Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

"Пустые разговоры" об Украине и возможный диалог с Трампом. О чем говорил Лавров с журналистами
МЧС Казахстана сообщило о 25 выживших после крушения самолета в Актау
Генерала Кириллова посмертно наградили "Золотой Звездой" Героя России
Ответил не так, как все ожидали. Путин подвел итоги года
Главная страница » Репортажи » Просмотр
Версия для печати
На распил: В Приморье завершилась программа утилизации пяти АПЛ
19.03.10 10:58 Армия, ВПК, спецслужбы

В Приморье в начале 2010 года завершилась программа утилизации пяти атомных подводных лодок класса "Виктор-3", выведенных из состава Тихоокеанского флота России. Работы по распилу подводных лодок проводились на дальневосточном военном заводе "Звезда" в рамках российско-японского межправительственного соглашения, заключенного в ноябре 2005 года.

Финансированием работ по утилизации АПЛ занималась Япония, заинтересованная в ядерной безопасности Азиатско-Тихоокеанского региона. Дело в том, что из-за особенностей функционирования российской системы утилизации подводных лодок часть списанных субмарин в Тихом океане образовала "кладбища кораблей", представляющие потенциальную опасность для экологии.

 Реализация программы, которая называлась "Звезда надежды", началась в 2006 году. В рамках этого проекта четыре АПЛ были разрезаны на заводе "Звезда" и одна - на Камчатке.

 Утилизация по-российски

  В сентябре 2009 года Росатом объявил о разработке концепции программы утилизации АПЛ на период до 2015 года и перспективу до 2020 года. Предлагаемая программа предусматривает утилизацию ожидающих своей очереди АПЛ (по некоторым данным - от 28 до 34 АПЛ), выведенных из состава ВМФ, а также завершение вывоза ядерных отходов с береговых баз и утилизацию законсервированных АПЛ и судов атомного технологического обслуживания.

 Следует отметить, что старая программа утилизации АПЛ предусматривала демонтаж 191 из 198 подводных лодок. По данным 2008 года, с 1986 года из состава ВМФ были выведены 198 АПЛ, 164 из которых были утилизированы. В очередь на утилизацию были поставлены 34 субмарины.

 Большинство этих АПЛ были списаны в 1980-1990-х годах. В основном это подводные лодки первого и второго поколений. На некоторых из них все еще ведут дежурство сокращенные экипажи, основной функцией которых является обеспечение долгого непотопления законсервированных субмарин.

 Причиной образования очереди на утилизацию стала переполненность хранилищ облученного ядерного топлива (ОЯТ), слабая развитость инфраструктуры по перевозке ядерных отходов на челябинское предприятие "Маяк" для дальнейшей очистки и недостаточное финансирование отрасли.

 В 1992 году Госатомнадзор запретил транспортировку ОЯТ в устаревших контейнерах ТК-11 и ТК-12. Сейчас возить ядерные отходы можно только в контейнерах ТУК-18, установленных пока на единственном железнодорожном эшелоне, который состоит из четырех вагонов и способен за год вывозить отработанное топливо лишь из 12-15 реакторов атомных подводных лодок (активных зон).

 Реальная потребность в транспортировке ОЯТ составляет около 30 активных зон в год - это количество включает в себя не только утилизацию списанных, но и перезарядку действующих АПЛ.

 При этом остановка реактора и выгрузка из него ОЯТ в России производится в сжатые сроки, из-за чего заводы просто не успевают увозить скапливающиеся отходы. Беда еще и в том, что, в отличие от других стран, Россия занимается переработкой ОЯТ, поскольку в нем содержится значительная доля урана, пригодного для повторного применения в атомных реакторах атомоходов или в мирной энергетике.

 Учитывая, что процесс переработки топлива является достаточно длительным, а также слабую развитость инфраструктуры, предприятия просто не успевают оперативно очищать весь поступающий объем ОЯТ.

 В целом же, утилизация атомных подводных лодок выглядит следующим образом. На первом этапе происходит глушение реактора, а затем выемка ОЯТ. После этого из АПЛ вырезают реакторный отсек и два смежных с ним отсека, предварительно сняв с них все ценное и не активное оборудование. Полученная секция заваривается, герметизируется, покрывается антикорозионными материалами и хранится на плаву.

 Концевые же отсеки АПЛ просто разрезаются и либо продаются на металлолом, либо идут на переплавку. Сейчас стоимость утилизации одной АПЛ в России, в зависимости от класса, составляет от 7 до 15 миллионов долларов. При этом в России с 2002 года действует международная программа "Глобальное партнерство", в которой принимают участие Германия, Италия, Канада, США, Франция и Япония, финансирующие работы по утилизации АПЛ.

