Победа: докеры из Международного союза береговых и портовых рабочих блокировали разгрузку израильского судна в порту Окленда 24 часа.
Блокада!
Через три недели после кровопролитного нападения на Флотилию свободы докеры из Международного союза береговых и портовых рабочих (ILWU) на 24 часа задержали на пристани Сан-Франциско разгрузку судна израильской компании Zim Lines, Союз докеров Швеции начал недельную блокаду израильских судов и грузов, докеры в порту Кохина в Индии отказались разгружать израильское грузовое судно, а турецкий союз докеров Liman-Is заявил, что его члены отказываются обслуживать любой израильский груз.
Окленд
В пять утра воскресенья 20 июня 800 профсоюзных рабочих и активистов движения солидарности с Палестиной в Сан-Франциско направились маршем к терминалу 57-58 SSA (Stevedoring Services of America — сервис портовых грузчиков Америки — прим. пер.) в порту Окленда, где ожидался "Zim Shenzhen". Компания Zim Lines — ведущий израильский морской грузоперевозчик. Судно отплыло из Хайфы и до прибытия в Окленд побывало в Пирросе, Ливорно, Генуе, Таррагоне, Галифаксе, Нью-Йорке, Саванне, Кингстоне, на Панамском канале и в Лос-Анджелесе.
Когда береговые рабочие явились на дневную смену, массовая демонстрация была уже во всех четырёх воротах терминала, люди скандировали "Свободу, свободу Палестине, не пересекайте линию нашего пикета...", "Нападение на одного — нападение на всех, разрушим стену апартеида", "Снимем осаду, откроем ворота, Израиль — террористическое государство". Пока члены профсоюза общались с водителями, пикеты сели перед машинами. Рабочие советы Сан-Франциско и графства Аламеда, приняв собственные резолюции, созвали сотни членов профсоюза в поддержку демонстрации, проводившейся совместно Комитетом трудовых коллективов и Движением солидарности с палестинским народом. Это был беспрецедентный пример силы локальных и региональных подразделений AFL-CIO (The American Federation of Labor and Congress of Industrial Organizations — Американская федерация труда и Конгресс промышленных организаций, самая большая федерация профсоюзов в США — прим. пер.), аффилированных союзов и вставших с ними рядом членов пропалестинского движения и американо-арабских активистов.
Караван в Газу (Флотилия свободы) был организован Полем Ларудэ из Сан-Франциско (Paul Larudee), и среди отплывших на нём были жители Портового района. Теперь все вместе пришли на совместную акцию, организованную всего за две недели. Локальные организации 10 и 34 (служащих) — это боевые секции Международного союза береговых и портовых рабочих. Он включает в себя работников не только портов, но и многих других индустриальных секторов Западного побережья США и Гавайев. Основа нынешнего Союза была создана в 1934 году и с тех пор ILWU прошёл через бесчисленное множество баталий за права работников, дискуссий в доках, акций профессиональной солидарности, борьбы с расизмом (значительную часть портовых рабочих в США составляют цветные и выходцы из иммигрантов). Союз принимал резолюции, характеризующие израильскую агрессию против палестинцев как "поддерживаемый государством терроризм" и 1 мая 2008 года остановил работу всех портов на Западном побережье в знак протеста против войны в Ираке.
Законы о труде в США, такие как Акт Тафта-Хартли (Taft-Hartley Act), запрещают профсоюзам проводить акции солидарности. Береговые рабочие Окленда прибыли на дневную смену, но отказались переходить линию пикетов на основании заботы о "здоровье и безопасности". Представители компании Pacific Maritime Association (РМА), в интересах SSA, немедленно обратились в арбитраж - инстанцию первичного реагирования на трудовые конфликты - надеясь, что он обяжет рабочих немедленно приступить к работе. Арбитраж предложил РМА обратиться в полицию, с тем чтобы она, в интересах безопасности рабочих, проложила им дорогу в доки силой. Профсоюз оспорил это предложение, заявив, что оклендская полиция представляет собой угрозу рабочим и демонстрантам.
