Двадцать седьмого апреля 1974 г. в основные ведомства США: Министерство обороны, Центральное разведывательное управление, Министерство сельского хозяйства, Агентство международного развития - был послан запрос, подписанный госсекретарем Г.Киссинджером. "Президент распорядился изучить влияние роста мирового народонаселения на безопасность США и соблюдение наших международных интересов",- говорилось в запросе. И не только изучить, но и предложить конкретные меры: как уменьшать население в суверенных государствах, не вызывая противодействия властей и граждан. В результате появился документ, аббревиатура которого напоминала ружейный код: NSSM 200 (National Security Study Memorandum). Он был составлен Советом по национальной безопасности, который является высшим уровнем руководства в правительстве США. Возглавляет Совет безопасности сам президент (тогда это был Никсон). Задача Совета - координировать зарубежные операции всех подразделений правительства. Двадцать шестого ноября 1975 г. Меморандум стал руководством к действию в области американской внешней политики. И хотя в 1989 г. он был вроде бы рассекречен, опубликование фрагментов из него стало возможным лишь в июне 1990 года [1]. Этот документ без всякого преувеличения можно назвать эпохальным: он на несколько десятилетий, по крайней мере до 2000 г., определил мировое развитие... В Меморандуме откровенно говорится, что в условиях, когда разрыв в уровне доходов между богатыми и бедными странами увеличивается, рост числа людей в последних может накалить обстановку, а это, в свою очередь, помешает США выкачивать ресурсы бедных стран. "При том, что население США составляет 6 % от мирового, мы потребляем около трети природных ресурсов… - признаются авторы Меморандума.- В последние десятилетия Соединенные Штаты все больше зависят от импорта полезных ископаемых из развивающихся стран, и эта тенденция, судя по всему, продолжится… Поэтому США все больше заинтересованы в поддержании политической, экономической и социальной стабильности в странах-поставщиках…". <...> ..."Поскольку, снижая рождаемость, мы можем улучшить перспективы такой стабильности, политика в области народонаселения становится весьма важной для соблюдения экономических интересов США". А вот и еще более откровенное высказывание: "Быстрый рост населения в развивающихся странах… наносит ущерб их внутренней стабильности и отношениям с теми странами, в развитии которых США заинтересованы, создавая таким образом политические проблемы или даже угрозу национальной безопасности США". ...Меморандум поражает своим цинизмом. Вот как поборники прав человека представляют себе идеальный порядок вещей и вот как они на самом деле пекутся о "равенстве возможностей": "Когда перенаселение приводит к массовому голоду, голодным бунтам и социальным переворотам, это неблагоприятно для систематического освоения природных ресурсов и долгосрочных инвестиций". А потому, предупреждают авторы Меморандума, какой-то минимум ограбляемой стране все-таки надо оставлять: пусть веруют, что "в международном экономическом порядке для них тоже "что-то есть", иначе концессии иностранных компаний будут экспроприированы или подвергнуты жестоким нападениям". И далее: "…подобные кризисы наименее вероятны при низком или отрицательном росте населения [курсив наш.- Авт.]". ...они планировали развязать демографическую войну прежде всего в Индии, Бангладеш, Пакистане, Нигерии, Мексике, Индонезии, Бразилии, Египте, Турции, Эфиопии, Таиланде, Колумбии и на Филиппинах. Может возникнуть вопрос: а почему именно снижение рождаемости? <...> Главное, что "молодые люди… более подвижны, нестабильны, склонны к экстремизму, оппозиционности и насилию, чем старшее поколение. Их легче мобилизовать на атаку институтов законной власти или собственности "истеблишмента", "империалистов", мультинациональных корпораций или других - часто иностранных - учреждений, на которые сваливают вину за неполадки в стране". Как видим, авторы Меморандума прекрасно понимают, откуда ждать опасности: молодежь... может добиться перераспределения доходов транснациональных (читай: американских) монополий в пользу своего народа. Снижать рождаемость предполагалось уже отработанным способом: путем распространения служб ПС, которые занимались бы пропагандой "простых, дешевых, эффективных, безопасных, продолжительно действующих и приемлемых методов предупреждения беременности". "Это жизненно важный аспект [курсив наш.