 В 2009 году в рамках программы была модернизирована железнодорожная ветка от Большого Камня до Смоляниново. По этой дороге "Звезда" возит ОЯТ на Транссибирскую железнодорожную магистраль, по которой специальный "атомный поезд" доставляет отходы на "Маяк". Утилизация по-американски

 Процесс демонтажа атомных подводных лодок в США во многом сходен с аналогичным процессом, проводимым в России. Тем не менее, отличия все же есть. Так, выемка ОЯТ из реакторов атомных подводных лодок в этой стране производится в течение одного года. При этом топливо в США не перерабатывается, а хранится в специальных хранилищах министерства энергетики в штате Айдахо вместе с другими радиоактивными отходами.

  Замысел американцев прост - расчетный срок хранения контейнеров с ОЯТ в условиях сухого климата составляет до 500 лет. При этом министерство энергетики США полагает, что уже к середине 21 века будет разработана технология безопасной, быстрой и эффективной очистки и переработки ОЯТ без нанесения вреда окружающей среде. В нынешних условиях переработка ОЯТ в США признана экономически нецелесообразной.

 Кроме того, в США из АПЛ вырезается только реакторный отсек, который впоследствии герметизируется и либо хранится на плаву (расчетный срок такого хранения - до 15 лет), либо перевозится в специально оборудованный карьер в штате Вашингтон. Предполагается, что корпус реакторного отсека сможет обеспечить надежную изоляцию активных материалов на протяжении 600 лет.

  Концевые отсеки атомных подводных лодок в США зачастую продаются частным компаниям, которые при покупке получают право переплавлять металл или перепродавать купленные части. Следует отметить, что такая практика действует лишь на протяжении последних нескольких лет. Прежде концевые отсеки АПЛ снова сваривались вместе и хранились на плаву.

  При этом министерство обороны США до 1996 года рассматривало возможность их затопления. Отказаться от этой идеи ведомство было вынуждено из-за значительных финансовых расходов - перед затоплением необходимо было бы снять все материалы, содержащие опасные для окружающей среды вещества. Кроме того, процедура буксировки и контролируемого затопления отсеков также была не из дешевых.

  Сейчас стоимость работ по утилизации одной АПЛ в США оценивается в среднем в 50 миллионов долларов. Столь высокая цена обусловлена тем что, что выемка ОЯТ, вырезка реактора и другие работы по демонтажу АПЛ производятся на разных заводах.

  По данным на конец 2009 года из состава ВМС США были выведены около 90 подводных лодок, с 50 из которых были вырезаны реакторные отсеки, которые теперь находятся на долгосрочном хранении. Точные данные о количестве американских АПЛ, ожидающих утилизации, неизвестны.

  Атомные подводные лодки, стоящие сегодня на вооружении пяти стран мира, наиболее активно создавались в период Холодной войны, причем большая часть построенных субмарин пришлась на СССР и США. Эти два государства к моменту окончания Холодной войны в начале 1990-х годов сумели на двоих построить около 440 атомных подводных лодок.

 Большинство из АПЛ были впоследствии списаны - часть лодок устарела, другие выработали свой срок, а в остальных просто исчезла необходимость. Вот и выстраиваются "призраки" атомных флотов в очередь на утилизацию.

примечание

Процесс утилизации атомных подводных лодок - носителей баллистических ракет практически не отличался от демонтажа обычных АПЛ. Единственное отличие заключалось в том, что с этих лодок, помимо реакторного отсека, вырезался отсек с ракетными шахтами, который впоследствии уничтожался на специальном заводе. Эта процедура была прописана в договоре "О сокращении наступательных вооружений", действие которого завершилось в декабре 2009 года. Новый договор СНВ между Россией и США пока не подписан.                                                                                                                                                                          

Василий Сычев

 

Mofack21.03.10 03:28
с другой стороны должен заметить, что темпы вывода из боевого состава англосаксонских лодок намного меньше наших. наши современные лодки, которым ещё плавать и плавать сгнили первыми, а их самый старый "Лос-Анджелес" только недавно стали готовить к утилизации.
Aijy21.03.10 12:13
кстати, непонятно, почему потребность в перевозках составляет 30 активных зон, когда у нас в год строится 1-2-3-5 лодок.
смахивает на очредной мелко-отраслевой развод на бабки. Текущими темпами всё что нужно будет утилизировано в течение разумных сроков (20-30 лет), но не возникнет соблазн немедленно продать уран тем же США в качестве ядерного топлива.
Полный цикл обработки атомного топлива - один из основных козырей России в 21 веке на фоне истощения традиционных источников энергии...
Comnislasher21.03.10 21:07
Aijy, а про перезарядку уже имеющихся реакторов АПЛ вы пропустили? Реактор ведь не вечный, в него нужно новое топливо закладывать.
Aijy22.03.10 12:30
Но о потребности транспорта для перезарядки ничего не сказано

