Министр экономики и энергетики ФРГ Зигмар Габриэль (Sigmar Gabriel) полагает, что у проекта "Южный поток" еще, возможно, есть какое-то будущее: "Надо надеяться, что отношения между Россией, Украиной и Европейским Союзом в конце концов снова стабилизируются и можно будет продолжить диалог (о судьбе проекта. - Ред.)". В Брюсселе, на встрече министров ЕС, ответственных за вопросы энергетики, Габриэль отметил, что он сожалеет об остановке этого проекта. Заместитель министра экономического развития Италии Клаудио Де Винченти оценивает ситуацию более прагматично: нужно смотреть в будущее. "Проект "Южный поток" был важным начинанием, и мы полагали, что сможем придти с Россией к соглашению по спорным вопросам", - продолжает он. Де Винченти обращает внимание, что теперь, когда Москва сменила свою стратегию, Европа должна задуматься о диверсификации, причем не только в отношении маршрутов транспортировки, но и стран-поставщиков природного газа. Реакцией ЕС на подобные изменения должна стать новая, максимально гибкая концепция будущих поставок. Не допустить конкуренции "Южный поток" относится к серии "незавершенных проектов" Европейского Союза. Несмотря на министерские уверения из Берлина, создается впечатление, что проект, который был запущен более 7 лет назад, закончился просто ничем. И все только лишь потому, что Путин, обозленный из-за экономических санкций и сопротивления со стороны ЕС в отношении его политики на Украине, разрывает контракты с европейскими странами, по территории которых должен был пройти газопровод? "Санкции и падение цен на нефть не имеют ничего общего с решением Путина", - убежден Арно Беренс, эксперт по энергетическим вопросам Центра европейских политических исследований в Брюсселе. Как правило, такие проекты планируются на очень длительную перспективу. Беренс полагает, что "упорство Еврокомиссии в отношении правил, определенных в Третьем энергопакете ЕС, согласно которым, в частности, газодобывающие компании не вправе владеть магистральными трубопроводами на территории ЕС, и является главной причиной отказа Путина от реализации этого проекта". "Газпром" предполагал, что он будет владельцем будущего газопровода, единственным его эксплуататором, и не допускал возникновения конкуренции. Кроме того, были и чисто экономические причины: энергетическая потребность ЕС сокращается с 2007 года, в течение ближайших 20 лет ожидается дальнейшее снижение потребления на 20 процентов, подчеркивает эксперт. "Южный поток" с самого начала противоречил законодательству ЕС Румыния, Болгария и другие шесть стран-участниц этого проекта уже инициировали встречу с еврокомиссаром по энергетике Марошем Шевчовичем, чтобы еще раз выразить свое сожаление по поводу внезапной остановки строительства "Южного потока". Шевчович планирует создать рабочую группу, которая будет заниматься решением проблем, возникших в этих странах в связи с остановкой проекта. Кроме того, утверждает Шевчович, можно было бы задуматься об альтернативах - быть может существует другая возможность подключиться к европейской сети и получить финансирование в рамках нового инвестиционного пакета ЕС. Однако в то же время комиссар подчеркнул: "Большое значение имеет соблюдение правил Евросоюза". Другими словами это означает, что Брюссель в любом случае не допустил бы монополии "Газпрома". И в этом, по мнению Арно Беренса, заключается фундаментальная проблема "Южного потока": для него "остается загадкой, как можно было заключать соглашения, когда они явно противоречили законодательству ЕС". Эта ошибка сегодня напомнила о себе, полагает эксперт. ЕС планирует диверсификацию не только маршрутов В Брюсселе, на встрече министров ЕС, ответственных за вопросы энергетики, Де Винченти рассказал о своей недавней поездке в Казахстан и Азербайджан. По его словам, строительство нового газопровода южного направления от Баку до границы ЕС проходит ударными темпами - он должен быть введен в эксплуатацию в 2019 году. Еврокомиссар Шевчович считает это направление важным шагом на пути диверсификации поставщиков газа в Европу. Кроме того, он напомнил и о разработке новых месторождений, в частности, в Израиле и на Кипре, с тем, чтобы затем можно было подключить их к новому проекту - Восточно-Средиземноморскому газопроводу (East-Med-Pipeline). Мало кто в Брюсселе готов проливать слезы на похоронах "Южного потока", кроме, пожалуй, тех стран, которые непосредственно принимали участие в этом проекте. Их возможные претензии и требования о компенсации ЕС намерен вначале серьезно изучить. Эксперту по энергетике Беренсу цифры, предоставленные российской стороной, кажутся сомнительными: даже Болгария на данный момент не может сказать с уверенностью, сколько новых рабочих мест и какой дополнительный доход получила бы страна, если "Южный поток" все же был бы запущен. |