В 2003 году, когда США напали на Ирак, полиция Окленда применила так называемые "нелетальные средства" против портовых рабочих и антивоенных демонстрантов, многих из которых в результате госпитализировали. В 2010 году арбитраж признал обоснованность опасений профсоюза. Рабочие были отправлены по домам с сохранением жалованья за время простоя, хотя компания отказалась выполнить это решение арбитража, не выплатив ничего и оставив вопрос открытым для продолжения разбирательств.
"Zim Shenzhen" отплыл из Лос-Анджелеса в 2:30 дня в субботу и ожидался в Сан-Франциско не ранее чем через 18 часов плюс 2 часа до дока. Систему навигации корабля отключили от национальной GPS, оставив демонстрантов гадать, когда именно прибудет судно. Но ввиду того, что несколько сотен демонстрантов маршировали уже в 5 утра и их количество увеличилось ближе к полудню до 800 человек, администрация компании решила блокировать разгрузку до 6 вечера. Затем РМА осознала, что скоро придёт вечерняя смена докеров и арбитраж может принять аналогичное решение и в их адрес, поэтому смирилась и отказалась вызывать рабочих на работу. Пришедшее судно замерло у причала нетронутым. Победа была достигнута благодаря раннему приходу протестующих, воспрепятствовавших проходу рабочих и клерков в доки.
Это был первый случай бойкота рабочими израильского судна в США, где сионизм влияет на линию поведения профсоюзов не меньше, чем на политиков. "Нападение на одного - нападение на всех" — это лозунг ILWU. Это также лозунг южноафриканских рабочих. Акция против "Zim" была воспринята как эхо акции против апартеида 1984 года, когда рабочие отказывались разгружать сталь и уголь из Южной Африки 11 дней и работодателям пришлось прибегнуть к федеральному вмешательству. Это подтвердил в интервью во время пикета один из руководителей 10-й секции ILWU Кларенс Томас: "Это исторический случай. Все помнят акцию жителей и рабочих у 10-го пирса Сан-Франциско в 1984 году, когда пикетировали "Nedlloyd Kimberley"".
Один из организаторов той акции, Ховард Кейлор, ныне вышедший на пенсию член 10-й секции, рассказывает, что она была результатом более чем десятилетней просветительской работы среди рабочих об ужасах апартеида. "Правящий южноафриканский режим арестовал и судил по обвинению, которое могло повлечь смертный приговор, руководство профсоюза чёрных шахтёров. Я призвал секцию не обслуживать следующее грузовое судно из ЮАР. Мужество портовых рабочих проявилось в том, что они не побоялись переступить через Закон Тафта-Хартли и свои контракты, и это обеспечило успех акции".
Кларенс Томас объяснял текущую стратегию: "Людям в Газе не хватает еды, они не могут восстанавливать разрушенное жильё — поставки строительных материалов туда запрещены. Им даже жвачку нельзя жевать! Добиться того, чтобы Израиль и США поняли, что так продолжаться не может — можно через коммерцию и торговлю. Потому как Израиль очень трепетно к этим сферам относится. Движение против апартеида в 1984 году имело три слогана: Бойкоты, Санкции и Разоблачение".
Джек Хэймэн, ещё один представитель исполнительного комитета 10-й секции: "Раз рабочие не перешли линию пикета, значит, не будет разгрузки израильского судна. Это отзовётся эхом в Норвегии, Швеции, ЮАР, по всему миру. Я думаю, люди начинают понимать, что израильское правительство должно услышать громкое и ясное выражение неприятия их несправедливой политики по отношению к палестинскому народу и увидеть, что может пострадать из-за последствий. Это не обычное дело, чтобы убийства совершать, как в этот раз".
Монадель Херзаллах, представитель Совета участников Арабо-Американского союза, резюмировал: "Это поворотный пункт, особо ценно для нас то, что члены профсоюза не пошли через линию пикета. Мы надеемся, что это будет иметь всемирный резонанс. Рабочие советы Аламеды и Сан-Франциско, призвавшие членов профсоюза поддержать акцию, активисты, сочувствующие, десятки и сотни людей, поддержавших нас в подготовке и идее этого мероприятия — все они хотят, чтобы это правительство и правительство Израиля знали, что нельзя быть выше закона, что они могут быть привлечены к ответственности за то, что убивали этих безоружных людей в Средиземном море".
