Азербайджан, который приобрел оператора греческой национальной газотранспортной системы DESFA, выражает обеспокоенность по поводу того, что Еврокомиссия так долго принимает решение относительно соответствия сделки законодательству ЕС, заявил министр энергетики Азербайджана Натиг Алиев.
В декабре 2013 азербайджанская государственная нефтегазовая компания SOCAR выиграла тендер на приобретение 66% акций греческого газового оператора DESFA за €400 млн. Остальные 34% акций принадлежат Греции.
Эта сделка повысила шансы на то, что Трансадриатический газопровод (TAP) выиграет тендер на поставку азербайджанского газа у конкурента Nabucco. И действительно, TAP выиграл у Nabucco. SOCAR владеет 20% акций в TAP.
Сейчас Евросоюз приветствует проект поставок азербайджанского газа в Европу к 2019-2020 гг. через "Южный коридор", частью которого является Трансадриатический газопровод. Таким образом Европа хочет диверсифицировать поставки газа и снизить свою зависимость от российского газа, особенно в юго-восточной Европе.
Но в ноябре 2014 г. Еврокомиссия начала расследование с целью выяснить, соответствует ли сделка по покупке доли DESFA законодательству Евросоюза.
Алиев, министр энергетики Азербайджана, выразил обеспокоенность по поводу этого расследования и затягивания решения по этому вопросу.
Министр пояснил, что с точки зрения Азербайджана, нет конфликта интересов в приобретении мажоритарного пакета акций SOCAR, так как владельцем газа, который будет идти через "Южный коридор" является не Азербайджан, а консорциум газового месторождения "Шах-Дениз II", откуда будет поставляться газ.
Оператором месторождения Шах-Дениз является BP, владеющая 28.8% акций. Долевое распределение среди других участников соглашения следующее: AzSD (10%), SGC Upstream (6,7%), Statoil (15,5%), Lukoil (10%), NICO (10%) и TPAO (19%).
Министр также прокомментировал недавний визит президента Азербайджана в Болгарию, где премьер-министр страны Бойко Борисов пытается возродить проект Nabucco.
Алиев заявил, что Азербайджан не конкурирует с Россией, которая планирует экспортировать 63 млрд кубометров газа в год в страны Юго-Восточной Европы в рамках проекта "Турецкий поток", который пришел на замену аннулированному "Южному потоку".
В настоящий момент Азербайджан планирует поставлять в страны Европы 10 млрд куб. м в год начиная с 2019-2020 гг., что значительно меньше количества, которые планирует поставлять Россия, отметил министр.
Тем не менее, министр также отметил значительные запасы газа в своей стране, которые, по оценкам, составляют приблизительно 2,65 трлн куб. м.
Алиев также заявил, что будущие проекты, в рамках которых планируется поставлять дополнительный газ в страны Европы, отличаются от проекта Nabucco. В качестве примера он привел проект газопровода "Юго-Восточная Европа" (SEEP), предложенный ВР в 2011 г., который в значительной степени будет основан на уже существующих трубопроводах.
Помимо этого, министр отметил, что если его стране будет предложена доля в проекте, соединяющем Грецию и Болгарию (известном как Стара Загора Камотини), то Азербайджан мог бы поставлять в Болгарию дополнительные объемы газа.
"Но это не единственный вопрос, который мы обсуждали в Болгарии. Был также обсужден вопрос об активном участии Азербайджана в повышении мощностей для хранения газа в Болгарии, а также способность участия Азербайджана в дальнейшей газификации и модернизации химических заводов в Болгарии", - подчеркнул он.
Как отмечает заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов, покупка Азербайджаном греческого оператора – это вполне понятная попытка максимизировать прибыль от газотранспортного проекта за счёт получения транзитных платежей (газопровод пойдёт через Грецию, которая, кстати, планирует отбирать из него 1 млрд куб. м).
"В данном случае Азербайджан пытается следовать "российской" стратегии – допускать иностранные компании к добыче внутри своей страны в обмен на интересные активы за рубежом. Но вес Азербайджана, при всем уважении, несколько меньше, чем России, и его роль в реализуемом проекте слишком, скажем так, зависимая", - отмечает аналитик.
По его мнению, европейцы неохотно допускают посторонних на свои рынки, особенно если "посторонний" является геополитически слабым игроком.
"Кроме того, трепетное отношение ЕС к своему Третьему энергопакету стало притчей во языцех, формально Азербайджан действительно собирается зарабатывать на транзите своего газа по территории Евросоюза. Впрочем, у него есть все шансы доказать, что его доля в этих объемах голубого топлива незначительна. Формально, кстати, эта сделка никак не связана с реализацией "Южного газового коридора" и повлиять на его реализацию не может", - полагает он.
"Фактически объемы, которые хочет поставлять Азербайджан, действительно не будут конкурировать с газпромовским газом, а заместят на юге Италии ливийский газ, поставки которого в последние годы стали крайне нестабильными", - отмечает Фролов. |