Затыкая утечку из Африки. Парадигма развития и теневой отток капитала Автор: Карли Курцио Иностранные программы помощи продолжают вливать средства в то, что кажется подобным африканскому бездонному ведру. Незаконные финансовые потоки из Африки вдвое превышают объём иностранной помощи этому региону. Согласно отчёту исследовательского центра Global Financial Integrity, между 1970 и 2008 годами незаконные потоки из Африки составили, по меньшей мере, 854 миллиарда долларов США и могли достигать суммы в 1,8 триллиона, если принять во внимание недостающие данные из определённых стран, а также другие пути незаконного вывода, не охваченные отчётом. Несмотря на то, что 1,8 триллиона долларов — это уже невероятный объём незаконно вывезенных средств, в реальности сумма может быть ещё больше. Сумма вырастает, если мы принимаем во внимание неподотчётные деньги, полученные за счёт контрабанды, нарушения прав интеллектуальной собственности, торговли наркотиками и другими контрабандными товарами, работорговли, проституции и иной незаконной деятельности. Незаконные потоки — это постоянная и деструктивная проблема в африканских странах. В отчёте Global Financial Integrity показано, что незаконные суммы с континента продолжали увеличиваться каждое десятилетие начиная c 1970-х, в среднем на 12% в год. В действительности, Африка — чистый кредитор мира: она "возвращает" миру посредством незаконного вывоза капитала, по меньшей мере, вдвое, а в некоторых регионах — втрое больше, чем те средства, которые она получает в качестве внешней помощи. Таким образом, не удивительно, что эта ошеломляющая потеря капитала серьёзно, десятилетие за десятилетием, препятствует усилиям Африки по уменьшению бедности и экономическому развитию. Соучастие банков Интерпретации "утечки капитала" в рамках традиционной политики действительно разумно объясняют ослабляющее воздействие денег, покидающих эти страны — денег, в которых эти страны отчаянно нуждаются, чтобы выстроить экономический и политический фундаменты. Но этот устаревший подход не отражает то, что в развитом мире банковские учреждения облегчают поглощение незаконных средств. Незаконные потоки нужно сократить путём двустороннего подхода, который признает, что как развивающиеся, так и развитые страны должны играть свою роль в решении проблемы. С одной стороны, в развивающихся странах, таких, как страны Африки, в настоящее время не хватает управления и прозрачности, чтобы эффективно регулировать и контролировать эти потоки. Но с другой стороны, в равной степени виновны и власти — в основном, развитых стран и их западных банковских учреждений — которые не только беспрепятственно поглощают эти незаконные финансовые потоки, но и в действительности выпрашивают их посредством банковских услуг "частного инвестирования". Развивающимся рынкам нужно реализовывать здоровую экономическую политику и улучшать управление. Но развитым странам также нужно принять необходимые меры для того, чтобы финансовые институты, которые поглощают эти потоки, работали более прозрачно и под более строгим надзором. В то время как люди, направляющие незаконные финансовые потоки, могут отличаться от страны к стране, общая прозрачность глобальной финансовой системы значительно бы сократила все формы утечек, делая более сложным для налоговых мошенников и других коррупционеров процесс выкачивания средств из страны. Если бы ошеломляющая сумма в 854 миллиарда долларов, которая, по оценкам, утекла из Африки, осталась в этом регионе, то её бы хватило не только для того, чтобы погасить значительный общий внешний долг Африки в районе 250 миллиардов долларов США (данные декабря 2008 года), но также она бы обеспечила примерно 600 миллиардов долларов США для уменьшения бедности и для экономического роста. Помощь, предоставляемая для развития Африки, не будет эффективной до тех пор, пока этот незаконный отток будет продолжать расти. Основная часть утечки незаконного капитала с континента приходится на долю стран к югу от Сахары, при этом наибольший отток регистрируется в странах Западной и Центральной Африки. Пять стран с наибольшими потерями - это: Нигерия (240,7 млрд. долл.), Египет (131,3 млрд. долл.), ЮАР (76,4 млрд. долл.), Марокко (41,0 млрд. долл.) и Алжир (35,1 млрд. долл.). По оценкам, в период с 1970 по 2008 годы Африка теряла около 29 миллиардов долларов в год, при этом на долю стран к югу от Сахары приходилось 22 миллиарда долларов. В среднем, страны вроде Алжира, которые экспортируют нефть, теряли почти 10 миллиардов долларов капитала в год, значительно опередив группу стран, экспортирующих нетопливные аграрно-сырьевые товары, которые теряли 2,5 миллиарда долларов в год. В действительности, эти цифры показывают, что большая часть богатства, генерируемого экспортирующими нефть африканскими странами, не "просачивается вниз" в достаточной мере, чтобы приносить пользу народу страны. В развивающихся странах, которые либо не проводят настоящие экономические реформы и не реализуют лучшее правительство, либо неспособны это сделать, экономический рост предоставляет больше возможностей отдельным личностям для того, чтобы накопить нелегальное богатство и перевести его за границу. В периоды, когда незаконные потоки ускорялись, росли цены на нефть, а также возможности для торговли по неправильной цене. В действительности, часто использовались два метода для выкачивания денег с официальных и подотчётных торговых площадок — занижение или завышение цены для экспорта или импорта, соответственно. Исправляя нерабочую модель Текущая парадигма развития не работает. Уровень нищеты остаётся неизменным или даже растёт, а такие страны, как Сомали, Судан и Зимбабве продолжают выживать как несостоявшиеся государства. На самом деле, политический и экономический фундаменты, которые, как правило, лежат в основе стабильных и процветающих стран, в большинстве африканских стран отсутствуют. В соответствии с Целями развития тысячелетия ООН, для их достижения необходимо 348 миллиардов долларов к 2010 году и 529 миллиардов долларов к 2015 году. Если незаконные финансовые потоки не будут сокращены, Африка и её доноры будут не способны достичь этих целей. Необходимо принять меры в области политики, чтобы воздействовать на факторы, лежащие в основе незаконных утечек капитала, а также убедить Большую двадцатку в необходимости большей прозрачности и более плотного надзора над международными банками и оффшорными финансовыми центрами, которые поглощают эти средства. Исследовательский центр Global Financial Integrity недавно начал кампанию "G20 прозрачность", чтобы позволить людям во всём мире начать действовать по проблеме незаконных финансовых потоков. Когда участники G20 встретятся в Канаде в июне этого года, проблема должна быть первой в повестке дня. Реформа этой теневой финансовой системы посредством большей прозрачности — в интересах не только африканских стран, которые стремятся к экономическому росту, но также и в интересах развитых стран. Сокращение незаконных потоков позволило бы улучшить эффективность помощи и помогло бы перевести африканские страны с зависимости от помощи на путь устойчивого экономического развития. Аналитик FPIF Карли Курцио — младший экономист исследовательского центра Global Financial Integrity, программы Центра Международной Политики. |