Палестинские профсоюзы проявили себя
7 июня Палестинское профсоюзное движение приняло обращение к докерам всего мира. Оно было подписано Всепалестинской федерацией профсоюзов, Всепалестинским союзом рабочих и Федерацией независимых профсоюзов и 11 другими палестинскими трудовыми и профессиональными движениями и организациями. В нём констатировалось, что "Газа сегодня стала испытанием для общих морали и человечности. В ходе борьбы с апартеидом в ЮАР мир был восхищён смелыми и принципиальными акциями союзов портовых рабочих, отказывавшихся разгружать южноафриканские суда и требовавших единственно падения режима апартеида в Южной Африке. Сегодня мы призываем вас, союзы докеров всего мира, сделать то же самое против израильских оккупации и апартеида. Это наиболее эффективная форма для того, чтобы положить конец несправедливости и поддержать общие права человека".
У этого обращения было двойное значение. Оно дало докерам возможность ответа на призыв коллег. И к тому же продемонстрировало единство палестинских организаций, большой шаг сам по себе. Это обращение развивало обращение Палестинского национального комитета по бойкоту, 1 июня обратившегося особенно к транспортным и портовым рабочим и союзам по всему миру. "Отказывайтесь загружать и разгружать израильские корабли и самолёты, следуйте историческим примерам Южно-Африканского союза работников транспорта в феврале 2009 года и Морского союза Австралии (Западной Австралии)".
8 июня исполнительный комитет 10-й секции собрался и выслушал представителей Движения солидарности с Палестиной, после чего принял открытым голосованием постановление, цитирующее обращение палестинских профсоюзов и констатирующее, что бойня в Средиземном море была осуждена Международным советом докеров (ITF), Международной федерацией работников транспорта (ITUC), Конфедерацией южноафриканских профсоюзов (COSATU) и Британским союзом UNITE. Постановление обращалось к профессиональным союзам с призывом выражать протест любым приемлемым для них способом. Также исполком отметил, что шведские докеры тоже планируют акцию 15 июня.
Швеция
Ещё до того, как было опубликовано обращение палестинских профсоюзов, Союз шведских докеров объявил о планируемой недельной блокаде всей торговли с Израилем. Этот союз является ключевым в Международном совете докеров после баталий ливерпульских докеров в 1995-1998 годах, когда рабочие добивались обратно своих рабочих мест, с которых были уволены после отказа перейти линии пикетов. Шведские и бывшие ливерпульские докеры и создали IDC и обратились к аффилированным союзам после контактов с Палестинским национальным комитетом бойкота, имевшим место в ходе встреч 31 мая в обеих странах. Шведский союз докеров объявил о планируемой акции и детально описал её стратегию и цели на брифингах для прессы и в публикациях для членов профсоюзов.
Блокада была спланирована как недельная временная мера, с перспективой её продолжения в дальнейшем. Цель — оказать давление на израильское правительство:
"1. Снять незаконную и несправедливую блокаду Газы, осуществляемую уже три года.
2. Позволить провести независимое международное расследование высадки израильского десанта на суда Флотилии, шедшей в Газу (в состав которой входило и шведское судно) в международных водах, когда 9 человек были убиты и, по крайней мере, 48 — ранены. Данные цели чётко и недвусмысленно соответствуют требованиям ООН и ЕС, предъявленным к Израилю".
