Туристы из России, путешествующие по Европе, могут серьезно сократить свои траты. Эксперты предупреждают, что геополитическая напряженность и слабость рубля вынуждают их избегать походов по магазинам. На туристов из России приходится около 20% всей мировой беспошлинной торговли, поэтому сокращение ими расходов может ударить по европейским магазинам, ориентирующимся на туристов.
Согласно последним данным общий объем покупок русскими туристами сократился на 20% в апреле и мае, на 19% в июне. Россия выпала из шестерки стран, туристы которых тратят больше всего в Лондоне.
Как считает управляющий директор Neev Capital Рахул Шарма, больше всего от сокращения покупок российскими туристами пострадают магазины, специализирующиеся на продажи роскоши. "По объемам приобретаемой роскоши в мире русские туристы уступают только китайцам. Около 10% продаж роскоши в мире приходится на россиян. Санкции же способствуют тому, что россияне теперь не столь охотно тратят свои средства за рубежом", - сказал Шарма.
По словам Шарма, ситуация постепенно исправится, однако все события пришлись на пик сезона, что не позволило переориентироваться бизнесу, ориентированному на туристов, поэтому текущий год будет довольно тяжелым.
Менеджер компании Global Blue (оператор системы возврата НДС в различных странах) в Великобритании Гордон Кларк отметил, что геополитическая напряженность и ослабление национальной валюты стали двумя ключевыми факторами, которые способствовали сокращению расходов российскими туристами в Великобритании.
Российские туристы тратят больше всех, немецкие – самые экономные
У российских туристов ненасытный спрос на европейские товары роскоши, говорит аналитик HSBC Эндрю Лоббенберг. Именно за счет таких туристов и зарабатывают магазины в ЕС, в том числе в европейских аэропортах.
Во Франкфурте, третьем по величине центре в Европе, россияне тратят почти в четыре раза больше, чем среднестатистический пассажир. Это самые ненасытные покупатели.
Местные, немецкие, путешественники тратят в размере одной трети от среднестатистического пассажира. Это самые бережливые туристы, подсчитала компания Fraport, которая владеет магазинами в аэропорту Санкт-Петербурга, турецкой Анталии, болгарских городах Бургас и Варна, которые являются популярными местами отдыха для россиян.
Китайцы также тратят много – сопоставимо с россиянами, но в Китае в последние годы национальная валюта падает. Поэтому туристы из Китая тратят меньше, чем до 2013 г. Слабый рубль сделал невыгодной покупку дорогой валюты, и россияне, как следствие, стали меньше путешествовать за границу или очень экономить на покупках, если даже удавалось выехать в другие страны.
Этот фактор ударил по розничным продажам в Европе от Лондона до Франкфурта, с наибольшим падением в аэропортах Великобритании и Германии, в магазинах беспошлинной торговли duty free. В эти страны, согласно статистике, любят путешествовать состоятельные россияне, делая там попутно покупки. По данным Ростуризма, в I квартале 2014 г. турпоток из России упал на 4% в годовом выражении после стабильного роста. |