В истории израильско-французской дипломатии бывали всякие времена. Последние годы между странами традиционно сохраняются хорошие отношения, но если вернуться на 45 лет назад из-за одного, как тогда писали газеты, "невероятного события" эти отношения могли серьёзно испортиться. Причиной кризиса послужила дерзкая операция израильского спецназа по угону пяти ракетных кораблей, построенных на судоверфи в городе Шербур по заказу Израиля. Не хочется проводить параллель со скандалом, связанным с "блокированием" Францией поставок вертолётоносцев "Мистраль" в Россию, хотя и тогда, и сейчас это случилось по причине введения санкций. Спецоперация израильского морского десанта, ранее не особо афишируемая в прессе, упоминается сегодня, возможно, из-за схожих обстоятельств. То, что произошло в ночь на Рождество в 1969 году у берегов Франции, вошло в военные учебники Израиля, коротко сообщается о тех давних событиях и в учебных пособиях разведслужб других стран, в том числе довольно подробно описывается "Операция Шербур" в истории российской разведки. Комар носа не подточит… Началось всё, в общем-то, с укуса "комара". Как известно, Израиль, обладающий морской границей и побережьем протяжённостью около 273 километров, в 60-е годы неоднократно подвергался набегам с моря. В октябре 1967 года два ракетных катера советской постройки с египетским экипажем на борту, классифицированных в НАТО как "Komar", атаковали израильский эсминец "Эйлат". Последствия были печальными – корабль пошёл ко дну, лишь часть из 197 членов экипажа удалось спасти. После тех трагических событий командование ВМС Израиля осознало свою неготовность к ведению военно-морских операций. Руководство страны во главе с премьер-министром Голдой Меир (Golda Meir) не желало мириться с таким позорным поражением. "Необходимо срочно принимать меры! Нам нужна надёжная защита и в море и на суше", – заявила премьер. По тем временам Израиль активно сотрудничал с Францией в сфере поставок вооружений (ядерный реактор в Димоне также строили французы), поэтому не случайно выбор пал на шербурскую судоверфь Construction Mecaniques de Normandie, где, несмотря на нищенское положение молодого государства, был размещён и оплачен заказ на 12 ракетно-артиллерийских катеров с полным оснащением. Голда Меир была довольна, шербурские "зонтики", о которых она мечтала, строились в ускоренном темпе. "Теперь комар носа не подточит", – в шутку говорила премьер-министр. Но у каждой страны есть свои дипломатические приоритеты. Параллельно французы стали восстанавливать традиционно тесные связи с арабским миром – с тем самым миром, с которым воевал Израиль. В том же году Франция отказалась поставлять Израилю наступательное вооружение, а в сентябре 1969 года вообще ввела полное эмбарго на торговлю оружием. Из 12 единиц заказа удалось доставить в еврейское государство лишь семь, остальные пять "зависли" в шербурской гавани. Операция "Шербур" План по угону кораблей был разработан до мелочей. За два месяца до назначенного часа в порт города Шербур прибыла израильская делегация с целью обучения морского состава управлению и обслуживанию новых военных судов, которые Израиль успел получить ещё до введения санкций. Семьдесят израильских моряков раз в неделю под видом учений выходили на катерах в море и возвращались поздно ночью. Таким образом, привычный шум двигателей не вызывал у жителей города каких-либо опасений. Никто из руководства верфи в Шербуре и не подозревал, что за этим скрывается тщательно продуманная диверсия. Проведение самой операции было назначено в ночь на Рождество 25 декабря 1969 года. Для дополнительного прикрытия в одном из ресторанов города был заказан банкет, на который, по понятным причинам, никто не пришёл. (Правда, судя по документам, счёт за него был полностью оплачен). Нужно сказать, что ещё накануне операции израильтяне позаботились и о "материальной" стороне вопроса. Дипломаты постарались создать видимость, что Иерусалим якобы смирился с потерей дорогостоящих катеров, но тем не менее не хочет упускать возможность вернуть себе хотя бы часть от уже заплаченных денег. Французы не возражали. По результатам сделки "купли-продажи" арестованное имущество очень скоро приобрело новых владельцев в лице некой норвежской фирмы "Стартботт & Вайль" – на самом деле, липовой конторы-однодневки, открытой для отвода глаз. Хозяева объявились в Шербуре в ночь перед Рождеством, изъявив желание отметить этот праздник на борту приобретённых кораблей, а заодно обмыть покупку. В то время, когда французы поднимали рождественские тосты, все пять ракетных катеров без огней и опознавательных флагов покинули шербурский порт и вышли в бурное штормовое море. Излишне говорить, что шумные израильские моряки таинственным образом пропали в ту же ночь. Их исчезновение обнаружили только спустя сутки! И только тогда, сложив все предшествующие события воедино, французы поняли, что евреи "обвели их вокруг пальца". Французские источники утверждают, что тогдашний министр обороны даже приказал начальнику генерального штаба поднять в воздух самолёты, чтобы догнать беглецов и нанести удар по катерам. Однако ничего подобного не произошло: спустя пять дней – 31 декабря боевые корабли без проблем зашли в порт Хайфы. Прошло 45 лет, но военные специалисты до сих пор расходятся во мнениях, как израильтяне могли провернуть такой хитроумный план под носом у французских властей… Света Блаус |