К сожалению, со времён Джорджа Кеннана и Джорджа Маршалла в 1940-х и 1950-х годах качество тех, кто представляет Соединённые Штаты в Восточной Европе, похоже, снизилось. Хотя европейская дипломатия, как видно, сохранила традицию этнической гибкости, которую олицетворял князь Талейран.
Независимо от вашего мнения о моральности российского вмешательства в события на Украине, или того, принесёт ли более широкая стратегия правительства Путина больше выигрышей, чем потерь, для российского государства нет сомнений, что тактически русские переиграли Соединённые Штаты и Европу на финансовых рынках. Как мне сказали, Пентагон уже изучает российские шаги на финансовом рынке Украины, чтобы понять, как подобную тактику можно было бы использовать в будущих военных кризисах.
Министры нового украинского правительства, избранного и приведённого к присяге после того, как новый парламент впервые собрался в четверг, должны иметь дело с коллапсируюшей валютой, коррупционной схемой ценообразования в энергетике, которая помогла обанкротить государство, и огромными грядущими валютными платежами предприятиям, принадлежащих тому самому государству, которое нарушает границы с помощью танков и солдат-"добровольцев".
Всё это довольно заметно. Тем не менее, интересно, что на ценах украинских международных валютных облигаций на активно торгуемых рынках эти реалии не отражаются. Выпуск облигаций со сроком погашения в сентябре 2015 года на прошлой неделе торговался на уровне примерно 85 центов, с доходностью 28%; другие облигации со сроком погашения в июле 2017 года можно было купить по 80 центов, с доходностью к погашению в 19%.
Все эти выпуски делались в рамках "международного закона", что означает, что условия не могут быть изменены правительством Украины в одностороннем порядке, с использованием собственного парламента и правовой системы. До конца следующего года их ставки и основные платежи фактически защищены английским законом, скандинавскими арбитражными органами, а также российскими и про-российскими силами внутри и вне украинских границ.
Российские организации хорошие ученики в понимании того, как использовать международные долговые обязательства. Условия, по которым они продавали газ предыдущему украинскому правительству, пахнут коррупцией, но и хорошей юридической техникой, эффективность которой ещё только медленно начинает доходить до тех, которым следовало бы в этом разбираться лучше, – например, до американской администрации.
Возьмём, к примеру, то, что американцы называют сейчас облигациями в виде "мины-ловушки" – бонды на 3 миллиарда долларов, выпущенные Украиной год назад для российских держателей; срок погашения у них обозначен декабрём 2015 года. Они не только имеют исковую силу по английскому закону, но и были зарегистрированы на ирландской бирже. Они имеют оговорки о перекрестном неисполнении обязательств, которые начинают действовать, если Украина пропустит платёж любому предприятию, контролируемому Россией или тому, где Россия – мажоритарный акционер. Сюда входит платёж в 1.6 миллиардов долларов Газпрому до конца этого месяца. Да, и Россия может подать в суд за невыполнение обязательств (что запускает дальнейший дефолт по остальному украинскому долгу в иностранных облигациях примерно на 16 миллиардов долларов), если долг страны по отношению к ВВП превышает 60% – возможно, из-за грабительских российских цен на газ и поддерживаемого Россией вмешательства и мятежа.
Благодаря глубокому обесцениванию украинской гривны, а также ещё большему обнищанию населения в настоящее время украинские товары и услуги, вероятно, почти закрывают баланс. Однако бремя обслуживания долга намного превышает возможности золотовалютных резервов и возможности валютных поступлений в обозримом будущем.
Поэтому западные страны могут либо стиснуть зубы и наскрести большую часть суммы, необходимую Украине для погашения долгов перед Россией, по которым настаёт срок платежа независимо от справедливости контракта, который лежит в их основе, либо же наблюдать полный крах украинской экономики. Если случится такая катастрофа, США, Европа, МВФ и прочие организации будут вынуждены конкурировать с Россией в предоставлении пакетов гуманитарной помощи, что может обойтись даже ещё дороже.
В течение следующего года официальные западные и международные фонды будут поддерживать платежи по украинским облигациям, такие как на 500 миллионов долларов под 6,875%. При 85 центах они, возможно, недооценены, поскольку срок их погашения настаёт раньше, до срока погашения облигаций "минной ловушки" в декабре. Однако ко времени, когда мы доберёмся до 2017 или 2019 года, может вырасти неподъёмное бремя официальной непогашенной и взаимной задолженности, которые будут претендовать на старшинство перед частными держателями иностранных долговых обязательств. В этот момент безжалостная долговая "стрижка" или "перепрофилирование" сроков погашения куда-то в бесконечность будут хорошим выбором.
Единственный способ для Украины восстановить свою экономическую силу и пополнить валютные резервы, чтобы избежать правовой и экономической неразберихи – это добровольно принять антикоррупционные меры и перейти к рыночному ценообразованию в энергетике и в установлению цен на другие товары, что покончит с олигархической моделью развития. В свою очередь, эти реформы потребуют не только сокращений в расточительном и коррупционном использовании на стороне потребления, но и нового производства со стороны поставщика.
Для любого имеющего в прошлом опыт общения с украинскими чиновниками понятно, что для этого требуется вмешательство, скажем так, архангела с огненным мечом. Хотя в эту несчастную зиму может оказаться достаточно настроений в народе против прошлой практики, чтобы такая работа началась.
С точки зрения держателей облигаций, это, наверное, единственный путь, чтобы им платили в срок после конца следующего года.