Решение России отказаться от постройки трубопровода в Болгарию и вместо этого проложить ветку в Турцию позиционируется как важная победа Анкары в ее стремлении стать региональным энергетическим узлом. Однако нарастают сомнения относительно того, насколько выгодным будет этот проект для Турции на самом деле.
Подписанный российским президентом Владимиром Путиным и его турецким коллегой меморандум о взаимопонимании по строительству газопровода в Турцию может стать важным шагом к достижению стратегической цели Анкары, считает Синан Ульген из Института Карнеги в Брюсселе.
"Потенциально этот проект имеет большое значение. Если он будет реализован, он существенно укрепит шансы Турции стать региональным энергетическим узлом. Турция хочет собрать на своей территории природный газ из разных источников и экспортировать его в Европу на своих коммерческих условиях", - поясняет эксперт.
Новый газопровод станет заменой проекта "Южный поток" стоимостью 45 миллиардов долларов для транспортировки газа из России в Болгарию. Путин объяснил свое решение отменить проект задержками со стороны Софии. Небогатая энергетическими ресурсами Турция давно пыталась выгодно использовать свое соседство с нефтегазовыми странами на востоке и юге и ключевым европейским рынком. Однако, как отмечает Эмре Эшери из Университета Яшар в Измире, Турция, пока неясно, насколько выгодным будет для Анкары новый российский газопровод.
"Это зависит от условий, потому что у Турции есть ряд соглашений с Россией, однако эти соглашения не предусматривают возможности перепродажи, то есть она не может заработать, продавая российский газ. Так что условия соглашения о строительстве российского газопровода имеют решающее значение. Турция стремится стать энергетическим узлом для региона, а энергетический узел – это больше, чем просто транзитный пункт".
Другим камнем преткновения может стать цена на российский газ, который является самым дорогим из скупаемых Турцией после иранского. Чтобы подсластить новую сделку, Путин пообещал Турции скидку в размере 6 процентов, однако турецкие власти заявляют, что этого мало. Ульген считает, что Москва может удовлетворить требования Анкары, поскольку проект строительства трубопровода мотивирован не только экономическими, но и стратегическими соображениями.
"Россия хочет установить более близкие отношения с Турцией и со временем попытаться использовать энергетические связи, чтобы отдалить Турцию от Европы и оттянуть на свою сторону. Это, очевидно, одна из причин отмены Южного потока и решения перенаправить этот гигантский поток газа в Турцию", - считает аналитик.
В ходе своего визита в Турцию на прошлой неделе Путин назвал страну "стратегическим партнером". Аналитики обращают внимание на то, что российский президент и его турецкий коллега Реджеп Тайип Эрдоган, похоже, слеплены из одного теста: обоих обвиняют в склонности к авторитаризму и частой критике в адрес Запада. Однако Анкара озабочена по поводу своей энергетической зависимости: на Россию приходится 57 процентов импортируемого Турцией газа. С появлением нового газопровода этот показатель может вырасти до 70 процентов.
Энергетическая зависимость Турции усилится еще больше за счет того, что Россия построит первую в стране АЭС стоимостью 20 миллиардов долларов, которые покроют за счет российских же кредитов. По мнению Ишери, такая зависимость может поставить под удар стратегическую цель Анкары:
"Некоторые аналитики, в том числе и я, рассуждают о двойной угрозе, поскольку и в атомной энергетике, и в газовой, мы зависим от России. Так что это будет иметь серьезные политические последствия для региона. У Турции и России в регионе нет ничего общего. По таким вопросам, как Сирия, Нагорный Карабах, Украина и Кипр, их позиции расходятся. А слишком сильная зависимость от России будет означать, что шансы стать игроком, который задает тон в регионе, не очень-то велики".
До сих пор Анкара, как и Евросоюз, придерживалась политики сокращения зависимости от российского газа. В следующем году должно начаться строительство Трансанатолийского газопровода TANAP, по которому в Турцию и ЕС будет поставляться газ из Азербайджана.
В ходе визита в Баку в среду министр иностранных дел Турции Мевлют Кавусоглу вновь подчеркнул, что TANAP – приоритет для Турции. По мнению аналитиков, Москве еще предстоит немало потрудиться, чтобы убедить Анкару в преимуществах нового российского газопровода.