Рост энергорынка, конкуренция, роль БРИКС: Путин выступил на РЭН
СВР России: Есть новые факты о причастности англосаксов к подрыву «Северных потоков»
Путин предложил уточнить условия применения ядерного оружия
Мишустин озвучил прогнозы по росту доходов и расходов бюджета
Главная страница » Репортажи » Просмотр
Версия для печати
"Молния" в погоне за будущим
03.02.11 14:16 Армия, ВПК, спецслужбы
На фронтах войны за будущее американского истребителя пятого поколения F-35 продолжаются вялотекущие стычки. Добившись определенных успехов в Турции и на Дальнем Востоке, Вашингтон решился на рискованный шаг: продвинуть самолет в Индию. Этому, казалось бы, способствует снятие эмбарго на поставки вооружений Дели, но готова ли южноазиатская держава принять столь щедрое предложение?

Отмена санкций в США по военно-техническому сотрудничеству в отношении ряда крупных компаний и ведомств Республики Индия задает новый тон в отношениях между ней и Соединенными Штатами. Индийский оружейный рынок настолько привлекателен, что за право отщипнуть кусок от столь вкусного пирога уже не первый год сражаются ведущие военно-промышленные корпорации Европы, России и Израиля. Теперь к ним присоединяется американский ОПК, что резко обострит конкуренцию и позволит индийцам требовать для себя более интересных условий по технологическому трансферу и локализации производства.

Однако в некоторых вопросах время уже упущено. По целому ряду направлений американцам придется очень жестко "бодаться", в частности, с российской "оборонкой", которая фактически утратив мощный рынок сбыта в Китае, совершенно не намерена отдавать конкурентам Индию. Одним из таких направлений является участие Дели в разработке истребителя пятого поколения – в программе FGFA, реализуемой при сотрудничестве с фирмой "Сухой" на базе перспективной платформы Т-50 для будущего российского самолета ПАК ФА.

Опоздавших просьба не суетиться

Соединенные Штаты готовы пойти навстречу в вопросе включения Индии в международную партнерскую часть программы JSF – создания истребителя пятого поколения F-35 Lightning ("Молния") II. Заместитель министра обороны США Эштон Картер, отвечающий в Пентагоне за закупки, сообщил об этом прессе в Вашингтоне. Дели, по словам Картера, может либо присоединиться к общей программе разработки, либо просто закупить готовые машины для своих ВВС.

При этом Картер, правда, ушел от ответа на вопрос, в какой степени Вашингтон готов передавать Индии критические технологии, связанные с истребителем пятого поколения. Это касается не только ноу-хау в конструкции собственно самолета, но и целого ряда решений в части технологической подготовки производства, например роботизированной системы сборки.

Дальше Картер сделал весьма неуклюжий ход в отношении открытого конкурса MMRCA, в рамках которого Индия планирует закупить 126 средних многоцелевых истребителей. В крайне плотном пелотоне участников (французский Dassault Rafale, общеевропейский Eurofighter Typhoon, шведский JAS-39NG Gripen, российский МиГ-35 и американские F/A-18E/F Super Hornet и F-16IN Super Viper) представитель Пентагона безошибочно выделил "лучшие предложения" по цене и качеству передаваемых технологий. Сюрприза не произошло: имелись в виду заявки "Боинга" и "Локхида".

Ответ на такой "пробный шар" носил вполне предсказуемый характер. На днях высокопоставленный источник в Министерстве обороны Индии сообщил газете Times of India: "Мы не можем себе позволить два типа истребителей по программе FGFA". Собеседник пояснил, что предварительное соглашение по совместным работам над будущим индийским истребителем пятого поколения уже подписано с Россией месяц назад.

Здесь куда интереснее не сам факт отказа, а та проектная градуировка, которую демонстрирует индийская сторона. Абстрактная идея закупки американской техники была довольно четко преломлена в контексте обеих открытых программ обновления истребительной авиации: FGFA и MMRCA. Ответ индийцев читается однозначно: в конкурсе MMRCA "Молниям" делать нечего, а в FGFA они, увы, опоздали. Специально же заводить новое направление развития под столь щедрое предложение Вашингтона в Дели пока не намерены, на что довольно откровенно и намекнули.

