Падение цен на нефть часто преподносится в качестве сильного экономического стимула для отдельных стран и мировой экономики в целом. Но прошло уже более шести месяцев, с того момента как цены начали снижаться, и положительный эффект уже должен чувствоваться.
Совсем недавно многие экономисты и политики игнорировали обеспокоенность по поводу того, что снижение цен на нефть может стать предвестником снижения экономического роста. Еще в декабре в Международном валютном фонде говорили, что дешевые энергоносители могут стимулировать рост ВВП большинства развитых экономик мира. Эту точку зрения поддерживал ЕЦБ.
И это неудивительно, так как после падения цен на нефть в еврозоне выросли продажи, покупательская активность выросла в других странах-импортерах, включая США, а по Японии экономисты вообще решили повысить прогнозы по росту.
В принципе, прошедшего времени должно быть достаточно, чтобы проявился эффект снижения нагрузки на потребителей, о чем так любят говорить некоторые американские чиновники, и это должно поддержать реальный сектор экономики и улучшить экономические данные.
Но с реальностью это не имеет ничего общего. Все позитивные эффекты действуют только в кратко- и среднесрочной перспективах, и даже не во всех странах.
Цены на нефть и макроэкономические показатели США Источник:zerohedge.com Традиционно считается, что низкие цены на нефть дадут стимул потребителям тратить все больше и больше, поскольку они тратят меньше из-за падения стоимости топлива. И все это должно привести к росту найма, доходов и экономическому росту.
Это прекрасная теория, но она, судя по всему, не работает. Любое снижение нефти не приводит к снижению нагрузки на потребителя.
Просто произойдет общее перераспределение расходов.
В мире аналогичная ситуация, и это уже понимают эксперты. Дешевая нефть не окажет позитивного влияния на рост мировой экономики, прогнозирует рейтинговое агентство Moodys Investors Service.
Агентство не изменило прогноз роста ВВП стран G20, сохранив его на уровне 3% в 2015 и 2016 гг., что в целом соответствует темпам 2014 г.
Moodys отмечает, что нефтяные экспортеры пострадают от низких цен, а выгоду импортеров нивелирует целый ряд факторов. Низкие цены на товары и услуги могут стать причиной сокращения уровня потребления и инвестиций.
Нефть – основная причина, по которой замедление экономического роста приводит к инфляции, самой большой с финансового кризиса, разразившегося более 5 лет назад.
Если всплеск потребительской активности и был, то сейчас этот фактор влияет не так сильно. Теперь же потребители предпочитают не тратить, а экономить, так как экономические перспективы неясны.
Источник:zerohedge.com Крах нефтедобытчиков США
Возвращаясь к США, хочется отметить, что положительный эффект от низких цен на нефть может достаточно быстро быть нивелирован ухудшением ситуации в некоторых штатах, специализирующихся на добыче энергоресурсов.
Самым очевидным последствием снижения цен на нефть является сокращение бурения нефтегазовыми компаниями.
Экономика таких штатов, как Техас, Северная Дакота, Оклахома и Луизиана, за последние несколько лет переживала расцвет из-за роста добычи нефти. Однако в настоящий момент сектор переживает непростой период, в результате чего наблюдается рост безработицы и возникают сложности, с тем чтобы сбалансировать бюджеты этих штатов.
Кроме того, есть косвенное воздействие роста безработицы и снижения цен на другие сферы промышленности, такие как горнодобывающая промышленность, промышленное производство и химическая промышленность.
Добыча нефти и газа составляет значительную долю в статистике занятости в области "горнодобывающей и обрабатывающей промышленности". С 2000 г., когда цены на нефть выросли, на Техас приходится более 40% всех рабочих мест в стране согласно официальным данным.
Большую часть рабочих мест, созданных после финансового кризиса, составляли низкооплачиваемые рабочие места в сфере розничной торговли, в здравоохранении и в других сферах услуг.
Что касается рабочих мест, созданных в сфере энергетики, то они предлагают более высокий уровень зарплаты.
И все эти рабочие места находятся под угрозой. |