- Авт.] для любой программы по контролю над мировым народонаселением",- честно признавались авторы Меморандума... Можно насаждать службы ПС в качестве самостоятельных организаций, а можно - для отвода глаз - вписывать их в уже имеющиеся структуры здравоохранения, привязывая к охране здоровья матери и ребенка, снижению материнской и младенческой смертности. Вот цитаты, иллюстрирующие эти "маленькие хитрости": "Планирование семьи в контексте охраны здоровья демонстрирует озабоченность благосостоянием семьи в целом, а не просто репродуктивной функцией… Оказание некоторых видов помощи матери и ребенку упрочит доверие к идеям планирования семьи, поскольку таким образом будет продемонстрирована забота о здоровье матери и ребенка в целом, а не только обеспокоенность фактором фертильности… Интеграция планирования семьи в систему здравоохранения поможет нам опровергнуть… обвинение в том, что США больше заинтересованы в снижении численности людей в развивающихся странах, нежели в обеспечении их будущности". А обвинения, прямо скажем, небеспочвенные, ибо, как признаются авторы Меморандума, Америка вкладывает все больше и больше средств в программы снижения рождаемости и все меньше - в программы развития и здравоохранения в странах третьего мира. <...> Кстати, про стерилизацию читаем: "Мужская и женская стерилизация получает широкое распространение, когда эта операция упрощается, ускоряется и становится безопасной. Женская стерилизация усовершенствовалась благодаря применению лапароскопов и полостных операций". <...> ...Пропагандировать методы и средства снижения рождаемости рекомендуется по самым разным каналам. В первую очередь через систему образования. "Ключевым фактором эффективного использования существующих контрацептивных техник была и остается проблема образования". Этому вопросу в Меморандуме отводится весьма значительное место. "Не снижая усилий, направленных на взрослое население, необходимо сконцентрироваться на юном поколении - тех, кто сейчас в начальной школе или еще моложе", т.е. на детсадовской малышне. <...> Но, конечно, одного предложения "услуг по планированию семьи" мало. Необходимо организовать спрос. А для этого следует создать социальные и психологические предпосылки для якобы стихийного снижения рождаемости. Чтобы это происходило как бы само собой и чтобы при этом не возникало ни малейших догадок о влиянии извне. Например, важным фактором снижения рождаемости, как сказано в Меморандуме, является более позднее вступление в брак. И в этом смысле пропагандистская машина сработала отлично. Поздние браки стали поистине "общечеловеческой ценностью", которая уже не подвергается сомнению. Истинная причина удерживания молодежи от ранней женитьбы и замужества, понятное дело, не афишируется. <...> Способствуют снижению рождаемости и феминистские тенденции. В Меморандуме приводятся выводы Гарвардского департамента народонаселения: "В недавних исследованиях удалось выявить специфические факторы, способствующие снижению рождаемости. Это расширение нетрадиционных ролей женщины". <...> Предусматривалась в Меморандуме и "ориентация новых поколений на создание малодетной семьи". Авторы констатируют, что во многих развивающихся странах "желаемый размер семьи - четверо и более детей". Поэтому "крайне необходимо убедить широкие массы в том, что в их индивидуальных и национальных интересах иметь в среднем троих, а потом и двоих детей". Вообще "необходимости убедить" народ развивающихся стран в секретном документе уделяется очень много внимания. Там прямо говорится, что политика ПС обречена, если она "не поддержана изнутри". "Мы должны позаботиться о том, чтобы наша деятельность не воспринималась развивающимися странами как политика развитой страны, направленная против этих стран"… А для этого авторы документа призывают опираться на местных лидеров. Как этого добиться? Во-первых, до боли знакомым нам по последнему времени способом: приглашением на семинары в Нью-Йорк со всеми сопутствующими этому приятными обстоятельствами. Во-вторых, "можно минимизировать обвинения в империалистической мотивации… если неустанно повторять, что мы заботимся: а) о