Мнение же американцев о качестве своих истребителей, представленных на конкурс MMRCA, в Индии вежливо проигнорировали. Это, кстати, может свидетельствовать и о том, что Дели всерьез рассматривает американские заявки. Во всяком случае два самолета из представленных на конкурс имеют задел по локализации будущего производства двигателей. Российские РД-33 третьей серии с увеличенным ресурсом для семейства МиГ-29 уже выпускаются в Индии. Дополнительно закуплены образцы РД-33МК, на которых может устанавливаться сопло с отклоняемым вектором тяги, такие двигатели как раз используются на МиГ-35. А соглашение по промышленной сборке двигателей GE F414 (устанавливаемых на "Суперхорнеты") было подписано в ходе недавнего визита в Дели президента Обамы.

Позиционные бои за перспективы

На других направлениях экспортные перспективы F-35 выглядят несколько лучше. Недавно пришло несколько сообщений, подтверждающих выполнение зарубежными партнерами обязательств в реализации программы JSF.

Турция, до того участвовавшая в JSF на достаточно размыто сформулированных условиях, конкретизировала свои запросы. Анкара заверила: она готова приобрести машины F-35, уточнив в соглашении, что речь идет о 116 самолетах. Кроме того, пакетом с ними будут закуплены еще три десятка истребителей F-16C/D block 50.

Япония, обеспокоенная военным усилением Китая, подписала с США "неоглашаемый" протокол, касающийся роли Токио в программе JSF. Как отмечают ряд наблюдателей, это может означать, что F-35 получит решающее преимущество в конкурсе F-X по отбору будущего истребителя для японских ВВС. Около 50 новых машин должны будут заменить самолеты F-4EJ Phantom II, находящиеся на вооружении сил самообороны Страны восходящего солнца с 1973 года.

Ранее японские дипломатические источники сообщали, что американские "Молнии" рассматривались как один из возможных вариантов. Продукция авиастроения США и ранее пользовалась приоритетом в закупочной политике военного ведомства Японии. Токио выражал заинтересованность в приобретении гипотетической экспортной версии истребителя F-22 Raptor, однако в данный момент эти самолеты принципиально не поставляются за рубеж. Теперь, по-видимому, выбор будет окончательно сделан в пользу другого конкретного образца пятого поколения, испытывающего проблемы с попаданием в заявленный график экспортных контрактов.

Ситуация на внешнем рынке для "Лайтнингов" складывается неприятная, но вполне переносимая. Конечно, индийские оборонные заказы по пятому поколению – потенциально одно из самых интересных направлений, однако ситуация на нем уже сложилась не в пользу Вашингтона.

Когда американская машина будет наконец доведена до ума и в плане технических недочетов, и в смысле не вполне адекватной себестоимости, она сможет занять заметное место на мировом рынке современной авиации. Вопрос лишь в том, сколько времени, нервов и возможностей упустит в процессе этой доводки американский авиапром.

Кирилл Белов
 

ti-robot03.02.11 16:59

Когда американская машина будет наконец доведена до ума ... в смысле не вполне адекватной себестоимости

Никогда.

Войны не будет, а в мирное время США не умеет делать хорошие и одновременно дешевые машины.

legat_UR03.02.11 19:15

Ну ... предварительно стало хорошо известно, что проэкт 35-го пиндоса завершился полным провалом и снятием со своих должностей всех ведущих разработчиков. Уже около года под маркой F-35 идёт истеричная и лихорадочная работа по разработке практически абсолютно нового самолёта в сврхсжатые сроки. Эта истерика была спровоцирована показом нашего полуфабриката ПАК-ФА. Когда увидят полноценный вариант - Пиндостану мало не покажется. Они из всех сил сейчас пытаются перебить уже паказанные нашими технические параметры. И как я понимаю из непрерывной теребни и истерии по этой теме - у них не фига не выходит. Именно по этой причине с таким занудством жуют тему. Плакальщество в глубоких корнях каталикозного воспитания. И с этим им уже ничего не поделать. Ибо это основа кающейся натуры ...

ps. ХАЛВА, Ф-35, ХАЛВА,!!!!!!!!!!!!! ...

