Европейские власти не оставляют попыток предотвратить выход Греции из еврозоны, но сейчас Греция вплотную подошла к ограничению и контролю за движением капитала.
И это, наверное, одна из крупнейших международных новостей в последние дни. Председатель Еврогруппы Йерун Дейссельблум прямо заявил, что Греции придется столкнуться с ограничениями, если ситуация не улучшится.
"Эту возможность надо изучить, если страна попадает в большие неприятности, чтобы не реализовался сценарий выхода, - сказал он. – Мы должны были пойти на радикальные меры, банки не работали в течение некоторого времени, и потоки капитала были строго ограничены, но вы можете думать обо всех видах сценария".
Естественно, Афины отреагировали на такой "шантаж".
Представитель правительства Греции сказал, что "Афины уважают институциональную роль Дейссельблума в еврозоне, но не могут понять причины, побудившие его делать заявления, которые не соответствуют его посту; все остальное – фантазии". При этом власти страны сказали, что никто не сможет шантажировать Грецию.
И вот это уже довольно странное заявление, поскольку ЕС шантажировал Грецию с самого первого дня, когда к власти пришла СИРИЗА.
В результате правительство вынуждено было отказаться почти ото всех своих предвыборных обещаний, а также начать реализацию режима жесткой экономии. Именно этот режим стал причиной поражения предыдущих политических сил, против него выступали все те, кто сейчас стоит у власти.
Действительно ли Греция стоит на грани введения контроля за движением капитала, особенно учитывая то, что за это выступает человек, создавший "план спасения" Кипра?
Риск введения контроля действительно есть, и о нем аналитики и экономисты неоднократно упоминали.
Для Дейссельблума должно быть очевидно, что отсутствие существенного прогресса в выполнении программы, предложенной международными кредиторами, приведет к тому, что ЕЦБ не сможет обеспечивать стабильность финансовой системы Греции.
В этой ситуации, согласно классической модели рациональных банковских вкладов, греческие вкладчики просто выведут свои депозиты, также как они делали это раньше. Поэтому перспектива введения контроля за движением капитала может рассматриваться как наименее плохой из возможных вариантов стабилизации финансового сектора.
Но это все в теории, тогда как на практике вряд ли все пройдет так гладко. Греческие вкладчики имеют легкий доступ к зарубежным банкам и альтернативным финансовым продуктам, которые они освоили давно. И в стабилизационном фонде есть деньги на поддержку платежеспособности банков. Все это ограничивает возможность по введению контроля, так как его эффективность под вопросом.
Еврогруппа не может навязать Греции контроль за капиталом. Только греческое правительство может ввести какие-либо ограничения, и это потребует согласия Европейской комиссии. Но это будет непопулярным шагом, поэтому власти Греции совершенно не хотят участвовать в подобных действиях.
С другой стороны, ЕЦБ может заставить Грецию ввести ограничения, сделав их условием для продолжения программы помощи, но регулятор уж точно не хочет быть активным игроком в этой греческой драме.
Тем не менее возобновление процесса, когда греки вновь начнут забирать свои депозиты из банков в результате конфликта Греции и ее кредиторов, кажется вполне правдоподобным. И если это произойдет, список возможных действий и возможностей будет очень коротким.
Не исключено, что Дейссельблум окажется виноватым в новом кризисе банковской системы Греции. Его слова вкладчики могут воспринять абсолютно серьезно, поэтому они побегут забирать свои вклады, чтобы избежать ограничений по их банковским счетам. И это в конечном итоге точно приведет к контролю за движением капитала.
Возможно, Дейссельблум просто совершил ошибку, так как был глубоко разочарован в Афинах. Также он мог специально заявить о контроле, чтобы усилить давление на правительство Греции. В любом случае это не особенно обнадеживает.
Проблемы в экономике и требования европейских властей ставят под угрозу само существование правящей коалиции. Еврозона вряд ли сможет сохранить контроль над ситуацией, если только не даст Греции столько денег, сколько необходимо для реализации программы.
Можно сколько угодно рассуждать о том, что контроль и ограничения сработали на Кипре, но в Греции все это будет реализовать труднее, так как экономика страны значительно больше и сложнее.
Кроме того, если контроль за движением капитала будет введен в качестве побочного результата противостояния между Грецией и ее кредиторами, а не в контексте соглашения по дальнейшим действиям, греческие политики могли бы получить дополнительную поддержку у населения для организации отказа от евро или введения параллельной валюты.
Контроль за движением капитала может стать реальной частью механизма, который обеспечит функционирование и стабильность экономики. Но это игра с огнем. |