("
The Economist",
Великобритания)
Обычно политики не размахивают большими кусками металла во время своих публичных выступлений. Но президент Украины Петр Порошенко именно так и сделал, выступая на Всемирном экономическом форуме в Давосе. Он принес с собой кусок корпуса автобуса, уничтоженного в ходе обстрела остановки общественного транспорта в Донецке, в результате которого погибли 13 человек. И эмоциональное обращение г-на Порошенко за помощью Запада принесло свои плоды. 21 января представители МВФ сообщили, что фонд готов выделить Украине новый пакет финансовой помощи. Наконец происходит то, о чем многие говорили: теперь кредиторам придется взять на себя часть нагрузки.
2014 год стал катастрофическим годом для экономики Украины. Ее ВВП сократился примерно на 10%. Курс гривны упал более чем на 50%. Вместе с ростом стоимости импортных товаров вырос и уровень инфляции — с 1% год назад до 25%. В отчаянной попытке поддержать национальную валюту центробанк Украины начал выбрасывать наличные на рынок: с середины 2014 года объем валютных резервов Украины сократился с 16 миллиардов до 7 миллиардов долларов. Необходимость погасить долги, которые достигают 10 миллиардов долларов, оплата импортного газа и безжизненный банковский сектор — все это означает, что Украине, возможно, потребуется финансовая помощь в размере 20 миллиардов долларов, чтобы продержаться в 2015 году.
Та финансовая помощь, которую Запад оказывал Украине до настоящего момента, нельзя назвать адекватной. В 2014 году МВФ пообещал в течение двух лет выделить Украине 17 миллиардов долларов. Пока что он предоставил ей лишь 5 миллиардов долларов. После того как 29 декабря Украина приняла бюджет на 2015 год, некоторые аналитики выразили надежду, что вскоре Запад предоставит ей новую порцию финансовой помощи. Евросоюз предложил ей 1,8 миллиарда евро (2,1 миллиарда долларов), а Америка пообещала предоставить ей кредитные гарантии на сумму в 2 миллиарда долларов. Канцлер Германии Ангела Меркель предложила ей 500 миллионов евро (после чего пророссийские хакеры взломали ее официальный сайт). Но этих незначительных сумм Украине не хватит.
Новый проект оказания финансовой помощи Украине выглядит настоящим шагом вперед. Речь идет о "расширенном финансировании", а это значит, что МВФ сможет предоставить Украине больше денег и на более длительный период времени. Это поможет ей провести необходимые реформы и постепенно стать конкурентоспособной. Между тем, хотя, согласно новому проекту, сумма финансовой помощи может оказаться гораздо значительнее, чем прежде, это вовсе не обязательно приведет к переводу денег в ближайшее время, в чем Украина отчаянно нуждается.
Именно по этой причине украинские чиновники резко изменили свою точку зрения в вопросе реструктуризации долга. В течение нескольких месяцев они настаивали на том, что Украина полностью вернет все свои долги. Накануне объявлений о новом плане оказания финансовой помощи Владислав Рашкован, исполняющий обязанности заместителя председателя центробанка Украины, заявил, что реструктуризация "не обсуждается". Теперь план изменился. Перспективы затяжных переговоров отпугнули некоторых инвесторов, которые продали свои ценные бумаги. Остается надеяться, что их новые владельцы разделят точку зрения Украины. Готовность к некоторым убыткам по кредитам сейчас, возможно, является единственным способом вернуть хотя бы часть денег.
Между тем, новый план оказания финансовой помощи не сможет решить другую серьезную долговую проблему Украины: речь идет о евробондах на сумму в 3 миллиарда долларов со сроком погашения в декабре. Согласно условиям соглашения о предоставлении этого займа, Россия может потребовать их досрочного погашения в том случае, если ее госдолг Украины превысит 60% ее ВВП. А это в свою очередь спровоцирует перекрестный дефолт по другим долгам правительства Украины. Все знают, что Украина уже перешагнула порог в 60%, хотя официально об этом объявят лишь через несколько месяцев. Вскоре, возможно, всем станет ясно, что именно в руках России, а не Запада, находится судьба украинской экономики.
Оригинал публикации: Bigger and better