Alpha03.02.11 19:19
Низкая цена - преимущество весьма спорное, тем более в мирное время... :)
Иногда преимуществом будет как раз высокая цена.
Scolar04.02.11 01:48
В принципе, в закупке "летающих утюгов" F-35 японцами, турками и др., есть даже некоторый плюс, потому что при этом будет поддержан неэффективный разработчик, вместо того чтобы быть заменённым.
ti-robot04.02.11 08:19

2 Alpha

Низкая цена - преимущество весьма спорное, тем более в мирное время... :)
Иногда преимуществом будет как раз высокая цена.

Вот и Гитлеру впаривали то же самое. И остался он под конец войны с вундер-Маусом в 2х экземплярах и кучей брошенных проектов.

А мог бы спокойно клепать четверку в немерянных количествах по немецким меркам.

То же и с самолетами. Что они там в рейхе не наизобретали, вот только летали на Ме-109, и на тех денег не хватало, все искали супероружие.

2 legat_UR

Когда увидят полноценный вариант - Пиндостану мало не покажется. Они из всех сил сейчас пытаются перебить уже паказанные нашими технические параметры. И как я понимаю из непрерывной теребни и истерии по этой теме - у них не фига не выходит.

Не может дешевый самолет с одним двигателем перебить полноценный истребитель с парой моторов.

Все еще интереснее. США хочет впарить союзникам и заказчикам Ф-35, а себе оставляет Ф-22, из которого получается отличный перехватчик в стиле МиГ-25, но на современном уровне - возник в небе, нахлобучил, растворился вдали. А в качестве палубника есть Ф-18, который получит двигатель уровня Ф-35 и худо-бедно еще лет 10 полетает.

ti-robot04.02.11 10:22

2 wwsokolov

А какой смысл США воевать с Россией, Индией или Китаем?

А остальных будут давить потихоньку.

mcf04.02.11 11:02
Скажите спецы, давно интересовало, а зачем нужны все эти навороты типа сверхманевренности и отклоняемого вектора тяги, если сражение в воздухе происходит когда самолеты на расстоянии 200-300 км друг от друга. Увидели на радаре цели, отстрелялись, вернулись на базу. А ракеты такие, что выстрелил и забыл ибо цель считается поражена.
ti-robot04.02.11 11:29

2 mcf

Это Вам надо Булата почитать, у него подробно про 5е поколение расписано - ссылка

Опять же, от ракеты легче уйти, когда самолет 9 же держит, стелс - чтобы тебя с 300 км не срисовали, с сверхзвук - чтоб быстрее добраться до зоны действия

slw006804.02.11 12:39
> mcf
Скажите спецы, давно интересовало, а зачем нужны все эти навороты типа сверхманевренности и отклоняемого вектора тяги, если сражение в воздухе происходит когда самолеты на расстоянии 200-300 км друг от друга. Увидели на радаре цели, отстрелялись, вернулись на базу. А ракеты такие, что выстрелил и забыл ибо цель считается поражена.
Это идеология самолетов 3-го поколения. Во Вьетнаме была опровергнута. Выяснилось, что на фоне земли ни хрена не видно и дистанция боя сильно меньше теоретической. Вот и была скорость принесена в жертву маневрености в истребителях 4-го поколения.

Гораздо интереснее расшифровка термина ПАК. Это авиакомплекс. Т.е. характеристики самого самолета становятся вторичными по отношению к возможности самолета действовать в кооперации с другими средствами. В качестве ближайшей аналогии можно вспомнить, как немцы в 41-ом на своих картонных танках уделывали РККА. Чисто за счет связи и взаимодействия подразделений.