праве каждого человека свободно и ответственно определять число детей и промежутки между их рождением… и б) о социально-экономическом развитии бедных стран…". А чтобы лидеры в это поверили, им нужно подбросить немного денег на "социалку": обеспечение минимального уровня образования, особенно женщинам (американские эксперты сочли, что оптимальное образование - это четыре класса); снижение детской смертности; увеличение рабочих мест, прежде всего для женщин; организация служб для ухода за стариками,- служб, которые стали бы альтернативой опеке со стороны взрослых детей (эксперты рекомендуют заранее оговаривать условия: не заведешь больше трех детей - получишь когда-нибудь местечко в богадельне, а перестараешься - извини!); повышение доходов беднейших слоев населения, особенно в сельской местности. <...> Для гарантии успеха рекомендуется, предоставляя той или иной стране кредиты, продовольствие и другие виды помощи, учитывать, как она себя ведет в области "семейного планирования" (Family Planning). Сокращает свое население или голову морочит богатой тетушке Америке? Так что вопрос продовольственной безопасности, столь популярный в последние годы и у нас, как видите, стоит рассматривать в более широком контексте. Ведь может выясниться, что мы играем на чужом поле и, нагнетая страсти вокруг грядущего голода, невольно способствуем предоставлению нам очередного кредита. А значит - такова уж логика тех, кто диктует правила игры,- помогаем депопуляции. Затронув в разговоре с одним крупным чиновником тему ПС, мы тут же услышали: "Ничего не попишешь - связанные кредиты!". Тогда мы могли лишь догадываться, что он имел в виду. Теперь, по прочтении Меморандума, все понятно. Делается это, конечно, деликатно, как и советовали авторы Меморандума, "чтобы не было впечатления насилия". Секретный план бесценен еще и тем, что в нем подробно рассказывается об организациях-исполнителях. Кроме Агентства США по международному развитию (ЮСАИД), среди них нет чисто американских, только международные. Главная, или, как говорят бюрократы, "головная",- Фонд народонаселения ООН (ЮНФПА). Теоретически в этот Фонд поступают пожертвования от самых разных стран. Однако вклад США в 1971 г. составил примерно половину от общего бюджета Фонда. Позднее эта цифра снизилась, но очень незначительно. Так что "заказчик музыки" не вызывает сомнений. ЮНФПА, по замыслу авторов Меморандума, играет координирующую роль в осуществлении депопуляционных проектов. Под его дудку пляшут такие организации, как ЮНИСЕФ (Фонд ООН помощи детям), ЮНЕСКО (Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры), ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) и многие другие, не столь известные в России. Нашлось там теплое местечко и для МФПС. "США должны объединить страны-доноры, ВОЗ, ЮНФПА, ЮНИСЕФ и Всемирный банк для создания консорциума, который бы помогал наиболее нуждающимся странам в организации… системы здравоохранения, неотъемлемой составной частью которого станет планирование семьи". ЮНЕСКО призывали к работе с учениками начальной школы, чтобы внушить им "в процессе формального и неформального обучения" идеал малодетной семьи. Все эти замыслы, как показало дальнейшее развитие событий, удалось успешно претворить в жизнь. Про Всемирный банк в документе написано, что его директорат еще не до конца осознал всю стратегическую важность политики ПС. Но выражается надежда, что осознание в скором времени придет. По существу, в Меморандуме представлены стратегия и тактика войны нового образца. Причем, в отличие от ядерной, химической или бактериологической войн, она уже идет. В России этого пока не понимают. А вот американцы поняли давным-давно. И весной 1989 г. на страницах журнала "Вашингтон Куотерли" в статье "Глобальные демографические тенденции к 2010 г. в аспекте безопасности США" Пентагон открыто призывался к тому, чтобы программе ПС был придан статус программы по разработке новых видов оружия [2]. См.: Mumford S. The Life and Death of NSSM 200: How the Destruction of Political Will Doomed a U.S. Population Policy. Research Triangle Park, NC, 1996. ^ См.: Global Demographic Trends to the Year 2010: Implications for U.S. Security // Washington Quarterly. 1989, Spring. ^
National Security Study Memorandum 200 (NSSM 200) - April 1974 |