“The American Conservative”, США - 23 августа 2010 г.
"Mossad in America"
Утверждения израильского правительства о том, что оно не шпионит за Соединёнными Штатами, предназначены для СМИ и публики. Но реальность такова, что израильские спецслужбы интенсивно шпионят за Соединёнными Штатами, особенно стремясь получить военные и гражданские технологии двойного назначения. Среди стран, считающихся дружественными Вашингтону, Израиль опережает всех остальных в своём активном шпионаже, направленном на американские компании и министерство обороны.
Он также доминирует в двух коммерческих секторах, что даёт ему возможность распространять его деятельность на внутреннюю американскую инфраструктуру: авиалинии и безопасность средств дальней связи. Израиль, как считают, имеет возможность следить почти за всеми записями телефонных разговоров в Соединённых Штатах, в то время как многочисленные израильские компании, отвечающие за безопасность авиасообщения, действуют как местные резидентуры "Моссада".
По мере обострения напряжённости в отношениях с Ираном источники в сообществе контрразведки сообщают, что израильские агенты стали более агрессивно нацеливаться на мусульман, живущих в Соединённых Штатах, и также более агрессивно действовать против критиков. В ФБР поступил ряд жалоб о сотрудниках "Моссада", которые вступали в контакт с лидерами в арабо-американских общинах и обманным путём выдавали себя за "американскую разведку". Это делается для того, чтобы повысить вероятность сотрудничества объекта, так как мало кто из мусульман стал бы помогать израильтянам. Это называется операцией "под ложным флагом".
Сотрудники "Моссада" пытались завербовать американских арабов в качестве осведомителей, готовых информировать о своих коллегах и соседях. Подходы, имевшие место в Нью-Йорке и Нью-Джерси, осуществлялись, по сообщениям, топорно, вызвав подозрения у объектов операции. Эти американские арабы отказались сотрудничать, а о некоторых контактах было со временем сообщено в ФБР, которое установило, что по крайней мере два сотрудника "Моссада", как ни странно, являются израильскими арабами, действующими из израильского постоянного представительства в ООН в Нью-Йорке под прикрытием помощников консула.
Другой странный случай: к выжившему во время нападения на корабль ВМС США "Liberty" Филу Турнею недавно в Калифорнии подошёл иностранец, назвавший себя представителем израильского правительства. Израильтянин провоцировал Турнея и угрожал ему и журналисту Марку Гленну, который писал об этой истории с военным кораблём "Liberty". Израильтянин подошёл к Турнею в вестибюле гостиницы, и не совсем понятно, каким образом он смог опознать Турнея. Но он точно знал, кем был Турней, так как данный представитель упомянул "Liberty", сказав, что люди, погибшие на борту корабля, получили по заслугам. У этого инцидента было несколько свидетелей, включая жену Турнея. Об угрозах было сообщено в ФБР, которое проводит расследование, но Турней и Гленн считают, что Бюро не считает инцидент серьёзным.
Источники в ФБР указывают, что усиление активности "Моссада" - это значительная проблема, особенно когда израильтяне выдают себя за представителей американского правительства, но они также отмечают, что они мало что могут сделать, чтобы прекратить это, так как министерство юстиции отказывается предпринимать какие-либо карательные меры или уголовное преследование сотрудников "Моссада", которые, как было установлено, замешаны в незаконной деятельности.
В другом продолжающемся деле об израильском шпионаже Стюарт Нозетт, по-видимому, будет со временем освобождён, так как его дело медленно движется через суды округа Колумбия. Нозетт, исследователь в аэрокосмической области, имевший доступ к секретной работе и крайне засекреченной информации, предложил продать секретные материалы человеку, который якобы был сотрудником "Моссада", но оказался сотрудником ФБР. Нозетт находится в тюрьме с октября месяца, однако теперь ему предоставили дополнительную 90-дневную отсрочку, чтобы его адвокаты могли ознакомиться с документами государственного обвинения, многие из которых являются секретными. Если Нозетт потребует, чтобы его защита использовала секретную информацию, его дело, вероятно, будет развиваться по примеру суда над шпионами из AIPAC (Американо-израильский комитет по общественным связям - одна из самых влиятельных израильских лоббистских организаций в США, прим. перев.) Стива Розена и Кита Вайссмана, сроки которого переносили девять раз, и которых в конце концов оправдали в апреле 2009 года, когда прокуроры решили, что они не могут выиграть дело, не нанеся значительного ущерба национальной безопасности. Через месяц после того, как Розен и Вайссман были освобождены, Бен-Ами Кадиш, признавшийся в том, что он передавал Израилю информацию, составлявшую военную тайну, когда он работал инженером в Пикатинском арсенале в Нью-Джерси, вышел свободным из манхэттенского суда, заплатив денежный штраф. Он не отбывал срок в тюрьме и продолжает получать солидную пенсию министерства обороны.
Ведущие СМИ периодически сообщали о суде над Розеном и Вайссманом, но практически никак не освещали историю с Бен-Ами Кадишем, и ещё меньше - дело Нозетта. Сравните это с недавними сообщениями прессы о русских шпионах, которые, по общему мнению, почти ничего не делали и не получили никакой секретной информации. Трудно не придти заключению, что шпионить в пользу Израиля можно без особых последствий.
Филип Джиралди - бывший сотрудник ЦРУ и исполнительный директор Совета национального интереса. Его рубрика "Глубокий контекст" ежемесячно эксклюзивно выходит на страницах журнала "The American Conservative".