Разведанные запасы крупнейших в мире нефтегазовых компаний сократились более чем на миллион баррелей в 2014 г., это самое большое снижение запасов за последние 6 лет. Согласно данным причиной стало сокращение работ по разведке.
Ежегодные отчеты пяти крупнейших энергетических компаний - BP, Chevron, ExxonMobil, Royal Dutch Shell и Total — демонстрируют, что доказанные запасы в целом для компаний сократились до 78,6 млрд баррелей нефтяного эквивалента по сравнению с более 80 млрд баррелей нефтяного эквивалента в прошлом году. Это самое большое снижение запасов с 2008 г.
Причиной такого снижения является значительное сокращение количества баррелей, которые появляются в отчетах компаний в результате разведки на новых месторождениях, а также прирост запасов за счет увеличения доказанных размеров пласта, считают аналитики Morgan Stanley.
И хотя эти данные могут по-разному трактоваться в зависимости от того, какие именно запасы компания вносит в категорию "доказанных" запасов, тем не менее ухудшение показателей по разведке - если они останутся на текущем уровне - вызовет вопросы о способности компаний демонстрировать рост в долгосрочной перспективе без сделок по слиянию и поглощению.
Запасы – это активы, пригодные в качестве обеспечения кредита, поэтому компании должны постоянно увеличивать их количество, чтобы в будущем поддерживать добычу. Им необходимо публиковать данные по доказанным запасам, которые компания планирует разрабатывать, а не по вероятным запасам.
Мартин Рэтс, аналитик Morgan Stanley, считает, что прошлый год стал “очень плохим” с точки зрения разведки, которую проводили с помощью разведочного бурения. При этом очень редки случаи открытия крупных месторождений, таких как месторождение Johan Sverdrup, которое компания Statoil обнаружила в 2010 г. в Северном море.
По его словам, "становится все сложнее обнаруживать нефть за пределами США". "Есть несколько историй успеха в США, связанных с запасами сланцевого газа и трудноизвлекаемой нефти, однако если не считать этого, то конвенционное бурение становится все менее успешным", - утверждает он.
Ежегодные отчеты компаний перекликаются с данными исследовательской компании IHS, которые демонстрируют, что в прошлом году количество открытий новых запасов нефти и газа снизилось до минимального уровня за последние 20 лет.
Коэффициент замещения запасов пяти компаний, который определяет, насколько увеличиваются запасы нефти и газа компании по отношению к добыче, в прошлом году был 84%. Это самый низкий уровень с 2010 г.
Важно отметить, что этот коэффициент существенно снизился за счет снижения показателей таких компаний, как Shell и BP. И только Chevron в своем отчете показала рост коэффициента по сравнению с показателями позапрошлого года.
Рост добычи сланцевого газа и нефти в США привел к тому, что цены на нефть снизились на 50% с прошлого лета.
Крупные компании, на которые давят инвесторы и кредиторы, настаивая на улучшении показателей, в результате сложившейся ситуации на нефтяном рынке приняли решение сократить капитальные расходы. По прогнозу Wood Mackenzie, в текущем году бюджет на разведку в компаниях будет сокращен на 30% по причине снижения цен на нефть.
Сокращение запасов может быть не таким уж и плохим, если это происходит за счет улучшения качества этих запасов. В действительности, если копнуть глубже, общая картина окажется более сложной, чем предполагает простой анализ годовых показателей компаний. Несмотря на то что уровень доказанных запасов снизился для компаний из "Большой пятерки", продолжительность добычи растет c 12,6 лет в 2010 г. до 14,1 лет в 2014 г.
Частично это говорит о качестве запасов, которые указаны в отчете компаний. СПГ и канадские нефтяные пески, на которые приходится значительная доля недавнего роста запасов, имеют большую продолжительность добычи, чем традиционные запасы нефти. Такое изменение в структуре активов, по мнению аналитиков, в дальнейшем может привести к более стабильному доходу.
Кроме того, аналитики отмечают и еще одну тенденцию: если стоимость разрабатываемых месторождений снизилась, а рост спроса по прогнозам будет снижаться до менее 1%, то зачем компаниям тратить миллиарды на накопление активов?
Несмотря на то что уровень открытий новых месторождений в последнее время был довольно низким, траты на разведку и добычу в прошлые годы значительно повысили продолжительность добычи в рамках существующего портфолио компаний, отмечает аналитик Wood Mackenzie Том Эллакотт.
Аналитики отмечают, что, даже несмотря на эти факторы, кажется маловероятным, что крупные компании в ближайшее время смогут изменить ситуацию с разведкой новых месторождений, поэтому им придется искать другие способы наращивать уровень доказанных запасов.
Один из таких способов – заключить соглашение с правительствами, которые разрешают компаниям ставить доказанные запасы на баланс, как было в случае с Total и Shell, которые поставили на баланс крупное месторождение Либра в Бразилии.
Такую возможность предоставит аукцион по продаже доли в шельфовых месторождениях Мексики.
Кроме того, если будет достигнуто соглашение по ядерной программе Ирана и будут сняты санкции, это откроет страну для американских и европейских инвестиций. За этими действиями может последовать соглашение, которое даст возможность нефтяным компаниям ставить на баланс месторождения в стране.
Ирак, который находится в непростой финансовой ситуации, также намекал на то, что он может перейти к заключению сделок по долевому распределению добычи.
Еще один способ – слияния и поглощения. Аналитик Рэтс из Morgan Stanley заявляет: "Исторически крупные энергетические компании не являются очень эффективными в области разведки. Разведка, как правило, лучше дается более мелким компаниям. Однако крупные компании успешны именно в добыче".
"Когда цены на нефть падают, именно мелкие компании оказываются в сложной ситуации, их акции также падают в цене. Крупные компании могут легко воспользоваться такой ситуацией, и это очень эффективный способ наращивать уровень запасов", – отмечает аналитик.
Кроме прочего, аналитики предупреждают о том, что американские энергетические компании, которые занимаются сланцевой добычей, оказались чрезвычайно уязвимыми из-за высокого уровня задолженности перед кредиторами. |