Частный реактивный самолет Dassault Falcon 50, на борту которого находился президент французского нефтяного гиганта Total Кристоф де Маржери, вылетал из Москвы в Париж в ночь с 20 на 21 октября в 23.57 по московскому времени, говорится в сообщении пресс-службы аэропорта "Внуково". Во время разгона борт столкнулся со снегоуборочным автомобилем, после чего разрушился и загорелся. Аэропорт уточняет, что самолет разгонялся по взлетно-посадочной полосе № 1 в условиях метеорологической видимости 350 м. Группа Total "c глубокой печалью" подтверждает гибель своего президента Кристофа де Маржери "после 22 часов (00.00 по московскому времени) на частном самолете в московском аэропорту “Внуково” в результате столкновения со снегоуборочной машиной", говорится в сообщении компании. На борту помимо Маржери находились стюардесса и два пилота, сообщил источник "Интерфакса" в правоохранительных органах. Все они были гражданами Франции. Самолет сгорел полностью и спасти людей не удалось, хотя по тревоге были подняты расчеты службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов аэропорта, которые незамедлительно приступили к тушению возникшего пожара, сообщает ТАСС. Погибли четыре человека на борту Falcon и водитель снегоуборочной машины, заявила "Интерфаксу" официальный представитель Московского межрегионального следственного управления на транспорте Татьяна Морозова. Позже пресс-служба аэропорта сообщила, что водитель снегоуборочной техники не пострадал. По факту авиакатастрофы начата прокурорская проверка, заявила официальный представитель Московской межрегиональной транспортной прокуратуры Наталья Брускова. Позднее было возбуждено уголовное дело по статье "Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушного судна, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц". В аэропорт выехал московский прокурор по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте Андрей Полещук. Расследование также проведет специальная комиссия Межгосударственного авиационного комитета с участием Росавиации. Во "Внуково" были временно приостановлены прием и отправка самолетов. Вылеты задерживались, а прибывающие лайнеры отправлялись на запасные аэродромы. Аэропорт возобновил работу в 01.34 по московскому времени. С места крушения изъяты черные ящики, сказала журналистам руководитель пресс-службы аэропорта "Внуково" Елена Крылова. Как передает ТАСС, у сотрудников аэропорта берутся объяснительные записки. Крылова не исключила, что прояснить ситуацию помогут установленные во "Внуково" видеокамеры. В числе версий крушения "неблагоприятные метеоусловия, в том числе плохая видимость, вызванная облачностью, туманом и осадками, не исключается отказ авионики, а также человеческий фактор, который мог привести к трагедии", сообщал источник "Интерфакса". "В качестве приоритетных версий рассматриваются ошибка пилотирования, нарушение правил движения транспорта на территории аэропорта, а также неверные действия диспетчерских служб", — заявил агентству руководитель Московского следственного отдела на воздушном и водном транспорте Московского межрегионального следственного управления на транспорте СК Иван Сибул. К расследованию привлекут французских экспертов. "Французскую сторону проинформировали. Они должны направить экспертов. Это произойдет в кратчайшие сроки", — сообщает источник "Интерфакса". Кристофу де Маржери было 63 года. Он возглавлял Total с 2007 г., а пришел в компанию сразу после колледжа а 1974 г. Потом он любил рассказывать журналистам, что выбрал Total, потому что туда было ближе всего ездить на работу. Маржери был отпрыском известной во Франции семьи Тэттинжер, владельцами дома шампанских вин Taittinger. Financial Times отмечает, что он считался "паршивой овцой" в семействе, потому что "предпочел изысканным ароматам вин запах нефти". В Total Маржери быстро продвигался по службе, дорос до поста руководителя ближневосточных операций компании, затем возглавил подразделения по разведке и производству и в 2007 г. стал президентом компании. Financial Times пишет, что в Париже у Маржери было прозвище "Большие усы". Во Франции его очень уважали и в энергетической индустрии, и в бизнес-среде в целом, и в политике, добавляет газета. Он был одним из постоянных участников ежегодных заседаний Консультативного совета по иностранным инвестициям в России. Его имя значилось и в списках последней встречи, которая состоялась в понедельник 20 октября с участием премьер-министра Дмитрия Медведева. Одной из тем заседания стало инвестиционное сотрудничество в сферах недропользования и торговли, на рынках электроэнергии, энергоэффективных и высоких технологий, сообщается на сайте правительства. Президент Total последовательно выступал против изоляции России даже после введения и усиления европейских санкций. Европе он предлагал думать не о снижении зависимости от российского газа, а о безопасности его поставок, в том числе в обход Украины. "Можем ли мы в Европе жить без российского газа? Ответ — нет. Есть ли причины жить без него? Я считаю, при этом я не отстаиваю интересы Total в России, что тоже нет", — говорил он в интервью Reuters. По его прогнозам, Европа может столкнуться с проблемами уже этой зимой, "если начнутся перебои в снабжении и наступят холода — это очевидно". Его компания не стала кардинально пересматривать сотрудничество с Россией. В числе постсанкционных шагов Total — отказ от планов увеличения доли в компании "Новатэк" с 18,2 до 19,4%, а также приостановка работы с "Лукойлом" по созданию СП в Западной Сибири. Последний проект попал под санкции, поскольку связан с добычей трудноизвлекаемой нефти. Аналитики предполагали, что французская компания до последнего не будет уходить из России. Помимо доли в "Новатэке" и 20% в "Ямал СПГ", совместном проекте с "Новатэком" (объем инвестиций оценивается в $27 млрд), Total также принадлежит 40% в Харьягинском СРП, где ее партнерами являются Statoil и "Зарубежнефть". |