После первых анонсов акции ассоциация работодателей "Порты Швеции" пыталась давить на отдельных членов профсоюзов, угрожая увольнениями и требованиями компенсаций за невыход на работу и участие в блокаде. Организаторы перенесли начало акции на неделю, чтобы уточнить возможность одновременных аналогичных действий Норвежской ассоциации работников транспорта. За это время палестинские профсоюзы опубликовали своё обращение, и шведские докеры могли теперь действовать в ответ. Норвежская блокада, однако, пока не началась, а вот шведская стартовала. "С 23 июня мы больше не будем разгружать контейнеры с израильскими винами, овощами или фруктами из Яффы, Кармеля или Топа, вегетарианские полуфабрикаты из Тивалля или содовые аппараты. Мы также не будем иметь дело с экспортом в Израиль автобусов "Вольво", которые используются для перевозки сотен активистов с Флотилии свободы в израильские тюрьмы".
Шведский союз докеров был вовлечён в снаряжение шведского судна в составе Флотилии свободы, которое докеры загружали бесплатно. Они были в контакте с греческими докерами, также бесплатно загружавшими "Софию" в Пирросе автоматическими инвалидными колясками и цементом (судно было зафрахтовано совместно с греческой организацией палестинской солидарности). Через IDC шведы обратились ко всем аффилированным организациям с просьбой бескорыстно помогать Флотилии.
Бьорн Борг, председатель Союза докеров Швеции, и Эрик Хельгесон, омбудсмен 4-й секции в Гётеборге, подчеркнули значение Флотилии: "Мы могли видеть, как взгляды планеты обратились наконец к изолированному населению Газы. Даже за то ночное время, которое предшествовало израильскому штурму флотилии, было сделано больше для привлечения внимания к катастрофическому положению жителей Газы, чем всеми предшествующими дипломатическими шагами, декларациями и резолюциями. Это вдохновляет нас и наших коллег в портах по всему миру предпринимать действия".
Когда блокада началась, докеры идентифицировали и изолировали 10 контейнеров, полных товаров из Израиля. Эрик Хельгесон прокомментировал это, сказав: "Мы ожидали, что поток товаров будет гораздо меньше, учитывая, что о блокаде было заявлено за 20 дней. Наша цель — быть одной из множества идущих снизу инициатив, которые удерживали бы внимание мира на 800 000 детей, изолированных в Газе. Мирному палестинскому населению должно быть позволено восстановить свою экономику, инфраструктуру и интегрироваться с остальным миром. Из-за войны в Газе и жестокой израильской осады всё это невозможно уже в течение трёх лет".
Турция
Когда шведы начали свою блокаду, стало известно, что союз Liman-Is решил присоединиться к растущему движению протеста в связи с убийством турецких волонтёров на борту "Mavi Marmara". Совместно с Ассоциацией врачей Турции и национальной Палатой агроинженеров Центральный комитет Liman-Is заявил: "...Нападение, осуждённое по всему миру и в ООН, также вызвало горячие протесты на улицах Турции. Заявления правительства свидетельствуют, что следует ожидать дальнейших санкций против Израиля". "Тем не менее, Израилю надо ответить не только через правительственные каналы, но и через все институции и социальные организации, в первую очередь, НГО и профсоюзы". "Наш профсоюз Liman-Is решил бойкотировать корабли из Израиля, который стал машиной смерти и причинения страданий. Ни один член нашего союза не будет оказывать услуг израильскому подрядчику ни в одном порту, где есть представительство нашей организации". "Liman-Is призывает все профсоюзы и неправительственные организации по всему миру присоединиться к акциям протеста и бойкота".
Несомненно, следует ожидать аналогичных шагов от всех остальных профсоюзов в турецких портах.
Индия
За несколько дней до акции в Окленде профсоюзы в порту Кохина в индийском штате Керала договорились бойкотировать израильские суда и грузы. Бойкот начался 17 июня, когда стало известно, что израильское судно компании "Zim" разгрузилось в порту Коломбо, откуда его груз и груз других израильских судов должен был прибыть в Кохин на фидерных судах. 23 июня профсоюзы провели совместную акцию протеста возле офиса "Zim Integrated Shipping Services (India) Pvt Ltd" в порту Кохина. Обращаясь к митингующим, Б. Хамза, глава Рабочего союза Кохинского порта, осудил нападение на Флотилию и выразил солидарность с Палестиной. Лидеры как минимум пяти профсоюзов портовых рабочих и Федерации работников водного транспорта Индии выразили солидарность с действиями профсоюзов в кохинском порту.
