Стратегия экономического развития Индии все больше напоминает путь, по которому идет Китай. Несмотря на то, что классики западной экономической школы говорят о необходимости развития рыночных отношений, либеральной экономики, открытости и минимальном вмешательстве в экономику государства, реальность показывает, что специфические особенности государств могут в корне изменить стратегию их развития. С этой точки зрения у Индии гораздо больше общего с Китаем, чем со странами Евросоюза или США. Догнать и перегнать Китай Индия сегодня в своем развитии находится на ступень ниже, чем Китай – и в этом ее стратегическое преимущество. Индия может учитывать все китайские ошибки и перенимать удачные решения, внедряя их в собственной практике. Государство обладает огромным населением, численностью 1,311 млрд. (данные Всемирного банка на 2015 г.). По прогнозу McKinsey Индия обгонит Китай по численности населения в 2022 г. Но это может произойти и раньше, так как в 2015 г. Поднебесная была впереди только на 60 млн. человек с показателем 1,372 млрд. При этом у Индии более молодое население, что позволяет рассчитывать на дальнейший рост. В возрасте от 0 до 14 лет в Китае пребывает 17% населения, а в Индии почти в два раза больше – 29%. Источник: World Bank Важные тенденции для Индии – рост промышленного производства и увеличение численности городского населения. По прогнозам, через 35 лет городское население превысит сельское, которое в 2015 г. составляло 2/3 от общего числа жителей страны. Указанные тенденции и особенности все острее ставят вопрос энергетической безопасности перед руководством Индии. Ранее индийские власти склонялись к модели организации ТЭК по образцу западных государств, то есть осуществляли стимулирование конкуренции между компаниями, но это не принесло желаемых результатов. Не оправдался расчет на то, что конкуренция потянет за собой частные инвестиции, которые позволят создать мощности в производстве энергоносителей и привлечь в страну современные технологии. Балансирование угля Основой энергобаланса Индии, как и Китая, остается уголь. Источник: BP Statistical Review of World Energy. Тенденция к урбанизации без структурных изменений приведет к еще большему росту потребления угля. В сельской местности люди используют дрова для приготовления пищи, а в городе им необходимо будет электричество. По данным на апрель 2016 г., угольные станции производят в Индии 62% электроэнергии. 8% приходится на газовую генерацию, а на ГЭС и ВИЭ (возобновляемые источники энергии) – по 14%. В настоящее время Индия стремится сбалансировать энергобаланс, сократив долю угля. Это желание возникло у Дели не только потому, что перед глазами есть пример Китая, страдающего от экологических проблем, но и по экономическим соображениям. Во-первых, у Китая запасы угля почти в 2 раза больше – 114 млрд т. в нефтяном эквиваленте против 60 млрд т. у Индии. Во-вторых, Китай почти полностью удовлетворяет потребности за счет собственной добычи (производство – 1827 млн т., потребление – 1920,4 млн т.). А Индия при потреблении 407,2 млн т., добывает только 283,9 млн т., т.е. 30% угля приходится импортировать (52% импорта приходится на Индонезию). Газовые аппетиты Дели растут До последнего времени Индия могла закрывать глаза на крен энергобаланса в сторону угля, так как он был гораздо дешевле, нежели газ. Однако падение стоимости нефти привело к понижению цен на "голубое топливо", поэтому Дели все больше интересуется развитием газовой промышленности. Собственная добыча газа в стране сокращается с 2010 г. и в 2015 г. составила 29,2 млрд куб. м. при потреблении 50,6 млрд куб. м. Весь импортный газ Индия получает в виде СПГ: 13,2 млрд куб. м. из Катара, 3,1 – из Нигерии, 1,2 – из Австралии; из других стран импортируются меньшие объемы. Однако Дели сильно "обжегся" на контракте с Катаром. В 2004 г. индийская Petronet LNG Limited и катарская RasGas подписали соглашение на поставку 7,5 млн т. СПГ в год сроком на 25 лет. В последние годы цены на мировых рынках снизилась до $200-300 за тыс. куб. м., а для Индии газ по-прежнему стоил более $450. Только в мае 2016 г. компании договорились о снижении стоимости газа до $180 за тыс. куб. м. Последствием конфликта с Катаром стал пересмотр Индией своей энергетической стратегии. Дели стал ориентироваться на спотовый рынок, что подрывает шансы реализации проекта газопровода ТАПИ (газопровод Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия). Фактически Ашхабад не получает ни гарантий безопасного транзита по территории Афганистана, ни гарантий сбыта газа на территории Индии. В погоне за активами Ключевым изменением энергостратегии Индии стало укрупнение государственных компаний для вхождения в проекты по добыче ресурсов на территории других стран. Участие в капитале зарубежных проектов позволяет Индии гарантировать поставку сырья на собственный рынок, а также улучшить свои переговорные позиции при согласовании стоимости углеводородов. Индийские компании и ранее покупали доли в зарубежных проектах. ONGC владеет 20% в российском проекте "Сахалин-1". В 2009 г. ONGC Videsh Limited купила Imperial Energy, владеющую добычными активами в России и Казахстане. Однако в настоящее время для Индии открывается возможность купить более крупные активы. В частности, в России индийские компании продолжают сотрудничество с "Роснефтью". В мае 2016 г. ONGC купила 15% в "Ванкорнефти", а в дальнейшем эта доля может достигнуть 26%. Причем еще 23,9% в "Ванкорнефти" "Роснефть" обещала продать компаниям Indian Oil Corporation (IOC), Oil India и Bharat Petroleum. В итоге это позволит Индии увеличить свою долю в проекте до 49,9%. В другом активе "Роснефти", компании "Таас-Юрях Нефтегазодобыче" индийские Oil India, Indian Oil и Bharat Petroresources должны получить 29,9%. К российским СПГ проектам индийские компании также проявляют интерес. Министр нефти и газа Индии Дхармендра Прадхан в июне 2016 г. рассказал, что Indian Oil Corporation и Petronet LNG рассматривают вопрос о вхождении в проект российского НОВАТЭКа – "Арктик СПГ". Показательно, что создание крупных консорциумов для покупки иностранных активов – вынужденная для Индии мера, так как отдельные структуры зачастую не имеют достаточного капитала для совершения крупных покупок. Для того, чтобы исправить сложившуюся ситуацию Дели решил объединить 13 государственных нефтегазовых компаний в единую организацию. Таким образом, Индия пошла по пути Китая, который в 1988 г. создал China National Petroleum Corporation (CNPC). Благодаря сосредоточению финансовых ресурсов Китай скупает добычные активы по всему миру, гарантируя поставки углеводородов на свой рынок. Тот факт, что Индия проводит реформу госкомпаний именно сейчас, может свидетельствовать, что она готовится к покупке крупного актива. Это могут быть 19,5% "Роснефти", которые Россия намерена продать до конца 2016 г. Стоимость пакета может составить $11 млрд. Но в данном случае Индии придется конкурировать с Китаем. Реформа ТЭК позволит Дели вывести на битву с конкурентами одного крупного "слона". Автор Игорь Юшков, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ |