На минувших выходных начался и стремительно завершился визит российского президента в Китай. Местная пресса уже охарактеризовала его как "вихреобразный" — менее чем за сутки (в Пекин Владимир Путин прилетел вечером 24 июня, а покинул китайскую столицу 25-го) российский лидер провел несколько встреч с первой тройкой китайских официальных лиц и подписал десятки соглашений. Перед этим он принял участие в заседании саммита ШОС в Ташкенте, который также оказался нерядовым: впервые Шанхайская организация расширила ряды, приняв в свой состав третью экономику мира. Детали и итоги вояжа Путина изучила "Лента.ру".
Плюс два
Как правило, саммиты ШОС проходят без особых сюрпризов — на них преимущественно оформляются достигнутые ранее договоренности и "сверяются часы". 15-й по счету саммит вышел необычным: организация получила сразу три заявки на вступление — от не питающих друг к другу особой любви Сирии, Израиля и Египта. Но главное — подписи под меморандумом об обязательствах поставили индийский премьер Нарендра Моди и пакистанский президент Мамнун Хусейн.
Это ключевой момент в процессе присоединения двух стран к ШОС. В течение года им предстоит подписать еще несколько документов, и если все пройдет без эксцессов, на следующем саммите Индия и Пакистан уже будут представлены как полноправные члены. Для ШОС важность этого момента трудно переоценить: это первое расширение организации с момента создания, причем сразу за счет двух ядерных держав, одна из которых является третьей экономикой мира.
Членство Индии в ШОС — это в известной степени триумф России и Владимира Путина лично. Путь в организацию для Индии был трудным — из-за территориальных споров с Пакистаном и КНР и понятных опасений Пекина по поводу амбиций Нью-Дели, претендующего на роль регионального лидера. Именно России как стратегическому партнеру и Китая, и Индии выпала роль примирителя и арбитра, которую она успешно сыграла.
На ташкентском фронте
Приемом Индии в состав ШОС для Москвы дело не ограничилось. "Помимо процесса оформления членства Индии и Пакистана, состоялась важная для нас встреча министров обороны стран ШОС, — рассказал "Ленте.ру" старший научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Василий Кашин. — Для России это имеет большое значение — она заинтересована в активизации сотрудничества военных структур".
Индийский премьер Нарендра Моди и председатель КНР Си Цзиньпин на саммите в Ташкенте
Фото: Globallookpress.com
Вопросы безопасности, как следует из итоговых документов саммита, волнуют всех участников организации — особенно в свете того, что происходит сейчас в Афганистане, Ираке и Сирии. Неслучайно в Ташкентской декларации говорится о необходимости скорейшего принятия Всеобъемлющей конвенции ООН по борьбе с международным терроризмом.
Помимо координации антитеррористических действий, лидеры ШОС договорились помогать друг другу в случае экономического кризиса и не допускать замедления экономического роста. Чтобы ускорить развитие инфраструктуры, российский президент предложил странам, не входящим в Евразийский экономический союз, подключиться к сопряжению ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП), что, по его мнению, должно стать прологом к формированию большого евразийского партнерства.
Словами не ограничились: Владимир Путин, Си Цзиньпин и монгольский президент Цахиагийн Элбэгдорж подписали соглашение о создании экономического коридора, который должен стать одной из веток будущего единого инфраструктурно-экономического проекта.
Вихрь над Пекином
Последовавший затем визит Путина в Пекин китайская пресса охарактеризовала как "вихреобразный". Российский лидер пробыл в китайской столице менее суток, но за это время успел встретиться с первой тройкой китайских политиков — председателем КНР Си Цзиньпином, премьером Ли Кэцяном и главой парламента Чжан Дэцзяном, а также принял участие в подписании десятков соглашений. Такая стремительность стала возможна благодаря долгой и упорной подготовке: еще в апреле глава российского МИД Сергей Лавров летал в Пекин, чтобы обсудить будущий визит президента, а его китайский коллега Ван И заранее называл его "важнейшим внешнеполитическим событием деятельности России и Китая".
Не секрет, что отношения России и КНР строятся в первую очередь на политической, а не на экономической базе. В Кремле это отлично понимают и намерены приложить все силы, чтобы исправить это положение дел: Владимир Путин во время визита отметил, что "экономика лежит в основе межгосударственных связей, и мы очень многое делаем, чтобы этот фундамент укреплялся". Как отметил источник "Ленты.ру" в посольстве России в Пекине, принимавший участие в подготовке и проведении визита, серьезность намерений Москвы сомнений не вызывала — в состав делегации вошли три вице-премьера, первый вице-премьер и ключевые фигуры почти всех отраслей экономики. В отличие от многих предыдущих встреч, отметил дипломат, в этот раз было заключено множество конкретных соглашений, включая три лично подписанных Владимиром Путиным и Си Цзиньпином.
Владимир Путин на встрече с главой китайского парламента Чжан Дэцзяном
Фото: imago stock&people / Globallookpress.com
Одним из ключевых стало соглашение о создании нового пассажирского дальнемагистрального широкофюзеляжного лайнера, над проектом которого будет работать совместное российско-китайское предприятие. Предполагается, что самолет, вмещающий до 300 пассажиров, станет конкурентом лайнерам Airbus и Boeing не только на российском и китайском, но и на мировом рынке. Кроме того, Москва и Пекин договорились о программе строительства тяжелого гражданского вертолета, в разработке которого примут участие "Вертолеты России". Ожидается, что эти проекты помогут загрузить заказами российских производителей гражданской авиации.
Трубы, рельсы и хоккей
Китай пообещал вложить дополнительные средства в российскую нефтяную и газовую отрасль — так, "Роснефть" подписала годовой контракт на поставку нефти с China National Chemical Corporation. Кроме того, ChemChina согласилась войти на 40 процентов в капитал Восточной нефтехимической компании (ВНХК). Общая стоимость проекта составляет более 1,3 триллиона рублей. Таким образом Москва и Пекин планируют создать на Дальнем Востоке современный нефтехимический комплекс, ориентированный в первую очередь на рынки АТР.
Еще один громкий проект, переговоры о котором планируется завершить до конца года, — высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва — Казань. Подвижной состав и железнодорожное оборудование будут производиться на территории России, первые работы могут начаться уже в первой половине 2017 года. Строительство магистрали, подчеркнул российский президент, лежит в русле инициативы о сопряжении ЕАЭС и ЭПШП и поможет "в перспективе сформировать общее экономическое пространство на всем Евразийском континенте".
Помимо экономики, обсудили гуманитарное сотрудничество — в том числе увеличение взаимного обмена учащимися между школами и вузами России и Китая, а также участие китайских хоккеистов в матчах КХЛ — уже со следующего сезона на российский лед выйдет китайская команда "Красная звезда Куньлунь".
До новых встреч
Несмотря на очевидную экономическую направленность визита, без политики не обошлось. На итоговой пресс-конференции Си Цзиньпин назвал Россию и Китай "конструктивными силами обеспечения региональной международной стабильности" и пообещал, что Москва и Пекин будут и дальше "защищать международную справедливость" путем дружественных консультаций и мирных переговоров. Коснулся китайский лидер и больного вопроса санкций, отметив, что обе страны выступают "против легкого допуска санкций и угрозы их применения, против односторонней политики и применения односторонних действий без согласия заинтересованной стороны".
Си Цзиньпин и Владимир Путин скрепили соглашения рукопожатием
Фото: Getty Images News
Председатель Народного Китая пригласил Владимира Путина на сентябрьский саммит "двадцатки" в Ханчжоу и выразил уверенность в том, что еще не раз встретится со своим российским коллегой до конца года. С российским президентом Си Цзиньпин и так встречается чаще, чем с другими мировыми лидерами, и тенденция эта, похоже, сохранится.
"Этот визит компенсирует нехватку предыдущих соглашений, — подводит итог Василий Кашин. — С началом украинского кризиса и объявленного поворота на Восток у многих наших политиков и экономистов возникли слишком завышенные ожидания, которые позже обернулись некоторым разочарованием. Но теперь, пусть и с задержкой, в российскую экономику наконец пошли китайские кредиты и инвестиции. Ускорился процесс экономического наполнения сотрудничества Москвы и Пекина — а значит, сотрудничество это получит новый импульс".