ЮАР
Конгресс южноафриканских профсоюзов (COSATU) уже реагировал на агрессию Израиля против Газы в декабре 2008 — январе 2009 года, когда за три недели израильскими войсками было убито 1400 палестинцев, включая 300 детей. В разгар резни врачи из Красного Креста должны были ждать четыре дня, пока израильские военные позволили им добраться до детей рядом с их матерями, убитыми израильскими солдатами. Лагерь ООН был сожжён бомбами с белым фосфором. Школы, больницы, станции скорой помощи, очистные сооружения — всё было под огнём.
Задолго до того, как ООН провела собственное расследование возможных военных преступлений ("доклад Голдстоуна") южноафриканские рабочие знали достаточно, чтобы действовать. Члены Южно-Африканского союза работников транспорта (SATAWU), аффилированного члена COSATU, отказались обслуживать "Johanna Russ", судно компании "Zim Lines", отплывшее из Хайфы на пике вторжения и прибывшее в Дурбан в начале февраля 2009 года.
Накануне акции COSATU заявил:
"Акция SATAWU в воскресенье будет частью гордой истории борьбы рабочих с апартеидом. В 1963 году, всего через четыре года после создания движения по борьбе с апартеидом, датские докеры отказались разгружать судно с южноафриканским грузом. Когда оно прибыло в Швецию, местные докеры последовали примеру датских. Работники доков в Сан-Франциско и затем в Ливерпуле также отказались разгружать южно-африканские товары. Южноафриканцы и, в частности, южноафриканский рабочий класс всегда будет помнить с благодарностью тех рабочих, которые решительно выступили против апартеида и решили, что будут поддерживать своими акциями борьбу с ним. На прошлой неделе западно-австралийские члены Австралийского морского союза решили поддержать кампанию бойкота, разоблачения и санкций против Израиля и отказались обслуживать все израильские суда и грузы, направляемые в Израиль или из него. Это наследие и традиции, которым южноафриканские докеры будут верны и не допустят использования южноафриканских портов для транзита грузов, направляемых в деспотичные диктаторские государства, такие, как Зимбабве, Свазиленд или Израиль, либо из них".
Пятеро уполномоченных COSATU были среди 1400 представителей международной общественности, прибывших в прошлом декабре в Каир в надежде пройти в Газу в Марше свободы. Зико Тамела, директор по международным связям SATAWU, был в составе делегации. В интервью на фоне ооновских зданий он призвал транспортных рабочих всего мира: "...поддерживать борьбу за освобождение наших братьев и сестёр в Палестине. Мы должны поддержать и активно участвовать в кампании Бойкота, Санкций и Разоблачения. Это означает полную изоляцию Израиля: военную, экономическую, культурную, социальную и во всех остальных сферах. Так же, как вы, коллеги, поступали в отношении режима апартеида в Южной Африке. Это также означает, что израильское трудовое движение, сионистское в своём сердце, должно быть выкинуто из прогрессивного международного движения рабочих профсоюзов. Это не вопрос борьбы с еврейскими рабочими, нет-нет, это вопрос изоляции сионизма от рабочего движения. Также это был не вопрос борьбы с белыми рабочими, а вопрос борьбы с расизмом. Мы, южноафриканские докеры, отказываемся разгружать в порту Дурбана израильские суда с гражданскими грузами и китайские, с военными грузами для Зимбабве. Мы, транспортные рабочие, должны быть на передней линии кампании Бойкота, Санкций и Разоблачения, потому что это мы обеспечиваем поставки в Израиль и из него".
Консульство Израиля получило отпор со стороны исполкома 10-й секции
На фото — представители израильского консульства на северо-западном тихоокеанском побережье США
Ко всему этому Израиль относится всерьёз. Базирующийся в Сан-Франциско консул на северо-западном тихоокеанском побережье США Акива Тор пытался встретиться с исполкомом 10-й секции ILWU 6 июля, надеясь убедить изменить взятый курс. Когда в во Всепалестинской федерации профсоюзов узнали 2 июля об акции 10-й секции и о стремлениях израильских дипломатов, они обратились к исполкому секции с письмом, в котором приветствовали решения исполкома и предостерегали от рисков, угрожающих афроамериканцам в международном правозащитном движении.
"...Хотя мы не живём в США, мы находим крайне необычным, что оплачиваемый иностранный представитель расистского и апартеидского режима может требовать и добиваться встречи с исполкомом локальной секции не кого-нибудь, а ILWU... Наше гражданское общество развилось и считает, что справедливость — это общая ценность. Мы поддерживали борьбу с апартеидом в Южной Африке, за гражданские права в США и за международную солидарность. Мы помним, что 1 мая — это дата борьбы людей труда в Чикаго, штат Иллинойс, США и что в этот день в 2008 году ILWU парализовал работу всех портов западного побережья США, в знак протеста против войн в Ираке и Афганистане, создав прецедент в рабочем движении США. Мы горячо просим вас оставаться твёрдыми и непоколебимыми перед лицом давления на вашу организацию. Предложение встретиться от зарубежного оплачиваемого эмиссара, на наш взгляд, является вмешательством во внутренние дела локального американского сообщества. Израилю, государству апартеида, не следует предоставлять платформу для выступлений в вашем собрании. Эту платформу следовало бы зарезервировать для героев, ратующих за справедливость и равные права для всех".
Консул, видимо, почувствовал опасность, и главой делегации стал его заместитель Гидеон Люстиг. Он провёл 10 лет в израильских вооружённых силах и получил звание майора, прежде чем перешёл на дипломатическую службу. К делегации консульства присоединилась д-р Роберта Сейд, работающая в Ирвиновском Калифорнийском университете и считающая что ВС Израиля не виноваты в смерти волонтёра Международного движения солидарности Рэйчел Корри, погибшей под военным бульдозером, когда она пыталась спасти дом врача от разрушения в 2003 году в Секторе Газа. Почему? Потому что израильское расследование пришло к выводу, что смерть Рэйчел была случайностью. Делегация израильского консульства не смогла попасть на встречу исполкома 10-й секции, так как члены профсоюза её туда не пустили. Поэтому там выступила только д-р Сейд.
Ко всеобщему удивлению, она стала защищать израильское нападение на флотилию. Возможно, она предчувствует, что официальное израильское расследование освободит военных от ответственности. Есть ли какая-нибудь разница между её позицией и позицией израильского правительства, спросили её. Нет, никакой, ответила она. Разве журнал "Foreign Affairs" недавно не опубликовал сведения о намерениях Израиля поставлять в ЮАР в годы апартеида ядерное оружие? Опубликовал, подтвердила Сейд, но история неправдивая. Бывший работник аппарата ILWU вспомнил свой визит в Палестину в 1989 году и описал в деталях экспансионистские цели израильского правительства. После того как он закончил, председатель исполкома подтвердил позицию секции в отношении израильской блокады Газы, стены апартеида на Западном берегу Иордана, продолжающегося кровопролитного угнетения сионизмом палестинцев и варварского нападения на флотилию.
Что это значит?
В прошлом, за некоторыми очень важными исключениями, профсоюзы были сфокусированы на адаптации национальной политики к целям движения солидарности, пожертвованиях, посещениях Западного берега и иногда Газы, приглашении палестинских коллег на конференции. Но без всякого вовлечения собственных работодателей в дискуссии по данному поводу. Хотя профсоюзы утвердили политику солидарности и преодолели ради этого довольно сильную внутреннюю оппозицию, это всё же были в основном бумажные заявления. Эти малые шаги были, по сути, приготовлениями. Как отметил Ховард Кейлор, 10 лет разъяснительной работы потребовалось, чтобы устроить бойкот судну "Nedlloyd Kimberley".
