Сегодня во имя борьбы с изменением климата быстро развивается новый и опасный вид торгового и технологического протекционизма, и это портит отношения между Севером и Югом на двух аренах, где ведутся переговоры по изменению климата и по торговле. Есть явные признаки того, что некоторые развитые страны, особенно Соединённые Штаты, готовятся использовать односторонние торговые меры - введение пошлин, налогов или сборов на продукты из развивающихся стран под предлогом борьбы с изменением климата. Законопроект, недавно принятый палатой представителей США, предоставляет президенту США полномочия на введение финансовых сборов (или налогов) на некоторые импортные товары из развивающихся стран, которые, по мнению США, не предпринимают достаточно действий, чтобы ограничить свои выбросы парниковых газов. Палата представителей США посредством принятия трёх законопроектов, которые не позволяют переговорщикам США на Конференции ООН по изменению климата согласиться на какое-либо смягчение правил или обязательств в отношении интеллектуальной собственности, добилась также и защиты от передачи технологий. Есть признаки, что и другие развитые страны, включая Европу, также готовят почву для связанного с изменением климата протекционизма. Развивающиеся страны начинают выступать против подобных шагов. Индийские политические лидеры заявили протест госсекретарю США Хиллари Клинтон во время её недавнего визита по поводу угрозы введения США пошлин на выбросы углеводорода. Министерство торговли Китая также критиковало элементы протекционизма в законопроекте США по климату. Самое главное, что развивающиеся страны подняли этот вопрос на переговорах по климату, ведущих к саммиту в Копенгагене. 13 августа "группа 77"* и Китай сделали заявление на переговорах о климате в Бонне, предостерегая развитые страны, что применение односторонних мер по ограничению торговли будет нарушать положения Рамочной Конвенции ООН по изменению климата. * "Группа 77" (G-77) или "группа семидесяти семи" (Group of Seventy Seven) — возникшая в 1964 году крупнейшая межгосударственная организация развивающихся стран, действующая в рамках ООН и её органов. Первоначально количество стран-членов новой организации равнялось 77, отсюда и название – прим. ред. Индия также предложила внести в итоговый текст для будущей встречи в Копенгагене по климату, что развитые страны "не будут прибегать под предлогом защиты и стабилизации климата к какому-либо виду односторонних мер, включая компенсационные меры на границе, против товаров и услуг, импортируемых из развивающихся стран". В тексте были перечислены многие положения Рамочной Конвенции, которые будут нарушены, если такие меры будут приняты. Это было поддержано многими странами, включая Китай, Аргентину, Бразилию, Сингапур, Южную Африку, Саудовскую Аравию, а также в заявлении "группы 77" и Китая. В Женеве многие дипломаты из развивающихся стран всё больше обеспокоены по поводу вероятности того, что Соединённые Штаты и другие развитые страны будут применять либо пошлины, либо финансовые сборы на импорт из развивающихся стран. Введение дополнительных пошлин на основе того, как произведены товары ("методы обработки и производства" или РРМ на техническом жаргоне), является весьма неоднозначным. Оно было отвергнуто развивающимися странами во Всемирной торговой организации (ВТО) в 1996 году как вид протекционизма, который, как они говорят, будет несправедливо сокращать экспорт из развивающихся стран. Они также утверждают, что это против правил ВТО. Однако многие развитые страны хотят применять торговые меры по экологическим соображениям. Они готовят аргументы о том, что торговые меры, связанные с методами обработки и производства, являются обоснованными, или что связанные с климатом торговые меры согласно исключению из общих правил для экологии согласно Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ) разрешены. Развивающиеся страны заявляют, что связывание торговых мер с климатом и экологией является несправедливым, потому что у них более низкие технологические мощности и тем самым они не могут сравниться с развитыми странами. Вместо этого следует помогать развивающимся странам посредством передачи технологий, но режим прав на интеллектуальную собственность (особенно - соглашение о правах на интеллектуальную собственность ТРИПС в рамках ВТО) является препятствием для этого, и теперь Конгресс США объявил, что администрация США не может разрешить смягчение правил об интеллектуальной собственности. Если климатический протекционизм будет разрешён, это откроет дорогу для любых видов протекционизма, блокируя продукты из развивающихся стран на основе того, как они сделаны. Эта "основа нового торгового протекционизма" появляется в момент экономического спада, когда мировые лидеры благочестиво заявляли, что они не будут прибегать к протекционизму в торговле. Вопрос связи между климатом и торговлей является, таким образом, взрывоопасным, и открывает ящик Пандоры, который грозит оказать пагубное влияние на переговоры по Рамочной Конвенции ООН по изменению климата, а также переговоры в ВТО. Прежде чем ситуация усугубится, развитые страны должны пересмотреть свои шаги по этому вопросу, обуздать внутри себя силы, выступающие за климатический протекционизм, и обязаться вместо этого играть по правилам. Мартин Хор является исполнительным директором Центра “Юг” с штаб-квартирой в Женеве. |