Китай наложил рекордный штраф на 12 японских компаний, поставляющих детали для автомашин, обвинив их в ценовых манипуляциях. Обвинения в нарушениях закона все чаще обрушиваются на американские и японские компании, работающие в Китае — судя по всему, Поднебесная взяла курс на вытеснение их с национального рынка Рекордный штраф в 1,24 млрд юаней (202 млн долл) требуют власти КНР с 12 японских фирм, "уличенных" в том, что они якобы вступили в сговор с целью установления фиксированных цен. Расследование было инициировано антимонопольным ведомством страны Среди компаний — такие гиганты, как Sumitomo Electric и Mitsubishi Electric: на них возложена львиная доля выплат этого фантастического штрафа. Китайская Комиссия по национальному развитию и реформам в своем заявлении утверждает, что упомянутые фирмы "незаконным образом воздействовали на цены на автозапчасти, целые автомобили и материалы". По антимонопольному законы страны, принятому в 2008, власти могут взыскать с компаний, уличенных в подобной деятельности, до 10% их годового дохода Государственная телекомпания Китая CCTV сообщила, что штраф — крупнейший в истории применения этого закона, и пояснила это решение тем, что Китай — самый большой автомобильный рынок в мире, а значит, японские компании могли извлечь хорошую прибыль из своих действий. Все бы хорошо, но уж слишком многие иностранные компании подверглись за последние несколько месяцев подобному преследованию. Летом под удар попали американские компании. Сперва IT-гиганты — так, в июле государственные телеканалы Китая показали ряд репортажей о том, что смартфоны IPhone, обладание которыми — мечта многих китайцев, на самом деле национальный рынок КНР, представляют угрозу национальной и личной безопасности страны, поскольку благодаря им иностранные спецслужбы могут отслеживать местоположение владельца. До этого подозрение правительственных органов КНР обрушивалось на головы IT-гиганты Cisco, Google, Microsoft и т. п Следующими стали иностранные сети быстрого питания McDonald’s и KFC, а также пищевая компания Husi Food Co, принадлежащая америнским владельцам: чиновники Шанхайской муниципальной администрации по пищевым продуктам и лекарственным средствам установили, что в этих сетях использовалось некачественное мясо. В целом же преследование иностранных фармацевтических, пищевых и технологических фирм началось еще в прошлом году В чем причина внезапной нелюбви властей КНР к иностранным компаниям? Несомненно, транснациональные компании, работающие в Поднебесной, приносят стране определенные выгоды - они создают рабочие места, платят налоги, подтягивают квалификацию местных рабочих и даже делятся технологиями (чаще всего не добровольно). И все же КНР, кажется, ориентируется на импортозамещение: дело в том, что технологически подросшие компании страны все острее воспринимают американские, японские и южнокорейские как конкурентов: так, в области IT присутствие Apple и других иностранных производетелей гаджетов невыгодно Huawei, а работа Google — продвижению в Азиатско-Тихоокеанском региона китайского поисковика Baidu Удар по присутствию японским автокомпаний в КНР, возможно, планировался еще с прошлого года: напомним, что еще год назад власти страны порекомендовали BMW, Audi и Daimler проверить свои автомобили на предмет безопасности для здоровья пассажиров. В январе 2013 год Госсовет КНР поставил перед китайским автопромом задачу создать 3-5 брендов, которые могли бы конкурировать с иностранными. Судя по всему, пытаясь затруднить работу иностранных автокомпаний, КНР тем самым дает шанс отечественным производителям: использование внеэкономических инструментов позволяет КНР проводить политику протекционизма, даже не объявляя ее официально и формально не ограничивая принципа свободы торговли Илья Носырев
|