Дэвид А. Паркер Оригинал статьи: A New Type of US-Japan Trade Relationship На первый взгляд, визит министра торговли Пенни Притцкер в Токио в рамках ее первой торговой миссии в Азию кажется обычным. В конце концов, Япония — один из крупнейших торговых партнеров Америки с ежегодным взаимным оборотом товаров и услуг почти на $400 млрд. Япония является ключевым участником продолжающихся переговоров по Транстихоокеанскому партнерству (ТТП). Но за пределами коммерческой интермедии перед визитом президента Барака Обамы в регион в следующем месяце, первая официальная поездка Притцкер в Японию выдвигает на первый план незаметную трансформацию экономических отношений США и Японии. Взаимоусиление в период коммерческого восстановления равновесия Америки и экономического оживления Японии более, чем когда-либо, приближают Вашингтон и Токио к общему подлинному видению экономических отношений. Помимо прибытия представителей двадцати американских медицинских и энергетических компаний, у этого визита также есть специальное историческое значение. Последнее крупная американская торговая миссия побывала в Японии в январе 1992 во времена президента Джорджа Буша-старшего в разгар торговых войн между Соединенными Штатами и Японией из-за автомобильного рынка, и заявления Белого дома о “ясной и измеримой прибыли” от поездки не помогли урезонить яростный призыв Детройта к возмездию за предполагаемую недобросовестную торговую практику Токио. Тот же год стал началом “потерянных десятилетий Японии”, в течение которых рост ВВП страны составлял в среднем примерно один процент в год, а премьеры-министры менялись каждый год. Политическое окружение и экономическая обстановка, окружающая нынешнюю торговую миссию, весьма отличается предыдущей. Тогда, за два месяца до злополучного визита бывшего президента Буша-старшего, американская экономика потеряла более полмиллиона рабочих мест; сегодня США посреди самой длинной полосы непрерывного роста числа рабочих мест, согласно отчетам. Также во время поездки Буша-старшего Япония только-только входила в свой долгий застой; при премьер-министре Синдзо Абэ у экономики, возможно, есть наилучший шанс на подлинное возрождение впервые за двадцать лет. И хотя, как и в те времена, старые споры об автомобилях и сельском хозяйстве остаются значительными препятствиями для завершения продолжающихся переговоров по ТТП, доминирующей тон американо-японских экономических отношений явно сместился к лучшему от едкого соперничества 1990-х годов. С точки зрения Токио, торговая миссия Притцкер поддерживает программу экономической реформы администрации Абэ. Она указывает не только на то, что более сильные перспективы роста привели к возобновлению интереса американских фирм к японскому рынку, но и на то, что выбор здравоохранения и энергетики в качестве направлений работы рассматриваются как положительное отражение усилий Абэ продвинуть благоприятные для иностранных фирм структурные реформы в этих ключевых областях. Это и решение правительства в ноябре 2013 предпринять амбициозную программу по либерализации рынка электроэнергии Японии стоимостью $60 миллиардов, а также внесение поправок во внутренние законы о здравоохранении с целью повысить эффективность, снизить цены и усилить конкуренцию, позволив большее участие иностранных фирм. Для Соединенных Штатов эта миссия — возможность помочь американским компаниям расширить свое присутствие в третьей по величине экономике в мире в двух ключевых секторах. Как указывает Министерство торговли, японский рынок лекарств и медицинского оборудования, оцениваемый в $150 миллиардов, для американских фирм “представляет луч надежды в темном облаке стареющего населения Японии”. На фоне роста абсолютной численности японцев старше 65 лет, которая, согласно прогнозам, продолжит расти в течение следующих 30 лет (даже при снижении общей численности населения), это окно возможностей будет сохраняться в долгосрочной перспективе. В энергетическом секторе закрытие ядерных установок Японии после аварии на АЭС Фукусима-1 в 2011 году вызвало крупное переосмысление японской энергетической политики. Результат — новая готовность экспериментировать и жажда передовых технологий и творческих решений, которые могут помочь Японии удовлетворить свои энергетические потребности – технологии и решения, в которых американские компании занимают хорошее положение для поставки на рынок. В июне 1990 года Соединенные Штаты и Япония совместно представили список действий для каждого правительства для гарантии, что это приведет “к более эффективным, конкурентоспособным и открытым рынкам, поспособствует укреплению экономического роста и увеличит качество жизни и в Японии и в Соединенных Штатах”. К сожалению, положительная повестка дня, выдвинутая в этой Structural Impediments Initiative (SII), не остановила нисходящую спираль в экономических отношениях, которая обрекла торговую миссию Буша-старшего в Токио на провал всего 18 месяцев спустя. Но спустя двадцать лет, Соединенные Штаты и Япония оказались ближе друг к другу, чем когда-либо прежде, и могут разделить совместное видение в реализации целей, изложенных в SII. Администрация Абэ активно проводит амбициозную экономическую программу, направленную на повышение внутреннего спроса, реализацию структурной реформы и, что очень важно, на укрепление международной открытости. Несмотря на неприятности в Вашингтоне, в ходе переговоров по ТТП администрация Обамы заложила основу для реализации амбициозной торговой программы, которая имеет потенциал сформировать правила мировой торговли для целого поколения. Япония и США рассчитывают на помощь друг друга.
|