Вот и возникает вопрос имеено о взаимодействии данного самолета с пехотой.
grabozeba07.02.11 17:53
Нужно отдать должное америкосам. Продавать своё "барахло" за такие деньги - это сильно. Вот бы нам торговать нашим лучшим оружием по "рыночным", типа, ценам...
iDesperado07.02.11 18:24
> mcf
Скажите спецы, давно интересовало, а зачем нужны все эти навороты типа сверхманевренности и отклоняемого вектора тяги, если сражение в воздухе происходит когда самолеты на расстоянии 200-300 км друг от друга. Увидели на радаре цели, отстрелялись, вернулись на базу. А ракеты такие, что выстрелил и забыл ибо цель считается поражена.
например потому, что даже последнее поколение аим-120 при всем желании на 200-300 км не улетит, а это самое дальнобойное что тягает ф-22. в ираке не рекомендовали пулять аим-120 далее чем с 60 км, при этом реальная вероятность поражения на 60 км в ираке и югославии была мизерна. с учетом РЭБ и маневреностью тяжелого истребителя сбить его аим-120 практически не реально. у тяжелых истребителей практически 100% все сведется к ближнему бою.
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Система Джемаля
» Пятница,13-е
» Прокси-война России и мира Запада: кому это выгодно экономически?
» Война на Кандалакшском направлении 1941-1944, Сборник документов с немецко-финской стороны
» Что является капиталом венчурного инвестора
» О категории «снятие» у Гегеля и в диалектическом материализме
» С Днём Победы!
» Квантовые вычисления - красная ртуть XXI века

 Новостивсе статьи rss

» Командующий армии Ирана заявил о подготовке ответа на гибель лидера "Хезболлы"
» За мужество и героизм: военкору Поддубному присвоено звания Героя России
» Серию диверсий на энергообъектах Ингушетии предотвратила ФСБ
» Американские вооружения Тайваню не помогут — МИД КНР
» В Генштабе рассказали, как будет проходить осенний призыв
» Российские войска освободили Нелеповку в ДНР
» Ученые из Приморья взяли новые пробы после сбросов воды с "Фукусимы"
» "Хезболла" опровергла сообщения о назначениях после гибели Насруллы

 Репортаживсе статьи rss

» "Росатом" доказал, что его не сдержать
» Что получила Россия «в закрома» после присоединения Крыма и четырех новых регионов?
» Катар — один из важнейших региональных партнеров России: интервью с послом Догадкиным
» В эпоху "великого вымирания" на Земле погибло 90% всего живого. Еще одна свежая гипотеза раскрывает тайну этой катастроф
» Железные леди: как женщины Евразии объединились для решения глобальных задач
» Историк рассказал о крушении польского государства в сентябре 1939 года
» Российские алмазы обложили санкциями. После этого мировой ювелирный рынок начал рушиться
» Многовекторный Вьетнам

 Комментариивсе статьи rss

» Танки «Абрамс» потерпели фиаско на Украине, а новые разработки этих монстров вызывают лишь усмешки
» Boeing в зоне турбулентности. Почему летать на самолетах компании, чей бренд был синонимом безопасности, стало слишком рискованно
» На ГА ООН Лавров углубился в обсуждение конфликтов на Ближнем Востоке
» Экспорт поддержат нацпроектом за 620 млрд рублей
» Победа России на Украине изменит Совбез ООН
» Одержимость Запада периодом 1930-х годов искажает его представления о сегодняшних угрозах. Трамп и Путин не "Гитлеры"
» Какие новые возможности для экономики открывает ограничение экспорта стратегического сырья
» Федор Лукьянов: ООН в современном виде - слепок ушедшей эпохи

 Аналитикавсе статьи rss

» Цена мирового господства: в США размышляют о тотальной милитаризации на несколько поколений вперёд Источник:
» Как развиваются межконтинентальные ракеты КНР
» Cовременная «наука» о международной политике может крайне мало дать её пониманию, и слава Богу
» Цена мирового господства: в США размышляют о тотальной милитаризации на несколько поколений вперёд
» О старых заветах Маккиндера и пользе вспоминания основ геополитики
» Дмитрий Некрасов, экономист. О состоянии российской экономики и искажаемой СМИ реальности
» "Ситуация в экономике складывается лучше ожиданий": Эксперты - об обновленном макроэкономическом прогнозе Минэка до 2027 года
» Геополитика Эрдогана: как Турция намерена доминировать на Черном море
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"