Глава китайского правительства Вэнь Цзябао признал в Лондоне, что рост экономики резко замедлился. Пекин готов выделить дополнительные средства на преодоление спада и будет сохранять курс юаня стабильным. Но премьер отказался использовать валютные резервы КНР для оживления МВФ и Всемирного банка, потребовав предоставить Китаю и другим развивающимся странам больше прав в их управлении.
Поездка Вэня в Англию стала последним этапом его европейского турне, которое включало участие в работе Всемирного экономического форума в швейцарском Давосе, визиты в Германию, Испанию, штаб-квартиру ЕС в Брюсселе.
Вэнь и премьер-министр Великобритании Гордон Браун обсудили подготовку к саммиту «двадцатки» ведущих развитых и развивающихся стран, который состоится в Лондоне в первых числах апреля, указали, что протекционистские меры, предпринимаемые некоторыми странами, вредят борьбе с мировым финансовым кризисом.
По существу, пребывание в Великобритании стало для Вэня передышкой в тяжелой работе, которую он должен выполнять ежедневно как член постоянного комитета Политбюро КПК, несущий главную ответственность за состояние экономики. 67-летний премьер даже позволил себе роскошь совершить пробежку по Гайд-парку.
Давление партийных коллег на Вэня усиливается, так как, по его собственному признанию, после прошлогодней Олимпиады в Пекине экономика пережила резкое падение. В последнем квартале прошлого года рост составил всего 6,8%, так что в целом по итогам года прирост ВВП, вероятно, будет равен 8%. Это значительно меньше, чем в предыдущие несколько лет. Другие государства были бы вполне удовлетворены таким результатом, но не Китай с его громадным населением. Ведь правительству надо думать о занятости десятков миллионов молодых людей, особенно из деревни, которые ежегодно приходят на рынок труда.
В интервью газете Financial Times Вэнь в общих чертах рассказал, как Пекин собирается противостоять мировому финансовому кризису. Эти меры представляют собой сочетание энергичных мер по стимулированию национальной экономики и осторожные шаги за границей. В Лондоне надеялись, что Китай пустит значительную часть своих золотовалютных резервов, достигших 2 трлн. долл., на восстановление эффективности Международного валютного фонда (МВФ). Но, согласно высказываниям китайского премьера, реформа МВФ должна начинаться не с вливаний капитала, а с предоставления больших прав в ходе голосования развивающимся странам (прежде всего Китаю).
Вэнь не считает, что Китай должен спасать капитализм от самого себя. По его словам, западные страны поддерживали «высокий уровень потребления, основываясь на массированном наращивании долгов. Банки в чрезмерных пропорциях использовали свое влияние для получения гигантских прибылей. И когда такой гигантский пузырь лопнул, мир постигло бедствие». В подтверждение своей мысли премьер сослался на Адама Смита, который писал, что общество, где все богатства сосредоточены в руках немногих, не может быть стабильным.
Главным вкладом Китая в восстановление мировой экономики будет, по мнению Вэня, преодоление спада в самой Поднебесной. Пекин уже выделил на это 585 млрд. долл. Эта сумма может быть увеличена. Средства пойдут прежде всего на инфраструктуру. Но ключевое значение придается также стимулированию потребления, улучшению социального обслуживания населения.
Во время пребывания китайского гостя в Лондоне в прессе много писали о том, не начнется ли между Китаем и США при новой администрации торговая война. Поводом для таких рассуждений стало заявление нового министра финансов США Тимоти Гейтнера, что Китай «манипулирует курсом своей валюты». Иными словами, американец обвинил Пекин в искусственном занижении курса, чтобы предоставить преимущества своим экспортерам.
Вэнь отверг это обвинение. Однако он не дал обязательства не девальвировать юань. Но пообещал поддерживать юань «на разумном и сбалансированном уровне». Вашингтон придает такое большое значение ровным отношениям с Пекином, что негативные последствия от речи главы американского казначейства попытался устранить сам президент США Барак Обама. Он позвонил председателю КНР Ху Цзиньтао. Содержание разговора Вэнь отказался комментировать.
И это неудивительно. Как сказал «НГ» главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Яков Бергер, аналогичные претензии выдвигались американцами и при президенте Джордже Буше. «Политики тогда тоже говорили, что дешевый китайский экспорт лишает американцев рабочих мест и т.д. Но Вашингтон не употреблял термин «манипуляция валютой». Это слово опасное. Оно дает США возможность принимать ответные меры. Я имею в виду протекционистские меры. А это закроет путь к восстановлению китайской экономики», – отметил эксперт.
Словом, заявление Гейтнера – серьезный симптом. Китай будет вынужден отвечать на шаги США по защите своего производителя жестко. Торговая война не исключена. |