М К Бхадракумар Оригинал статьи: China, US take hip hop class for APEC В прошедшие выходные член Госсовета КНР Ян Цзечи проводил консультации с госсекретарем США Джоном Керри в Бостоне по поводу подготовки повестки дня визита президента Барака Обамы в Пекин в начале ноября. Китайское сообщение об этом представляет собой целое исследование в отличие от экспансивного брифинга американских чиновников. Если убрать лишнее, то определяются две вещи. Во-первых, Янг подчеркивал важность обеих стран в развитии “взаимовыгодного сотрудничества в азиатско-тихоокеанских отношениях и в продвижении региональной стабильности и процветания”. В свою очередь американские чиновники об этом хранили сдержанное молчание, подразумевая, что здесь, возможно, есть какая-то проблема. Интересно также, что собираясь на встречу с Ян Цзечи, Керри вообще не упомянул азиатско-тихоокеанскую безопасность как пункт повестки дня, и будьте уверены, Ян не оставил это без внимания. Ян Цзечи сказал: “Я думаю, что Азиатско-Тихоокеанский регион очень важен. Мы должны сотрудничать для еще большей кооперации между Китаем и Соединенными Штатами в регионе, потому что именно этот регион пережил быстрое экономическое развитие, и я уверен, что саммит АТЭС сделает еще больше, чтобы добиться больше возможностей для взаимосвязей и инновационного развития и сформирует большее будущее для региона”. В понедельник, продолжая консультации в Вашингтоне с советником президента по национальной безопасности Сьюзен Райс, Ян "призывал обе стороны продолжать активное взаимодействие и сотрудничество в АТР”, но в сообщении Синьхуа не указано никакой реакции Райс на эти слова, да и была ли она у нее вообще. Во-вторых, положение развернулось на 180 градусов, когда стороны перешли обсуждению ближневосточной ситуации. Причем оба текста (и китайский и американский) признают, что Ян провел “всестороннюю” дискуссию по этой теме. Американская сторона даже слегка прогнулась, предположив, в частности, что Китай вскоре присоединится к американской стратегии борьбы с "Исламским государством", которое администрация Обамы рассматривает как злокачественную опухоль международного терроризма. Китайская версия, наоборот, проясняет, что у Пекина есть серьезная проблема как раз со американскими стратегиями на Ближнем Востоке, которые обходят Совет Безопасности ООН и нарушают устав ООН и международное право. Примечательно, что, когда Ян в понедельник завершал свои консультации в Вашингтоне, Синьхуа, воспользовавшись сдвижкой по времени, опубликовало резкий комментарий, описывающий американскую политику на Ближнем Востоке, не стесняясь ни в выражениях, ни в содержании. В нем Синьхуа не упоминает "Исламское государство", но делает обзор региональной политики США на Ближнем Востоке на фоне анархии в Ливии. В комментарии говорится: “одностороннее использование США силы без мандата ООН уничтожило послевоенное мироустройство”; США, “не проявляя уважения к суверенитету ближневосточных стран, вмешивались во внутренние дела других стран или даже свергали их правительства, ломая региональное равновесие сил”; “кроме того, идеологически заносчивые американские влиятельные политики думали, что Запад – все еще центр мира, и насильно внедряли демократию американского стиля в ближневосточные страны”; "гегемонизм и эгоцентризм западных держав — важные факторы, приведшие к кризису в Ливии”. Не совсем подходящая "прелюдия" для предстоящего визита Обамы? После этой последней попытки Ян Цзечи в Бостоне Пекин, кажется, потерял надежду убедить США играть конструктивную роль на саммите АТЭС, где скрытые страсти американо-китайского соперничества шумно войдут в последнюю стадию. Президент Си Цзиньпин, как ожидается, представит на саммите (10-11 ноября) Азиатский Банк инвестиций в инфраструктуру (как основу Морской стратегии Великого шелкового пути). Это является основной китайской региональной инициативой, которая встречает поддержку в Азии (включая Сингапур), несмотря на американскую дипломатию, которая упорно стремится задушить этот проект в колыбели. |