Признаки новой стратегии проявились в 2006 году, во время вторжения Израиля в Ливан и одновременной секретной войны в Газе. Трамвайные водители из Дублина были проинструктированы обучить израильских коллег управлению транспортными средствами на планировавшейся ветке лёгкой монорельсовой дороги из Иерусалима в незаконные поселения на Западном берегу. Согласно политике своего профсоюза SIPTU и постановлениям Ирландского конгресса профсоюзов, они отказались, рискуя работой. В то же время появился призыв уволенных ливерпульских докеров: "Если можешь, действуй прямо, чтобы блокировать торговлю Израиля, пока резня в Ливане и Газе не прекратится".
Несколько месяцев спустя в Сан-Франциско обсуждались возможные акции против "Zim Lines". В ходе бомбардировок и вторжения Израиля в Газу в декабре 2008 года греческие докеры угрожали бойкотом поставкам американских вооружений, которые пришлось перенаправить, и они достигли Ашдода только в марте
Теперь же Израиль столкнулся с угрозой свои торговым связям, коль скоро профсоюзы по всему миру начали дискутировать, не устроить ли ему бойкот. И это вопрос не только для докеров, но для всех профсоюзов, стремящихся воплотить в жизнь политику солидарности с Палестиной. Докеры могут так действовать потому, что знают: за ними широкая поддержка в рабочем движении.
Это то же самое, что происходило в отношении Южной Африки с 1978 года. Рабочие компьютерного производства ICL в Манчестере (ныне Fujitsu) отказались отправлять машину, построенную ими для администрации в ЮАР после принятия Пропускных законов. Пилоты Air France отказались нелегально перевозить уран из оккупированной Южной Африкой Намибии (добывался компанией Rio Tinto Zinc). Маршрут был переведён на море, но через месяц ливерпульские докеры блокировали контейнеры с ураном, чтобы прервать их экспорт, одновременно с поднявшимся в Японии шумом, где были отменены контракты электросетей с RTZ. Продавцы магазинов в Дублине отказались продавать апельсины из Отспэна и были уволены.
Оклендские докеры отказались разгружать южноафриканские сталь и уголь и остались на работе. Это всё совпало с ростом борьбы против апартеида в самой ЮАР, где военизированные независимые профсоюзы создали в 1985 году Конгресс. Это был момент, когда правящий класс в ЮАР уяснил, что нужно искать выход из системы апартеида, хотя режим его продержался ещё 9 лет.
Это были не единственные факты, сокрушившие режим апартеида. Не следует воображать, что недельная блокада может положить конец апартеиду в Израиле или даже блокаде Газы. Но докеры разрушили консенсус о том, что солидарность профсоюзов выражается в постановлениях, резолюциях, образовании, пожертвованиях и визитах делегаций. Хотя и это важно как основа для проведения акций.
Блокады соединили Палестину с классовой борьбой, которой рабочие живут каждый день своей жизни.
Кларенс Томас: "Сегодня вы видите молодых членов профсоюза. Они откликнулись на призыв братьев и сестёр, бывших до них. Мы понимаем, что значит международная солидарность. Это не пустой лозунг. Надо от чего-то отказываться. Наши выбрали отказаться от дневного заработка сегодня. Это действительно народная победа и помните: из-за того, что мы не окажемся на передовице "Нью-Йорк Таймс" или Си-Эн-Эн, мы должны иметь возможность сказать своё слово. Мы не объявляем лёгких побед и не говорим лжи. Солидарность с палестинцами. Солидарность рабочего класса по всему миру".
Каковы бы ни были непосредственные последствия, израильская атака на флотилию привела Израиль в очень опасные воды.
Грег Дропкин (Ливерпуль), www.labournet.net
Далее следует ролик о протесте в Окленде.
Небольшая справка о компании Zim Integrated Shipping Services (http://www.zim.co.il).
Основана в 1945 году Еврейским агентством Израиля. В 1979 году 50% акций от государства перешли "Израильской корпорации" — объединению частного капитала. В 1999 году контрольный пакет акций "Израильской корпорации" перешёл к Ofer Brothers Group (http://www.isramir.com/content/view/3780/169/1/1/), компания Zim была приватизирована.