Турция до сих пор не изменила Конституцию 1982 года, созданную зачинщиками переворота 12 сентября. Многие политики и эксперты, особенно из числа сторонников Республиканской народной партии (РНП) утверждают, что в новой конституции нет нужды. Эти круги даже обвиняют тех, кто пытается критиковать её, в покушении на фундаментальные устои государственного строя: они не хотят правосудия в отношении тех, кто ответственен за переворот 12 сентября.
Военный переворот 12 сентября 1980 года стоит особняком от других — государственных переворотов 27 мая 1960 г., 12 марта 1971 г., 28 февраля 1997 г. и 27 апреля 2007 года — будучи наиболее спланированным со стороны военных.
Перевороты и военные меморандумы, имевшие место до 12 сентября, напоминают попытки создания хунты группами военных, в то время как переворот 1980 года был поддержан высшим армейским командованием и был детально проработан и организован. После переворота 12 сентября была отменена конституция 1961 года, подготовленная вследствие переворота 27 мая 1960 г. и в турецкой политике начался новый период. Некоторые эксперты говорят, что период контроля военных над государством после переворота продолжался после переворота 12 сентября 9 лет, другие — что 7. РНП, якобы наиболее стойкий защитник республики, ныне отстаивающая неприкосновенность Конституции, созданной организаторами переворота, в тот период была среди политических партий, подвергшихся репрессиям, её руководство было заключено под стражу. В тот период были приговорены к смертной казни 517 человек.
Согласно подсчётам независимых экспертов, в заключение после военного переворота 12 сентября попали 650 000 человек, в полицейских участках было заведено 1683000 дел. 230 000 человек предстали перед судом в рамках 210 000 дел, в основном, по политическим причинам. 517 человек были присуждены к высшей мере наказания, в то время как обвинения, влекущие за собой высшую меру, были предъявлены семи тысячам. Из тех, кто получил смертные приговоры, 50 были казнены. Из-за антисанитарных условий и пыток в тюрьмах погибло 299 человек. 144 погибли при невыясненных обстоятельствах, 14 умерло вследствие голодовок, 43 были застрелены при попытке к бегству, 29 признаны покончившими с собой.
98 404 человека были отданы под суд за членство в организациях, 388 000 были лишены паспортов. Около 30 000 человек были уволены с работы, так как о них сказали, что они "опасны". 14 000 были лишены гражданства, около 30 000 бежали из страны, 300 человек умерли при подозрительных обстоятельствах. Доказано, что 171 человек умерло от пыток, а 937 фильмов было запрещены из соображений цензуры. 23677 различных форм деятельности было остановлено, уволено с работы 3854 учителя, 120 университетских профессоров и 47 судей. Общей сложностью обвинение запросило 4000 лет тюремного заключения для 400 журналистов, 31 журналист отсидел срок полностью. Около 300 журналистов подвергались психическому давлению и 3 журналиста были убиты. В течение 300 дней газеты не публиковали расследований, 37 тонн газет и журналов было уничтожено.
Первыми казнёнными после переворота стали студент-националист Мустафа Пехливаноглу и студент-радикал Недждет Адали. Несмотря на то, что смертный приговор в отношении студента Эрдаля Эрена был отвергнут Верховным апелляционным судом, он был утверждён Советом национальной безопасности. Касаясь казней, президент Кенан Эврен сказал: "Мы их должны кормить вместо того, чтобы вешать?". После переворота Совет по высшему образованию уволил с работы 30 профессоров, 25 ассоциированных профессоров и 10 профессоров-ассистентов. Общей сложностью 20 000 работников образовательных учреждений были лишены работы (с учётом ликвидированных учреждений). Многие известные академики были уволены за возражения против Конституции 1982 года. Депутат Партии демократического общества (ПДО) Сирии Сакик поделился с "Тудей Заман" своими воспоминаниями и мнением: "12 сентября было прямым ударом по турецкому обществу. Это был период главенства пытки. Хотя 29 лет прошло, мы до сих пор не можем очиститься от его следов и остатков, так как среди нас есть люди, до сих пор травмированные его последствиями. Тут есть причины сегодняшних проблем Турции. Нация, которая не смотрит в лицо прошлому, не может построить будущего. Мы даже не можем изменить Конституцию, написанную под диктовку военных. При таких обстоятельствах мы не можем винить заговорщиков. Неспособность изменить Конституцию — вина каждого политика".
Подготовка переворота 12 сентября была так хороша, что на протяжении лет оставался неразоблачённым тот факт, что уличные столкновения и кровопролитие в Хоруме, Кахраманмараше и Севасе были организованы с целью оправдать переворот. До утра дня переворота 1980 года 2000 человек были убиты в столкновениях между левыми и правыми радикалами. Целый директорат по вопросам безопасности был отдан под руководство Генерального жандармского командования.
Отвечая на вопросы "Тудей Заман" бывший в то время помощником секретаря премьер-министра Хасан Джеляль Гюзель, бывший среди тех, кто сообщил премьеру Сулейману Демирелю о перевороте, сказал: "Я узнал о перевороте одним из первых и проинформировал премьер-министра, но он уже взял свою шляпу и ушёл. Нигде в мире нет примеров того, что заговорщики, устраивающие перевороты, делали правильные вещи. Худшая гражданская администрация лучше военной. Турция до сих пор не может освободиться от дефективной демократической ментальности 12 сентября. Мы все дети переворота, но в начале 21 века всё ещё нет надёжной панацеи от того, что следующие поколения не испытают этого бедствия и не будут ввергнуты в вихрь новых переворотов".
Эврен и его последователи убедились что комиссия, возглавляемая Охранном Альдикачти, подготовила Конституцию и затем добились её принятия на референдуме 1982 года. Специальные временные дополнения в 15-ю статью Конституции в дальнейшем предоставили им иммунитет от преследований. Хотя прошли годы, эта временная статья не может быть аннулирована. Прокурор Аданы Сачит Кайасу, выдвинувший обвинения против устроителей переворота 12 сентября, был исключён из членов Верховного совета судей и прокуроров. Турция даже не может изменить состав Совета, который принимает такие решения. Многие партии, включая РНП, выдвинули возражения против подготовленного на этот счёт правительством билля.
Халюк Оздальга, председатель парламентского комитета по проблемам окружающей среды и член правящей Партии справедливости и развития (ПСР), отмечает, что Турция всё ещё не может избавиться от влияния переворота 12 сентября: "До сих пор есть люди, защищающие и руководствующиеся ущербной ментальностью переворота 12 сентября. Они требуют крови. К сожалению, среди них есть политики, журналисты, интеллектуалы, офицеры и бюрократы. Они могут объединиться для реализации своих идей. У нас всё ещё нет гарантий, что мы, наша страна не столкнёмся с этим снова. Но я верю, что благодаря здравому смыслу этой нации, эти люди, бюрократы и военные — последние отголоски 12 сентября".
|