Насколько я в теме, АПЛ за её период действия перезаряжается максимум 5 раз (раз в 5 лет). 30 (максимум) АПЛ в эксплуатации - 6 перезарядок в год. Остальное - велком возить реакторы. Всё равно темпы перевозки будут превышать темпы вывода АПЛ из строя.

Если я не прав, то можно сделать ещё один спец. поезд. Но imho это не та проблема о которой нужно кричать на всю страну... ТАКОЙ масштаб капвложений может себе позволить и РЖД - будет потом возить реакторы в своих вагонах, зарабатывать копеечку.

Mofack22.03.10 12:37
поезд вещь хорошая, но...
к примеру, из города Большой Камень поезд едет по одной ветке, ветка идёт через речушку, через речушку мостик. оказалось хиловатый. выше описанный поезд не сможет проехать через имеющийся мостик. ( проблемой действительно давно озаботились, работами по укреплению моста заведовал иностранный инженер, канадец кажется). сейчас мост или уже закончен или вот-вот закончат. а всё это время контейнеры с топливом хранились... догадайтесь сами.
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Сирийские перспективы
» Какая классовая борьба настоящая, и может ли рабочий класс быть субъектом классовой борьбы?
» Система Джемаля
» Пятница,13-е
» Прокси-война России и мира Запада: кому это выгодно экономически?
» Война на Кандалакшском направлении 1941-1944, Сборник документов с немецко-финской стороны
» Что является капиталом венчурного инвестора
» О категории «снятие» у Гегеля и в диалектическом материализме

 Новостивсе статьи rss

» Шьют 14-ю поправку: У Конгресса есть право не допустить Трампа в Белый дом — The Hill
» Поставки газа через Украину невозможны в условиях иска Киева, заявил Путин
» Послу Японии в Москве назвали условия для возобновления межгосударственного диалога
» Глава Шри-Ланки выразил заинтересованность во вступлении в БРИКС
» В Сирии началась операция по зачистке Тартуса от сторонников бывших властей
» Минск готов разместить больше десятка "Орешников", заявил Лукашенко
» Главы ЕАЭС утвердили соглашение о единой транзитной системе союза и третьих стран
» Запасов "Газпрома" хватит на долгие годы, заявил Миллер

 Репортаживсе статьи rss

» Антон Алиханов: в России уже производят свои Барби и лего
» Индия сорвала многомиллиардный тендер на строительство
» Итоги года с Владимиром Путиным
» Курс остается верным. Президент отметил значительные успехи российской экономики в 2024 году
» Июнь 1939 года. СССР, его враги и его неудавшиеся союзники
» СМИ ЕС в панике от зависимости Польши от российских удобрений
» В зоне СВО ликвидировано уже 6,5 тыс. наемников
» Роберт Фицо: Европа должна начать нормальный диалог с Россией

 Комментариивсе статьи rss

» Девелопер "Самолет" предложил бороться с "потребительским экстремизмом"
» Без иллюзий: Запад намерен воевать до победы
» Зачем Трампу далекие льды: Дания усилит оборону Гренландии собачьими упряжками
» Погостили и хватит: в Турции задумались над возвращением сирийских беженцев на родину
» Россия не видит Швейцарию посредником по Украине
» "Иначе — война с Украиной": в Европе попросили не отбирать последнее
» США создают биологическое оружие нового поколения
» 60 лет назад была создана ЮНКТАД, которую возглавил непримиримый противник неоколониализма

 Аналитикавсе статьи rss

» «Избавиться от морока либерализма»: Какую победу может одержать российский учитель?
» Китай впервые за 14 лет поддержит свою экономику
» Инфляция в РФ в ноябре составила 1,43%, годовая ускорилась до 8,88%
» США передали Украине 847 ракет Patriot на 3,26 миллиарда долларов
» Эффект бумеранга. Volkswagen может пасть жертвой русофобской политики Евросоюза
» Молдавии придется выплатить долг "Газпрому", чтобы не остаться без газа
» Европа очень ждет большую кровь под русским флагом
» С чем Россия может вернуться в Афганистан
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"